Класс: 6.
Учебно-методическое обеспечение: учебник – Математика 6, Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и др.
Тип урока: проверка и оценка знаний, умений и навыков по теме: «Сложение и вычитание рациональных чисел».
Вид урока: урок-путешествие в страну «Отрицательных чисел».
Формы работы: коллективная, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Технологии: развивающее обучение, дифференциация и индивидуализация обучения, здоровьесберегающие технологии.
Цель: восприятие учащимися и закрепление умения складывать и вычитать рациональные числа, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Задачи урока:
Образовательные:
- проверить качество и прочность знаний учащихся по данной теме;
- расширить знания истории отрицательных чисел; знания родного края;
- привить учащимся навык самостоятельности в работе.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес учащихся в процессе ознакомления с историческим материалом; с материалом живой природы;
- развивать вычислительные навыки;
- развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества; способность к «видению» проблемы;
- формировать умения четко и ясно излагать свои мысли;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к математике через другие предметы;
- воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации;
- воспитывать трудолюбие и аккуратность;
- воспитывать уважение к математике, умение видеть математические задачи в окружающем нас мире.
Оборудование и наглядность:
- компьютер;
- проектор;
- презентация для сопровождения урока;
- листы настроения.
Ход урока
I. Организационно-психологический этап.
(Слайд 1)
II. Вступительное слово. Формулировка темы и целей урока.
(Слайд 2-3)
Сегодня на уроке мы будем с вами путешествовать. Необычно? Да. Мы совершим путешествие в страну «Отрицательных чисел», делая остановки на станциях: историческая, биологическая, географическая и математическая. На данных станциях вы должны будете показать свои знания, умения и навыки по теме: «Сложение и вычитание рациональных чисел».
Чтобы наше путешествие было интересным, попрошу вас быть активными, постараться проявить себя.
III. Актуализация прежних знаний.
(Слайд 4)
Давайте вспомним, что мы уже знаем про положительные и отрицательные числа.
Блиц-опрос:
- Приведите примеры положительных и отрицательных чисел и изобразите их на числовой прямой. (Самостоятельно, в рабочих тетрадях).
- Что называют модулем числа? Может ли модуль какого-нибудь числа быть отрицательным числом?
- Какое число больше: положительное или отрицательное? Какое из двух отрицательных чисел считают большим, чем другое? А какое из них меньше?
- Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел. Может ли при сложении отрицательных чисел получиться нуль?
- Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.
- Что означает вычитание отрицательных чисел? Каким действием можно заменить вычитание?
- Сформулируйте законы сложения.
IV. Историческая пауза.
(Слайд 5)
На первой станции – «Историческая» заслушаем выступление ученика с лучшим рефератом по теме: «Исторические сведения о новых числах – отрицательных».
«Не зная прошлого развития науки, трудно понять ее настоящее».
V. Работа над нестандартными заданиями.
Путешествуя по стране «Отрицательных чисел», делаем остановку на второй станции – «Биологическая». Связь математики с живой природой.
Задание 1. (Слайд 6)
На островах Тихого океана живут черепахи-гиганты. Они такой величины, что дети могут кататься сидя у них на панцире. Название этих черепах мы узнаем после того, как выполним следующее задание: решая примеры, определите название этой черепахи. (Устная фронтальная работа с классом). (Слайд 7)
-42 + 18= | 0 | Е |
-3,91 + 3,91 = | -5 | Л |
15,3 + (- 2,3) = | 19 | О |
-12 – (-2) = | -24 | Д |
31 – 12 = | -102,08 | С |
-48 – 23 = | 14 | М |
-6,1 + 6,1 + 0 = | -71 | Х |
15 – 20 = | 13 | Р |
-25 – (-5) = | -20 | И |
-102,08 – 0 = |
(Дермохелис, слайд 8)
Задание 2. (Слайд 9)
На земном шаре обитают птицы – безошибочные определители прогноза погоды на лето. Название этих птиц зашифровано в примерах, которые нам предстоит решить. (Решаем письменно с комментарием).
Выполните действия. (Слайд 10)
-379 + 948 = | -0,15 | Л |
-0,81 + 0,66 = | -1000,7 | Н |
-7,6 + 19,2 = | -24,3 | О |
-2,6 – (-1,4) = | -1,2 | М |
3,2 – 6,28 = | 569 | Ф |
-1408,7 + 408 = | 0 | Г |
-817 + 817 = | -3,08 | И |
-13,25 – 11,05 = | 11,6 | А |
(Фламинго, слайд 11)
Сообщение ученика – «Это интересно!»
Фламинго строят из песка гнезда в форме усеченного конуса, в верхнем основании его делают углубления, в которые складывают яйца. Если лето будет дождливым, то гнезда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода, а если засушливым – то более низкими.
Ребята! Мы с вами добрались до третьей станции – «Географическая».
Нам предстоит углубить и расширить знания в области такого предмета, как география. (Слайд 12)
На какой территории находится наша санаторно-лесная школа?
Санаторно-лесная школа им. Ю.А. Гагарина находится на территории
Челябинской области. Челябинская область это южная часть Урала. Рельеф Челябинской области очень разнообразен. Преобладают в нашей области хребты с труднодоступными склонами. Много «каменных» рек в виде россыпей, через которые трудно пройти. Южный Урал – край озер и гор.
Какими числами измеряется высота гор и глубина морей, озер, океанов?
Задание: в таблице указаны название гор и озер Челябинской области, показана их высота и глубина. Подумайте и приведите в соответствие.
(Слайд 13)
Озеро Тургояк – озеро-родник, младший брат Байкала, г. Миасс (Рисунок 1, Приложение 2) |
607 |
Гора Егоза – база горнолыжного спорта, г. Кыштым (Рисунок 2, Приложение 2) |
-18,6 |
Озеро Иртяш – соединяет город Касли и город Озерск. (Рисунок 3, Приложение 2) |
1406,6 |
Гора Большой Нургуш – самая высокая точка области. (Рисунок 4, Приложение 2) |
-35,2 |
Озеро Увильды – голубая жемчужина Урала. В озере самая чистая вода, белый диск виден на глубине 19,5 метров, Аргаяшский район. (Рисунок 5, Приложение 2) |
-38,0(в метрах) |
VI. Динамическая пауза.
(Слайд 14)
Числа отрицательные – новые для нас
Лишь совсем недавно их узнал наш класс
Сразу поприбавилось всем теперь мороки
Учим – учим правила, готовимся к урокам!
Ребята встают и выполняют физические упражнения за учителем.
VII. Работа с тестом «Проверь себя сам».
Путешествуя по удивительной стране, мы делаем последнюю остановку на станции – «Математическая». Ребята, сейчас вам предстоит проверить свои знания и умения по теме: «Сложение и вычитание рациональных чисел» с помощью теста.
Задание: выберите ответ из числа предложенных.
1. Выполните действия. (Слайд 15)
-
–29 + 50
А. 79
Б. 21
В. –21 -
–4,3 + 7,5
А. 11,8
Б. –3,2
В. 3,2 -
–1,8 – (-9,5)
А. 7,7
Б. 10,3
В. –8,7
2. Решите уравнение. (Слайд 16)
3,8 + x = – 2,7
А. –6,5
Б. –1,1
В. 0
3. Вычислите. (Слайд 17)
-
–11, 9 + (-6,7 + 11,9)
А. 6,7
Б. 5,6
В. –6,7 -
–9,1 – (7,6 – 9,1)
А. 7,6
Б. –6,7
В. –7,6
Проверь себя сам:
- ключ БВА
- ключ А
- ключ ВВ. (Слайд 18)
VIII. Подведение итогов урока.
(Слайд 19)
- Выставляю оценки.
- Благодарю учащихся за хорошую работу, указываю недостатки, над которыми предстоит еще поработать.
- Задаю домашнее задание.
IX. Рефлексия.
(Слайд 20)
Вам было на уроке…
Молодцы! (Слайд 21)
Поверь, лишь тот знаком
С душевным наслаждением,
Кто приобрёл его
Трудами и терпеньем.
(В. Гете)