Цели:
Образовательно-развивающие
- Усвоение новых понятий: "нектон", "планктон", "бентос".
- Применение опорных понятий "океан",
- Развитие умений пользоваться тематическими картами, работать с различными источниками информации, развивать умение выявлять причинно-следственные связи приспособляемости морских животных
Воспитание формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий (обще - особенное, причина - следствие, пространство - время)
Оборудование: Физическая карта полушарий, карты атласа, контурные карты, компьютер, карточки-задания, иллюстрации по теме, презентация
Заявка на оценку(3 слайд)
- "5" - 18-22 балла
- "4" -14-17 баллов
- "3" - 10-13 баллов
Критерии оценивания(4 слайд0
- Вопрос-понятие - 1б
- Ответ на вопрос-понятие - 1б
- Ответ на вопрос-суждение - 2 б
- Любая версия - 1б
- Верная версия - 3б
- За выполнение дом/з (сообщения) - 5 б
- За активность - 1б
- За работу группе -2б
План-конспект
Этап урока | Деятельность учителя | Баллы, время | Деятельность учащихся | ||
Оргмомент | 15 сек. | ||||
1 | Проверка готовности учащихся к уроку. Урок сегодня, ребята, не простой, - урок-путешествие. Наш класс это большой корабль, а вы мореплаватели - путешественники Наш девиз "Нам всегда нужна удача, только так, а не иначе!" |
Дежурный учащийся класса проверяет
готовность ребят к уроку Повторим хором |
|||
1.2. | Знакомство учащихся с заявкой на
оценку. Слайд №4 Учитель знакомит с заявкой на оценку и критериями оценивания |
1-2сек | |||
II. | Работа по теме урока | ||||
1 | Выведение темы и цели урока Вступительное слово учителя Все готовы к путешествию. На доске иллюстрации: (иллюстрации озер, рек, горные снеговые вершины, деревья, покрытые инеем и другие) Задание Сопоставьте иллюстрации и прослушав стихотворение, сделайте умозаключение - Докажите, что "вся вода из океана" "Спросил на днях Малыш-сосед |
1 мин За ответ 1б За умозаключение 3б |
Предполагаемый ответ
Автор утверждает, что вся вода из океана. Вода образует одну из земных оболочек. Ребята отвечают, что на картинках изображена вода, автор в стихотворении называет воду: "струйкой, льющейся из крана", Поскольку вода самое распространенное на Земле вещество, а основная масса воды сосредоточена в океанах Следовательно - океан главный хранитель воды. |
||
2.2. | Слайд №5 Проверка домашнего задания Сформулируйте вопросы-понятия по изученным темам об океане |
1-2 мин За вопрос-понятие 1 б За ответ 1б |
Ребята отвечают устно Предполагаемые ответы слайд №6 - Что называется океаном? Что считается айсбергом? Что понимается под водными массами? Что выражают течения в океане? Что представляют собой плавучие льды? Что является водной оболочкой Земли? Что такое океаническая вода? Каковы свойства и виды вод океана? |
||
2.3. | Индивидуальный труд Слайд №7 Задание 2 Прочитайте стихотворение и подчеркните слова, выражающие образ океана. Стих у каждого учащегося Океан, мой древний прародитель, |
1-3 мин За ответ1б За самостоятельную работу -2б За версию 1б |
Учащиеся самостоятельно работают и
выделяют образы, относящиеся к океану. Предполагаемые ответы:
|
||
Давайте проверим слайд №8 |
1-2 мин 1б |
Ребята поочереди выходят и на доске
прикрепляют данные образы слайд №8 Океан
|
|||
Объявление темы урока Сегодня мы остановимся на одном из этих образов Жизнедатель Составьте вопрос-суждение к данному образу Открываю на доске тему урока "Жизнь в океане" слайд №1 |
2-3 мин 2б |
Ребята составляют Чем объяснить, что автор назвал океан жизнедатель? |
|||
2.4. | Простая кооперация Работа в группах Прочитайте текст учебника, стр52 Составьте логическую схему "Морские организмы" Проверка Слайд №9 ,10 |
4-8мин 3б
3б
3б |
Учащиеся работают: 1.Ссамостоятельно Выполните задание на карточке Найди правильный ответ: А - Нектон Б - Планктон В - Бентос 1.активно плавающие животные; 2. организмы, живущие на дне 3. пассивно плавающие животные Предполагаемый ответ по карточке А - 1. Б - 3. В - 2 2. В.группах, На доске и в тетрадях выполняется логическая схема 1 группа по активности 2 группа - по месту обитания |
||
2.5. | Сложная кооперация Просмотр презентации о морских организмах Слайды №11-14 Найти место организмам, предоставленным в презентации в логической схеме |
4-6 мин 6б |
1. Выступление группы От каждой группы
выступающий 2.Дополнения, возражения, вопрос-суждение |
||
2.6. | Вопросы для обсуждения: Каким образом человек использует богатства океана? Какой образ можно дать океану, исходя из этой функции? Почему жизнь в океане требует охраны? |
2-4 мин 5б |
Предполагаемые ответы Сообщения
учащихся Богат и разнообразен растительный и животный мир океана. В настоящее время в океане обнаружено около 160 тысяч видов животных и более 10 тысяч видов водорослей. Серьёзная опасность угрожает океану: в океан, капля за каплей, устремляются чуждые океанической среде вещества, которые отравляют воду, уничтожают живые организмы. 2. Одним из наиболее опасных загрязнителей океанической среды является нефть. Загрязнение нефтью гибельно не только для водных организмов, но и для обитающих на побережье птиц. Поверхностная пленка самый распространенный вид нефтяного загрязнения. Один грамм разлившейся нефти может затянуть подобной пленкой 10 м.кв. водной поверхности. Многие виды бактерий, дрожжей, грибов и одноклеточных водорослей в процессе своей жизнедеятельности разрушают нефтепродукты и пестициды, а также обезвреживают некоторые тяжелые металлы. В итоге в морях, особенно в их прибрежных, мелководных акваториях, происходит гигантская по масштабам процессы осветления воды, улучшения и поддержания ее качества на определенном уровне. 3.Тем не менее, процессов самоочищения океану недостаточно. Поэтому человек должен прийти на помощь колыбели земной жизни. Океан принадлежит не только людям, поэтому мы должны постоянно учитывать интересы других живых существ, пользующихся его благами. И проводить различные природоохранные мероприятия. Одной из задач сохранения наиболее богатой по составу прибрежной и океанической фауны, флоры является создания заповедников. |
||
2.7. | Самооценка индивидуального труда | 1-2мин | Подсчет баллов, оценивание | ||
2.8.
2.9 |
Подведение итога урока И напутствием вам будут слова. Океан седой гремит набатно. И напоследок я всем хочу пожелать: Счастливого плавания в океане Знаний! Что нового вы сегодня узнали на уроке? Понравилось ли вам путешествие в океан Знаний? Для закрепления 1. Подписать на контурной карте все океаны 2. Отметить на контурной карте красным цветом районы усиленного лова рыбы, синим цветом районы расширенного лова рыбы. |
1-мин
3 мин 5б |
Ребята высказывают свои мнения о
проведенном уроке. - Мы удачно вернулись из путешествии по океану, узнали много интересного о жизни в океане - Я считаю, что удача нам улыбнулась. Хочется повторить ещё раз слова нашего девиза "Нам всегда нужна удача, только так, а не иначе!" Мы успешно прошли все испытания при плавании по океану
Работу, выполненную на картах сдать на проверку. |
||
III. | Домашнее задание Параграф 11 Составить вопрос: суждение |
1-2мин | Предполагаемые ответы Где расположены районы усиленного лова рыбы? Чем объяснить, что районы усиленного лова рыбы располагаются вдоль берегов? |
Индивидуальные особенности школьника
В центре внимания современного образования поставлена личность, уважение к ней, стремление помочь её развитию. При реализации сложных задач по формированию личности я применяю различные виды учебной деятельности, о наиболее интересных и успешно применяемых, я расскажу. Индивидуальные особенности школьника формируют качества его личности. Моя задача, как учителя, помочь ребенку развить и совершенствовать эти качества, которые лежат в интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной, волевой, предметно-практической сферах и сфере саморегуляции. Поэтому вопросы: как организовать развивающее обучение на каждом уроке, какие методы наиболее эффективны для комплексного решения задач обучения, развития, воспитания учащихся - необычайно актуальны сегодня. "Учение с увлечением" в настоящее время для меня оформилось в серьезную область профессиональных интересов. В "ткань урока" я ввожу элементы проблемного обучения, поисковых, исследовательских и других методов обучения.
Нетрадиционные уроки, необычные по своей форме и методике проведения нравятся моим учащимся. Привлечение оригинальных, занимательных форм обучения способствует созданию той положительной атмосферы урока, которая располагает к выполнению самых различных по степени сложности заданий. При использовании подобных уроков открываются новые возможности: иной подход в построении, конструировании урока с элементами новизны и неожиданности, а значит, заинтересованное отношение учащихся, другой стиль взаимоотношений между мною и детьми. Другой эмоциональный настрой и другие результаты, что особенно важно для школьников интересующей меня категории. В своей педагогической деятельности я использую технологию СДО (способ диалектического обучения). Презентация1.PPT
В 10 классе контроль знаний провожу в форме рейтинговых зачетов. Как показывают полученные результаты, такая форма контроля отвечает актуальным задачам развития школы и ориентирует на личность ученика. Мои ученики предпочитают изучать новое коллективно, путем совместного поиска, при взаимной помощи в работе. О результатах свидетельствует анкетирование.
1. Чем объяснить, что тебе нравятся уроки географии? (я по-новому оценил свои способности - Олег. И 11 кл, Саша Р. 9кл)
2. Как доказать, что на уроке преобладают коллективные формы работы?
(мы работаем в группах: учимся обобщать материал, анализируем, строим умозаключения, помогаем товарищам - Гюнай И -10 кл, Саша. К 9кл)
3. Почему вам нравятся уроки географии?
(1. уроки проходят в игровой форме, все с удовольствием работают, строим схемы, выводим сами определение понятий, учимся составлять сборники понятий.- Кристина П.,9кл;
2. просто интересно, не нужно зубрить материал - Денис Г, 10кл)
4. На каких уроках вы чувствуете себя комфортно?
(на географии и экологии, я хочу посещать эти уроки, мы работаем творчески, на уроках мы прослеживаем связь с другими науками - Конных М, 10 кл, Вениамин. Ф. 9 кл)
5. По каким предметам легче усваивать понятия?
(география, экология при усвоении понятий мы логически мыслим - Олег Д 7 кл.)
Приложение 1 Презентация 1. PPT
Нетрадиционные формы уроков по технологии СДО выявляют у детей умения самостоятельного выполнения различных творческих работ, умения различать факты, мнение, доказательство, гипотезу, умение описывать результаты своих работ (оформляют в виде презентаций)
На уроках я использую современные технические средства и источники информации, в т.ч. и информционно-коммуникационные. Применяю современные цифровые образовательные ресурсы в процессе обучения по предмету. Под руководством учителя мои ученики выполняют работы в электронном варианте (презентации). Дети защищают свои работы, учатся творчески работать, получают от своей деятельности удовлетворение. По результатам моих исследований я делаю выводы, что учащиеся с интересом относятся к моему предмету, повышается качество знаний
Эффективность преподавания во многом зависит от умения учителя разнообразить организацию учебного процесса. Одним из таких направлений является проектная деятельность, которая помогает способствовать более глубокому усвоению курса географии, практическому применению. В каждом классе работают группы: гидрологов, почвоведов, климатологов. Школьники выполняют определенные задания по возрастным группам подготавливают и успешно защищают немало интересных и оригинальных работ.
группа биогеографы 6 класс Ребята изучают пойму в долине реки Черной по плану. Географическое положение ПТК.
Описание ПТК:
а) название участка (по форме рельефа, растительности);
б) выявить особенности компонентов: горные породы, тип почвы, растительность (скудная, богатая), режим и питание реки;
в) оценить возможности для использования ПТК человеком, влияние человека на ПТК;
г) сделать выводы о том, что нужно сделать, чтобы улучшить ПТК.
Оборудование: термометр для измерения температуры поверхностного слоя почвы, линейка для определения толщины слоев в почвенном разрезе.
1. ПТК реки Черной - пойма расположена приблизительно 56,4 с.ш., в умеренных широтах. Река протекает в центре села Рождественского, от школы расположена в восточном направлении.
Истоком реки являются источники грунтовых вод в юго-западном направлении от села. Устье - река Енисей в селе Казачинское.
Исследование экологического состояния реки Чёрной мы изучаем во время весенней и осенней экскурсий. В процессе исследования мы проведем различные измерения, проанализируем полученные данные, выделим причины развития выявленного процесса. Для измерительных работы заготавливаем вешки, поплавки, диск для определения прозрачности воды, мерную верёвку, мерную ленту, водомерную рейку, часы с секундной стрелкой, термометр. Результаты всех исследований фиксируем в полевом дневнике (один дневник в группе).
Полевой дневник
Группа гидрологов: Класс - 6-й. Бригадир - Альмаметов Равшан.
Место экскурсии: Река Чёрная в центре села.
Дата и проведения - май-июнь 2010 г, октябрь-ноябрь 2011г.
План | Действия, соответствующие пунктам плана | Результаты исследования |
!. Общая характеристика реки | С наиболее удобной точки осмотрите
местность: а) определите, в каком направлении относительно вас протекает река; б) укажите, на каких формах рельефа она расположена, как связаны между собой. |
Река протекает в северо-восточном
направлении. Левый берег реки равнинный, правый крутой, холмистый. |
II.Описание реки: 1 - ширина и глубина реки; 2 - скорость течения. |
1) измерьте ширину русла и глубину
(ширину с помощью веревки с нанесенными на нее
разметками, глубину - водомерной рейкой в разных
частях русла: у берегов и посередине реки); 2) определите скорость течения способом поверхностных поплавков. Выберите прямоугольный участок реки длиной 50-60м:, по берегам установите вехи. Пара реек перпендикулярно к направлению течения реки, так что получается три створа:I-верхний, II- главный, III- нижний по течению реки Перед началом работы в полевой дневник запишите начало работы и дайте природно-климатическую характеристику территории: а) состояние реки; б) состояние погоды; в) ветер (скорость, направление). Наблюдатели встают по створам, забрасывают поплавки, ближе к правому берегу, на середину реки, ближе к левому берегу. Когда поплавок окажется на верхнем створе, наблюдатель подает сигнал. Учащийся, стоящий у главного створа, засекает время. Поплавок проходит через нижний створ, и наблюдатель фиксирует в дневнике время прохождения. Для определения скорости течения сложите скорости всех потоков и разделите на их количество. |
Ширина русла 13,2м Глубина: а) у левого берега -1,5м; б) у правого берега- 2,8м; в) посередине реки-1,7м. 1-й створ - время прохождения поплавка 18 мин. 2-й створ - время прохождения поплавка 12,5 мин. 3-й створ - время прохождения поплавка 7 мин. Скорость течения реки 18+12,5+7=37,5(м/мин) Состояние реки: Наблюдается неравномерность стока, увеличение эрозии, заболачивание поймы - это непосредственное влияние человека (нерациональная рубка лесов). Интенсивное снеготаяние, иногда ливневые дожди являются причиной заболачивания левого берега и возникновения селей на правом берегу реки. Температура +16, светит яркое солнце. Дует легкий, теплый юго-западный ветер. Скорость ветра от 2-5м/сек. |
IVхарактер берегов | Описание берегов реки составьте по личным наблюдениям, установите характер и извилистость русла, размыв берега, отложение рекой взвешенного материала и образование отмелей, наличие выхода подземных вод, загрязненность берегов. | Левый берег - холмистая равнина, правый крутой, обрывистый, поэтому наблюдается извилистость русла реки. Берега размывает при весеннем половодье, а также влияет выветривание. Река меняет свое русло. Образуются препятствия, поэтому меняется и русло реки. Появляются оползни. |
V.Зависимость направления и характера течения от рельефа | Сделайте вывод о зависимости направления и характера течения от рельефа | Направление зависит от рельефа. Течение спокойное, плавное, так как рельеф в пойме - холмистая равнина. |
VI.Свойства воды | Для определения прозрачности воды в реке можно использовать диск, его опускают на веревке, имеющей на конце груз. Глубина, на котором диск становится невидимым, позволяет судить о прозрачности воды. | В данном месте вода прозрачная. Диск виден на глубине 1,8м. |
2. По форме рельефа пойма реки холмистая равнина. Растительность - низкорослые кустарники - тальник, овсяница гигантская, мятлик однолетний, нивяник обыкновенный (ромашка), череда трехраздельная, девясил, крапива двудомная, лопух, клевер луговой, манник плавающий, белоголовник и др.
Горные породы: песок, глина строительная, глина голубая, гравий.
Тип почвы - серые лесные. Растительность скудная.
Питание смешанное: снеговое, дождевое и грунтовые воды. Для реки характерны весеннее половодье, дождевые паводки. В зимнее время река покрыта льдом и единственным источником питания является выход грунтовых вод на поверхность в русле. Весной в реку стекают талые снеговые воды. Они переполняют русло и заливают дно долины. Так наблюдается половодье весной.
Человек использует ПТК для хозяйственных нужд (орошение огородов, приусадебных участков). Население села отрицательно влияют на ПТК. Производит выпасы скота. Загрязняет берега реки.
Вывод: Важными мероприятиями нашего проекта является очистка и окультуривание участка реки Черной - места для отдыха и купания.
Своим личным участием в добрых делах дети желают дружно трудиться, укреплять сотрудничество с населением, друзьями, заинтересовать общественность.
группа экологи исследуют участок определенного ПТК, выявляют участки и формы антропогенного загрязнения, фиксируют причины (на примере исследования реки Черной).
На загрязнение реки влияют внешние силы: выветривание, ливневые дожди, половодье. Берега реки замусорены не только от природной стихии. Хозяйственная деятельность человека - это антропогенный фактор, влияющий на развитие природы. Выпасы скота, мойка машин, выбросы бытового мусора, а также вырубка лесов по долине реки - это отрицательное воздействие человеческого фактора. Среди жителей села детьми был проведен сбор информации, Мои ученики продолжают проводить работы по очистке реки. "Выуживают" из реки мусор разного вида, очищают берега. Организовывают молодежь, трудоспособное население для участия в мероприятиях по реализации проекта. Вывешиваем плакаты, оповещаем население листовками об экологическом состоянии реки Черной. Все жители села принимают участие в озеленении села, укреплении берегов реки. Приложение 2 Презентация 2.PPT
группа климатологи. Климат нашей местности.
Исследование проводили по плану:
1. Резкие колебания температуры;
2 Преобладание количества осадков;
3 Роль воздушных масс;
4 Влажность;
5. Атмосферное давление.
Исследование проводили с января по декабрь 2010-2011 уч г.
В нашей местности наблюдается континентальный климат умеренных широт.
Формируется этот климат под влиянием континентальных воздушных масс умеренных широт, перемещающихся чаще всего в широтном направлении. Зима сурова - средние температуры января составляют -18С,- 27С. Лето умеренно теплое - средние температуры июля от +17С, + 28С Осадков выпадает от 600 - 800 мм в год. Особенно большое количество осадков выпадает в виде снега с октября по апрель. И в виде дождя в июне - августе.
Перемещение воздушных масс над поверхностью Земли приводит к переносу тепла и влаги из одних районов в другие. Различные воздушные массы по температуре и влажности определяют характер погоды Здесь на местности круглый год преобладает (кВУШ) континентальный воздух умеренных широт. Поэтому зимой здесь ясная морозная погода (сибирская зима), а летом достаточно тепло. Осенью и весной наблюдаются заморозки, иногда и в июне.
В июле при повышенной температуре возникают засухи. В любое время года можно наблюдать и сильные порывы ветра до 17-18 м/сек.
Влажность высчитываем по формуле К= О/И (К - коэффициент увлажнения, показывающий отношение годовой суммы осадков к испаряемости на этот же период). Используя карту района и личные данные по наблюдениям, определяем К= 750/ 380; К =1,9. В селе Рождественское количество выпадающих осадков превышает испаряемость - то есть увлажнение избыточное.
Атмосферное давление меняется от резкого колебания температур.
Вывод: При исследовании выявили, что в селе наблюдаются неблагоприятные климатические явления - засухи, заморозки, сильные ливни, сильные морозы. Причиной их являются отсутствие или обилие атмосферных осадков, резкие перепады давления, быстрые смены температур.
Климатические условия нашей местности при всей их суровости все же не являются непреодолимым препятствием для жизни и хозяйственной деятельности населения. На приусадебных участках жители выращивают все виды овощей, на полях кормовые и зерновые культуры. Для того чтобы предотвратить негативные последствия неблагоприятных климатических явлений, дети составляют прогноз погоды, анализируют. Окультуривание и очистка берегов и русла реки, озеленение села - это необходимые мероприятия, которые ребята начали выполнять. Разнообразие климатических условий часто оказывает отрицательное влияние на здоровье жителей села. Наблюдаются сердечно - сосудистые заболевания (от перепадов атмосферного давления), ОРВИ, ОРЗ, грипп и другие простудные заболевания. Из-за антисанитарных условий (загрязнение берегов реки) возникают инфекционные заболевания у детей.
По окончанию работы проводим анализ. Обобщение проводим в виде презентации. Так мы учимся выявлять противоречия между экологически необоснованной деятельностью человека и природой; объясняем роль природы в жизни человека; определяем причины исчезновения отдельных видов животных; приводим примеры нерационального использования природных ресурсов; оцениваем состояние природных вод и почвы; описываем основные источники загрязнения воды, воздуха; составляем правила основных мер по охране природы села Рождественского
Исследовательские проекты имеют четко продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема и объект исследовании; цель, задачи исследования, методы, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Примером являются работы, выполненные учащимися в рамках школьного экологического образования. В нашей школе проводятся по программе уроки НРК и на уроках географии, а также во внеурочное время. Создана дружная команда. Каждый год ребята готовят для себя преемников. Методы проектной деятельности всегда ориентированы на организацию самостоятельной деятельности (групповая, парная, индивидуальная). Исследовательская работа проводится в определенный период времени (в нашей деятельности в течение года). Девизом у детей служат слова А.П.Чехова "Если каждый человек на своей земле сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша" Основой выполнения проекта является доминирующий метод, в котором различают исследовательские, практико-ориентировочные, творческие и другие. На уроках географии и во внеурочное время проект реализовывается в рамках обычной учебной работы. Компоненты проекта нашли свое отражение в занятиях по географии и экологии. Важной чертой проектов является активное участие учащихся во всех его этапах. Учебный исследовательский проект содержательно представляет собой результат конкретной деятельности, взятой из реальной жизни и лично значимой для учащихся проблемы.
Выполнение школьного проекта имеет много общего с научно-исследовательской работой, при этом возникает необходимость овладения учителем "технологии научного исследования".
О сформированности навыка творческой деятельности учащихся можно судить по результатам выполнения заданий проектов, а также по высокой мотивации творчества, по желанию проявить себя в том виде деятельности, который для них интересен.
При выполнении практико-ориентировочных работ применяю элемент дискуссии. Дискуссия как метод обучения требует обмена мнениями по конкретной проблеме. Её подготовку и проведение провожу по следующим этапам:
Определение источников получения информации и подготовка сообщения.
Представление и защита своей точки зрения
Возникновение познавательного конфликта между разными аргументированными суждениями
Получение дополнительной информации для всестороннего изучения вопроса.
Выделение общего в противоположных точках зрения.
Содержательная сторона подготовки заключена в качестве собранной информации, а формальная - в выборе формы изложения информации и в ознакомлении с правилами ведения дискуссии, которые имеются у каждого учащегося.
В ходе выполнения исследовательских заданий, применение знаний и умений с использованием различных источников информации, у детей накапливается индивидуальный опыт творческой деятельности, интерес к предмету географии и экологии.