Урок-презентация по математике по теме "Сложение и вычитание рациональных чисел". 6-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (576 кБ)


Класс: 6.

Учебно-методическое обеспечение: учебник – Математика 6, Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др.

Тип урока: проверка и оценка знаний, умений и навыков по теме: «Сложение и вычитание рациональных чисел».

Вид урока: урок-путешествие в страну «Отрицательных чисел».

Формы работы: коллективная, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.

Технологии: развивающее обучение, дифференциация и индивидуализация обучения, здоровьесберегающие технологии.

Цель: восприятие учащимися и закрепление умения складывать и вычитать рациональные числа, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Задачи урока:

Образовательные:

  • проверить качество и прочность знаний учащихся по данной теме;
  • расширить знания истории отрицательных чисел; знания родного края;
  • привить учащимся навык самостоятельности в работе.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес учащихся в процессе ознакомления с историческим материалом; с материалом живой природы;
  • развивать вычислительные навыки;
  • развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества; способность к «видению» проблемы;
  • формировать умения четко и ясно излагать свои мысли;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к математике через другие предметы;
  • воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации;
  • воспитывать трудолюбие и аккуратность;
  • воспитывать уважение к математике, умение видеть математические задачи в окружающем нас мире.

Оборудование и наглядность:

  • компьютер;
  • проектор;
  • презентация для сопровождения урока;
  • листы настроения.

Ход урока

 

I. Организационно-психологический этап.

(Слайд 1)

II. Вступительное слово. Формулировка темы и целей урока.

(Слайд 2-3)

Сегодня на уроке мы будем с вами путешествовать. Необычно? Да. Мы совершим путешествие в страну «Отрицательных чисел», делая остановки на станциях: историческая, биологическая, географическая и математическая. На данных станциях вы должны будете показать свои знания, умения и навыки по теме: «Сложение и вычитание рациональных чисел».

Чтобы наше путешествие было интересным, попрошу вас быть активными, постараться проявить себя.

III. Актуализация прежних знаний.

(Слайд 4)

Давайте вспомним, что мы уже знаем про положительные и отрицательные числа.

Блиц-опрос:

  1. Приведите примеры положительных и отрицательных чисел и изобразите их на числовой прямой. (Самостоятельно, в рабочих тетрадях).
  2. Что называют модулем числа? Может ли модуль какого-нибудь числа быть отрицательным числом?
  3. Какое число больше: положительное или отрицательное? Какое из двух отрицательных чисел считают большим, чем другое? А какое из них меньше?
  4. Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел. Может ли при сложении отрицательных чисел получиться нуль?
  5. Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.
  6. Что означает вычитание отрицательных чисел? Каким действием можно заменить вычитание?
  7. Сформулируйте законы сложения.

IV. Историческая пауза.

(Слайд 5)

На первой станции – «Историческая» заслушаем выступление ученика с лучшим рефератом по теме: «Исторические сведения о новых числах – отрицательных».

«Не зная прошлого развития науки, трудно понять ее настоящее».

(Приложение 1)

V. Работа над нестандартными заданиями.

Путешествуя по стране «Отрицательных чисел», делаем остановку на второй станции – «Биологическая». Связь математики с живой природой.

Задание 1. (Слайд 6)

На островах Тихого океана живут черепахи-гиганты. Они такой величины, что дети могут кататься сидя у них на панцире. Название этих черепах мы узнаем после того, как выполним следующее задание: решая примеры, определите название этой черепахи. (Устная фронтальная работа с классом). (Слайд 7)

-42 + 18= 0 Е
-3,91 + 3,91 = -5 Л
15,3 + (- 2,3) = 19 О
-12 – (-2) = -24 Д
31 – 12 = -102,08 С
-48 – 23 = 14 М
-6,1 + 6,1 + 0 = -71 Х
15 – 20 = 13 Р
-25 – (-5) = -20 И
-102,08 – 0 =    

(Дермохелис, слайд 8)

Задание 2. (Слайд 9)

На земном шаре обитают птицы – безошибочные определители прогноза погоды на лето. Название этих птиц зашифровано в примерах, которые нам предстоит решить. (Решаем письменно с комментарием).

Выполните действия. (Слайд 10)

-379 + 948 = -0,15  Л
-0,81 + 0,66 = -1000,7  Н
-7,6 + 19,2 = -24,3 О
-2,6 – (-1,4) = -1,2 М
3,2 – 6,28 = 569 Ф
-1408,7 + 408 = 0 Г
-817 + 817 = -3,08 И
-13,25 – 11,05 = 11,6 А

(Фламинго, слайд 11)

Сообщение ученика – «Это интересно!»

Фламинго строят из песка гнезда в форме усеченного конуса, в верхнем основании его делают углубления, в которые складывают яйца. Если лето будет дождливым, то гнезда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода, а если засушливым – то более низкими.

Ребята! Мы с вами добрались до третьей станции – «Географическая».

Нам предстоит углубить и расширить знания в области такого предмета, как география. (Слайд 12)

На какой территории находится наша санаторно-лесная школа?

Санаторно-лесная школа им. Ю.А. Гагарина находится на территории

Челябинской области. Челябинская область это южная часть Урала. Рельеф Челябинской области очень разнообразен. Преобладают в нашей области хребты с труднодоступными склонами. Много «каменных» рек в виде россыпей, через которые трудно пройти. Южный Урал – край озер и гор.

Какими числами измеряется высота гор и глубина морей, озер, океанов?

Задание: в таблице указаны название гор и озер Челябинской области, показана их высота и глубина. Подумайте и приведите в соответствие.

(Слайд 13)

Озеро Тургояк – озеро-родник, младший брат Байкала, г. Миасс
(Рисунок 1, Приложение 2)
607
Гора Егоза – база горнолыжного спорта, г. Кыштым
(Рисунок 2, Приложение 2)
-18,6
Озеро Иртяш – соединяет город Касли и город Озерск.
(Рисунок 3, Приложение 2)
1406,6
Гора Большой Нургуш – самая высокая точка области.
(Рисунок 4, Приложение 2)
-35,2
Озеро Увильды – голубая жемчужина Урала. В озере самая чистая вода, белый диск виден на глубине 19,5 метров, Аргаяшский район.
(Рисунок 5, Приложение 2)
-38,0(в метрах)

VI. Динамическая пауза.

(Слайд 14)

Числа отрицательные – новые для нас
Лишь совсем недавно их узнал наш класс
Сразу поприбавилось всем теперь мороки
Учим – учим правила, готовимся к урокам!

Ребята встают и выполняют физические упражнения за учителем.

VII. Работа с тестом «Проверь себя сам».

Путешествуя по удивительной стране, мы делаем последнюю остановку на станции – «Математическая». Ребята, сейчас вам предстоит проверить свои знания и умения по теме: «Сложение и вычитание рациональных чисел» с помощью теста.

Задание: выберите ответ из числа предложенных.

1. Выполните действия. (Слайд 15)

  1. –29 + 50
    А. 79
    Б. 21
    В. –21

  2. –4,3 + 7,5
    А. 11,8
    Б. –3,2
    В. 3,2

  3. –1,8 – (-9,5)
    А. 7,7
    Б. 10,3
    В. –8,7

2. Решите уравнение. (Слайд 16)

3,8 + x = – 2,7
А. –6,5
Б. –1,1
В. 0

3. Вычислите. (Слайд 17)

  1. –11, 9 + (-6,7 + 11,9)
    А. 6,7
    Б. 5,6
    В. –6,7

  2. –9,1 – (7,6 – 9,1)
    А. 7,6
    Б. –6,7
    В. –7,6

Проверь себя сам:

  1. ключ БВА
  2. ключ А
  3. ключ ВВ. (Слайд 18)

VIII. Подведение итогов урока.

(Слайд 19)

  • Выставляю оценки.
  • Благодарю учащихся за хорошую работу, указываю недостатки, над которыми предстоит еще поработать.
  • Задаю домашнее задание.

IX. Рефлексия.

(Слайд 20)

Вам было на уроке…

(Приложение 3)

Молодцы! (Слайд 21)

Поверь, лишь тот знаком
С душевным наслаждением,
Кто приобрёл его
Трудами и терпеньем.
(В. Гете)