Дидактические обоснования: комплексная программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100») под научной редакцией Д.И. Штейна; программа математического развития детей дошкольного возраста. Автор Л.Т. Петерсон.
Группа: II младшая
Раздел: «Окружающий мир для дошкольников» – «Здравствуй, мир», формирование элементарных математических представлений авторы Л.Т. Петерсон и Е.Е. Кочемасова
Дидактическая цель: закрепление пройденного материала
Тип занятия: комплексное
Задачи:
- закреплять умение объединять предметы по характерным признакам, соотносить количество предметов в приделах трех с цифрой, соблюдать правила безопасного поведения на улице, знание основных цветов;
- развивать умения определять профессию человека по атрибутам и характерным элементам одежды, внимание, наблюдательность, мышление, совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы;
- воспитывать любознательность, положительное отношение друг к другу.
Методы:
- наглядный – дидактические пособия, демонстрация рисунков,
- словесный – беседа,
- практический – подвижная и дидактические игры.
Форма проведения: фронтальная
Средства: «Дорога с разметкой пешеходного перехода»; флажки красного, желтого и зеленого цветов; полки с предметами мебели, кухонной чайной столовой посудой; карточки с цифрами 1 2 3; зонт, шапка, кукла «Карандашкин», мультимедийная установка, конфеты.
Предварительная работа:
- беседы о родном городе, правилах дорожного движения, профессиях;
- игры и занятия на классификацию предметов их цветовую гамму;
- экскурсии к светофору, в магазины (мебельный, овощной).
ХОД НОД
Дети стоят рядом с воспитателем
– Ребята, я хочу вас пригласить в путешествие по
нашему городу
(Рисунок 1 см. в Приложении 1)
– Как называется город, в котором мы живем?
– На какой реке стоит наш город?
– На каком транспорте можно путешествовать по
городу?
– Как можно путешествовать по городу, не
пользуясь транспортом?
–Я предлагаю отправиться в путь пешком.
Принимаете мое предложение?
– Тогда в путь!
Дети под музыку идут за воспитателем.
– Посмотрите, перед нами дорога. Как перейти на
другую сторону?
– Рядом с нашим пешеходным переходом нет
светофора. Регулировать движение флажками будет
… (вызывается кто-то из детей)
Ребенок флажками трех цветов светофора
регулирует движение.
– Что значит этот сигнал? (вопрос на каждый
сигнал)
Дети переходят дорогу по пешеходному переходу
на сигнал зеленого флажка.
– Посмотрите, мы подошли к большому магазину. В
нем много отделов. Давайте устроимся удобнее и
рассмотрим их.
Дети садятся на стульчики, перед ними полки
отделов: «фрукты-овощи», «посуда», «мебель»
– Как вы думаете, как называется этот отдел
магазина? («фрукты-овощи»)
– Для покупок я приготовила красивый пакет. В
этом отделе можно купить вот сколько фруктов.
Воспитатель показывает карточку с цифрой 3.
– Сколько фруктов можно купить?
Ребенок выполняет занятие.
– Сколько фруктов ты купил?
– Дети, правильно ли выполнил задание … (имя
ребенка)?
– Сколько можно купить овощей?
Воспитатель показывает карточку с цифрой 2,
ребенок выполняет задание.
– Сколько овощей ты купил?
– Какие овощи ты купил?
– Как называется этот отдел? («посуда»)
– Какую посуду вы видите на верхней полке
(«чайная»)
– На нижней полке? («кухонная»)
– На средней полке? («столовая»)
– В этом отделе можно купить только вот сколько
предметов посуды.
Воспитатель показывает карточку с цифрой 1.
Ребенок выполняет задание.
– Что ты купил?
– Почему только один предмет посуды ты купил?
– Как называется этот отдел нашего магазина?
(«мебельный»)
– Что можно купить в мебельном отделе магазине?
– Какая мебель продается в нашем магазине?
– Кто заметил в мебельном магазине лишний
предмет? (шапка)
– В каком магазине можно купить шапку?
– Покупки мы сделали, можно отправляться дальше.
Дети идут за воспитателем по залу.
(Рисунок 2 см. в Приложении 1)
– Посмотрите, солнышко прячется за тучку.
Наверно скоро пойдет дождь. Давайте поиграем в
игру «Солнце и дождик».
Дети под веселую музыку выполняют
танцевальные движения. Когда музыка смолкает,
дети прячутся под зонтом воспитателя. Игра
повторяется два раза.
– Посмотрите, после дождя на небе появилась
радуга!
(Рисунок №3 см. в Приложении 11)
Назовите цвета радуги (ответы хоровые и
индивидуальные)
– Посмотрите, мы подошли к кинотеатру, кто нас
встречает? (Карандашкин – «кукла», которая
приходит к детям на НОД по разделу «Синтез
искусств»)
– Карандашкин наблюдал за вами весь год, он
подсмотрел, кто кем хочет стать, когда вырастет.
Сейчас он на экране вас покажет, и вы убедитесь,
правильно ли он подметил.
(Рисунки с 4 по 18 см. в Приложении
1)
Вопросы к рисункам:
– Как вы думаете, кем хочет стать … (имя ребенка)?
– Почему вы так решили?
– Подумайте и скажите, что нужно делать, чтобы
стать, например, космонавтом, полицейским,
воспитателем, моряком?
– Чтобы все, что вы задумали, сбылось,
Карандашкин приготовил волшебные конфеты,
называются они «Мечта». Давайте съедим по одной
конфете и угостим наших гостей, ведь каждый из
нас о чем-то мечтает. Пусть наши мечты сбываются!