Урок-путешествие "Имя прилагательное. Обобщение изученного". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель: обобщение и систематизация материала по теме "Имя прилагательное"; закрепление и совершенствование изученных орфограмм; умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, выступать перед классом, владеть интонацией, жестами, мимикой; развивать внимание, скорость мышления; формировать чувство ответственности за результат своего труда.

Оборудование: карта частей речи; тренажёр-круг; карточки и заданиями, справочная литература.

ХОД УРОКА

Перед вами карта, на ней разные страны. Вот таинственная и очень пестрая страна с областями разного цвета - имя ее Прилагательное. Отправляясь в путешествие по этой загадочной стране, мы пройдем интересный путь, познакомимся с достопримечательностями этой страны. Сегодня мы уточним, о чем "говорят" прилагательные, что сообщают читателю или слушателю, остановимся в пунктах, населенных полными и краткими прилагательными, пройдем по зеленым и мягким травам, углубимся в весеннюю березовую рощу, вдохнем свежего воздуха и скажем похвальное слово весенней ласковой природе и именам прилагательным, вспомним орфографию и многое другое.

Условия: работают все, отвечающие получают, как и раньше, разного цвета листочки, а в конце урока - оценку.

- Проверим вашу готовность путешествовать.

ЗАДАНИЕ. Отгадайте загадки. Слова какой части речи помогли отгадать их? Определите роль имен прилагательных в предложении. Как вы разъясните содержание последней загадки? Назовите из любой загадки предметы и признаки, определяющие их.

Зверь лохматый, косолапый, он сосет в берлоге лапу (медведь).

На зеленой кочке
Живут дочки,
Сами аленькие,
И большие, и маленькие
(клюква).
Маленький, удаленький
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел
(гриб).

Справка. О роли имен прилагательных говорит поэтесса ЛЛ.Шкарова:

Определяю я предметы,
Я украшаю вашу речь,
Они со мной всегда приметны,
Меня вам надо знать, беречь.

Имена прилагательные украшают нашу речь, делают ее точной, выразительной, поэтому они и помогли узнать предмет в загадке.

- Загадки вы умеете отгадывать, знаете в "лицо" имена прилагательные. Думаю, что теперь вы готовы путешествовать.

ЗАДАНИЕ. Дано два описания утра. Прочитайте их. В какое утро вы хотели бы отправиться в путешествие и почему? Какое из описаний дает возможность глубоко почувствовать красоту и величие русской природы? Действительно ли имена прилагательные "украшают" нашу речь, "озаряют предмет" (В.П.Боткин)?

С утра небо ясно; заря не пылает пожаром: она разливается румянцем. Солнце мирно всплывает под тучкой, свежо просияет и погрузится в туман...

С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце -не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно-лучезарное - мирно вскидывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман... (И.С.Тургенев, "Бежин луг").

- Погода нам благоприятствует, настроение превосходное. Мы у ворот страны, имя которой Прилагательное. Верные ее стражи предлагают нам подумать и ответить на вопросы (Задание, вопросы в конвертах).

ЗАДАНИЕ. Прочитайте предложения. Определите, каким членом предложения являются имена прилагательные. Объясните знаки препинания.

Средняя полоса России - страна необыкновенная.

Болтовня и красна, и пестра, но пуста.

- Ворота открываются, и мы попадаем сразу в необычный зоопарк, где и животных, и птиц, и насекомых мы должны назвать по их характерному признаку. (На доске размещены "клетки" - рисунки, каждая из них закрыта чистым листом бумаги до тех пор, пока по признаку не будет отгадан обитатель клетки). Характерные признаки животных, насекомых и птиц: 1) хитрая, 2) трусливый, 3) глупый, 4) полосатая, 5) вороной, б) грозный, 7) серый, 8) трудолюбивая, 9) лапчатый, 10) белобокая...

Справка. 1) Лиса; 2) заяц; 3) осел; 4) зебра; 5) конь; 6) лев; 7) волк; 8) пчела; 9) гусь; 10) сорока. У обитателей зоопарка названы характерные и постоянные признаки, поэтому вы легко их узнали. Эти признаки выражены именами прилагательными, а они являются эпитетами, постоянными эпитетами в данных примерах.

ЗАДАНИЕ. К данным предметам, явлениям, героям, которые часто встречаются, назовите постоянные эпитеты. Море, рыбка, солнце, молодец, лес, девица, трава, цветочек.

Справка. Синее, золотая, красное, добрый, дремучий, красна, зеленая, аленький, лазоревый.

ЗАДАНИЕ. Прочитайте четверостишие М.Ю.Лермонтова, найдите имена прилагательные, определите их место по отношению к главному слову. Имеет ли значение место имени прилагательного в словосочетании? Какое четверостишие выразительнее?

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

Белеет одинокий парус
В голубом тумане моря.
Что ищет он в далекой стране?
Что кинул он в родном краю?

Справка. В стихах М.ЮЛермонтова имя прилагательное, стоящее после определяемого слова подчеркивает смысловой вес имени прилагательного, этим достигается сильное эмоциональное воздействие. Перестановка слов снижает и смысловое воздействие, и эмоциональное.

- Как называется такой прием?

- По-моему, уже необходимо сделать привал, отдохнуть немножко и поиграть.

ИГРА 1. "Кто быстрее?" Даны словосочетания, в которых имена прилагательные использованы в прямом значении: золотое кольцо, каменное здание, оловянные солдатики, солнечный день. Приведите пример словосочетания с этим же именем прилагательным, но в переносном значении. Например, стальные ножницы - стальные мускулы.

Справка. Золотое сердце (руки, характер), каменное сердце, оловянные глаза, солнечная улыбка.

ИГРА 2. "Кто больше?" Слово мягкий может быть употреблено в прямом и переносном значении, которое может быть различным. Назовите наибольшее число словосочетаний с различными переносными значениями слова мягкий. Например, твердая земля (жесткая - прямое значение). Все остальные прилагательные употреблены в переносном значении.

Твердый характер (неуступчивый).

Твердая рука (уверенная, властная).

Твердая воля (неизменяющаяся воля).

Твердые цены (постоянные).

Твердое решение (непоколебимое).

Твердые знания (прочные).

Твердые согласные (произносимые твердо). Справка. Переносное значение: мягкий свет (нерезкий приятный для глаз), мягкий характер (уступчивый, дающийся чужому влиянию), мягкое наказание (несуровое, нестрогое), мягкий вагон (с мягкими спальными местами), мягкая вода (легко растворяется мыло), мягкие движения (плавные), мягкий климат (теплый), мягкий хлеб (малоупругий, свежий), мягкий знак (название буквы), мягкие согласные (произносятся мягко).

ВОПРОС. Можно ли смешливого человека назвать насмешливым?

Справка. Нет, нельзя, потому что эти слова имеют разное значение. Смешливый человек - это человек, которого легко рассмешить, а насмешливый - любящий насмехаться.

- Снова в путь. Мы у стен двух населенных пунктов, имя которым - полные и краткие прилагательные. У их ворот указатели, а на них - пословицы.

ЗАДАНИЕ. Прочитайте пословицы. Подумайте, о чем в них говорится. Назовите краткие имена прилагательные. Чем отличаются краткие имена прилагательные от полных? Что значит красный: красна девица, красно солнышко, красна изба? Докажите, что краткие имена прилагательные изменяются по числам и родам.

Взялся за гуж - не говори, что не дюж. Лежачий камень мхом обрастает. Мал золотник, да дорог. Не красна изба углами, а красна пирогами. Родная сторона - мать, а чужая - мачеха.

Справка. Предлагаем следующую таблицу, иллюстрирующую сходство и различие грамматических признаков кратких и полных имен прилагательных.

Прилагательные изменяются по в предложении являются
родам числам падежам определением сказуемым
полные + + + + +
краткие + + - - +

Слово красный в старину обозначало не цвет, как сейчас: красный флаг, красная роза, а красивый: красна девица - красивая девица. Заметим, что у слова красный, кроме обозначения Цвета, есть и другие значения: красный партизан, красный воин, красная гвардия, красное знамя (революционное).

-Наши населенные пункты расположены рядом, потому что краткие и полные имена прилагательные очень дружны, тесно связаны, но все же каждое из них имеет свой характер.

ЗАДАНИЕ.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Назовите словосочетания, в которых прилагательные обозначают признаки предмета: 1) по величине; 2) по форме; 3) по цвету; 4) по весу; 5) по месту; 6) по времени; 7) по материалу; 8) по вкусу; 9) по назначению; 10) по принадлежности; 11) по цене; 12) по возрасту; 13) по внешнему виду; 14) по внутренним качествам.

Алая заря, круглый стол, городской парк, зимняя ночь, каменное здание, космический корабль, гигантский рост, сладкий чай, дорогой ковер, легкая деталь, сегодняшняя газета, юный техник, дедушкин портфель, высокий юноша, смелый пограничник.

2. Выписать из данного текста в одну колонку качественные прилагательные, в другую - относительные и в третью - притяжательные.

Русский лес

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь, бывало, из охотничьего домика в лес на лыжах - дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея тонкие стволы молодых берез.

Тихо в спящем лесу, но чуткое ухо внимательного человека улавливает живые звуки. Где-то застучал неуловимый дятел, белка теребит у вершины ели спелую шишку.

Лесную тишину нарушают вдруг веселые негромкие птичьи голоса. Это стайка красногрудых клестов пронеслась над головой. Удивительно красивы эти птицы, оживляющие тишину зимнего леса. (Соколов-Микитов.)

- Сделаем привал, отдохнем и поиграем немного.

ИГРА 1. "Не ошибись." Прочитайте краткие имена прилагательные. Следите за ударением (используются для каждого слова плакатики). Помните: краткие имена прилагательные в женском роде имеют ударение на окончании, в остальных формах (м. р., ср.р. и мн.ч.) - на основе.

Молод, молодо, молода, молоды; прав, право, права, правы;

глуп, глупо, глупа, глупы; груб, грубо, груба, грубы; глух, глухо, глуха, глухи;

голоден, голодно, голодна, голодны; дружен, дружно, дружна, дружны.

Мы отправляемся в удивительную страну - орфографию.

ЗАДАНИЕ.

Комментированный словарный диктант, обобщающий в себе все способы образования имен прилагательных. Все ученики записывают слова, подчеркивают орфограмму, выделяют морфему. Каждый ученик объясняет написание по одному примеру по цепочке.

Кумачовый, грушевый, свинцовый, ситцевый, художественный, станционный, старинная, деревянный, ветреный, серебряный, матросский, плотницкий, французский, неодушевленные, не полные, а краткие прилагательные, вовсе не хороший почерк, неширокий, а рыбный пруд, железнодорожный, русско-английский, бело-розовый.

Диктант на замену. Читается предложение, ученики называют синонимичное словосочетание, в котором есть орфограмма "Н - НН в прилагательных". По желанию ученик объясняет правописание данного словосочетания у тренажёра. Словосочетания ребята записывают в тетрадь.

Растения, которые собирают для приготовления лекарств - лекарственные растения. 2. Шкаф, в котором хранят верхнее платье - платяной шкаф. 3. Почта, осуществляемая с помощью голубей - голубиная почта. 4. Меню, где указаны блюда, которые можно заказать на обед - обеденное меню. 5. Кукла, которая сделана из дерева - деревянная (искл.) кукла. 6. Легкомысленный человек - ветреный (искл.). 7. Охота, ведущаяся с помощью ястребов - ястребиная охота. 8. Морс, сделанный из клюквы - клюквенный морс.

Образуйте от данных существительных прилагательные, вписав их в таблицу, объясните правописание суффиксов.

 

р е з к и й - от краткой формы - резок,

- вязок

в я з к и й
д е т с к и й - дети
р у с с к и й - Русь
м а т р о с с к и й - матрос
к а в к а з с к и й - Кавказ
ф р а н ц у з с к и й - француз

- Сделаем привал, отдохнем и поиграем немного.

1. Как чувствуют себя гласные О и Е в суффиксах и окончаниях имен прилагательных и существительных после шипящих и ц? Работа с сигнальными карточками.

Ежовый, лицевой, пищевой, ключевой, пунцовый, каблучок, хорошего, пальцев, под плащом, чужой, со свечой, с мячом, со свежей, ручонка, дружок, большой.

А теперь возьмите перфокарту.

Ястребиный, осенний, торжественный,

Лиственный, кожаный, весенний,

Кухонная, стеклянный, льняная,

Чугунная, пчелиный, старинный,

Глиняный, клюквенный, тыквенный,

Деревянная, ветреный, обеденный,

Стенной, лимонная, утиный,

Оловянный, жестяной, длинная,

Осиное, туманный, таинственный.

Н НН НН
НН Н НН
НН НН Н
НН Н НН
Н НН НН
НН Н НН
НН НН Н
НН Н НН
Н НН НН

ЗАДАНИЕ. Дома вы должны были раскрыть смысл данных фразеологизмов, пользуясь толковым и фразеологическим словарем, и составить с ними предложения.

Как заведенная машина, длинный язык, выеденного яйца не стоит, лебединая песнь, мышиная возня, как за каменной стеной.

Надеюсь, что, заканчивая урок, мы можем сказать:

Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны,
Будем знать тебя и беречь,
Чтоб тобой могли мы
Сделать красной речь.

- Подведение итогов работы, выставление оценок.