Как образуются понятия. Практическая работа №8. Таблицы. Построение диаграмм

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Образовательные цели урока:

  • повторить и обобщить знания учащихся, полученные на предыдущих занятиях, закрепить умения учащихся приводить примеры понятий из повседневной жизни, из различных наук, определять вид знаний, способ чувственного познания окружающего мира;
  • дать учащимся общее представление об основных логических приемах формирования понятий - анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении, учить учащихся решать разнообразные логические задачи, используя операции, с помощью которых образуются понятия;
  • продолжить знакомство учащихся с особенностями создания текстовых документов в текстовом процессоре Word, познакомить учащихся с возможностями визуализации числовых данных средствами текстового процессора Word, учить учащихся строить диаграммы в среде приложения Microsoft Word.

Развивающие цели урока:

  • развитие речи и мышления учащихся, познавательных интересов, самоконтроля.

Воспитательные цели урока:

  • воспитание бережного отношения к технике, воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Тип урока: комбинированный.

  • Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
  • Средства активизации познавательной деятельности учащихся: создание мультимедийной презентации о способах образования понятий.

Подготовительный этап к уроку: создание мультимедийной презентации, карточек для опроса по домашнему заданию, бланков ответа, создание карточки-алгоритма выполнения практической работы.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление изученного.
  5. Практическая работа.
  6. Подведение итогов, выставление оценок.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Индивидуальный опрос - графический диктант.

А) Учитель знакомит учащихся с особенностями обозначения правильного ответа в бланке ответов (слайд 1), предупреждает учащихся о том, что у них нет возможности исправить ответ, нацеливает учащихся на то, что сначала им нужно внимательно прочитать вопрос, хорошо подумать, найти поле правильного ответа и только потом обозначить ответ, заштриховав соответствую клеточку бланка (Приложение1).

Б) Учащиеся "отвечают" на предложенные учителем вопросы. Время выполнения: 5 минут.

Вариант 1.

Заштрихуйте на бланке ответов окошко того варианта ответа, который вы считаете правильным.

Вопрос
1 Определите вид знания: "Я знаю, что понятие - это форма мышления":

А) факт;

Б) правило.

2 Определите способ чувственного познания окружающего мира: "Снег белый, холодный":

А) восприятия;

Б) ощущение;

В) представление.

3 Выберите истинное высказывание:

А) в понятии отраженные все признаки объекта;

Б) в понятии отражены только существенные признаки объекта;

В) в понятии могут быть отраженные как существенные признаки, так и несущественные.

Вариант 2.

Заштрихуйте на бланке ответов окошко того варианта ответа, который вы считаете правильным.

Вопрос
1 Определите вид знания: "Я знаю, как создать красочную надпись в приложении MS Word":

А) факт;

Б) правило.

2 Определите способ чувственного познания окружающего мира: "Ель зеленого цвета":

А) восприятия;

Б) ощущение;

В) представление.

3 Выберите истинное высказывание:

А) в русском языке понятие может выражаться одним словом;

Б) в русском языке понятие может выражаться несколькими словами;

В) в русском языке понятие может выражаться одним или несколькими словами.

Вариант 3.

Заштрихуйте на бланке ответов окошко того варианта ответа, который вы считаете правильным.

Вопрос
1 Определите вид знания: "Я знаю, как включить компьютер":

А) факт;

Б) правило.

2 Определите способ чувственного познания окружающего мира: "Почувствовав запах пирожков, я вспомнил о маме":

А) восприятия;

Б) ощущение;

В) представление.

3 Выберите истинное высказывание:

А) словами мы пользуемся, когда говорим, понятиями - когда думаем;

Б) словами мы пользуемся, когда думаем, понятиями - когда говорим.

В) На экране показано правильное выполнение задание, учащиеся проверяют свою работу (соотносят свой вариант ответа с вариантом, который показан на экране). После учитель показывает критерии оценивания данной работы (слайд 2)

Г) Разбор типичных недочетов и ошибок, допущенных в ходе выполнения самостоятельной работы (выполняется в том случае, если большая часть учащихся не справилась с данным заданием, или некоторые учащиеся не могут понять причины своей ошибки).

3. Изучение нового материала.

А) Актуализация ранее полученных знаний:

Понятие - это: (форма мышления, в которой отражены существенные признаки того или иного предмета).

Б) Сообщение темы урока и постановка учебных задач.

Итак, тема нашего урока "Способы образования понятия" (слайд 3). Запишите число и тему сегодняшнего урока в рабочую тетрадь.

Исходя из темы нашего урока, скажите, какую цель(и) вы можете поставить перед собой? (Учащиеся озвучивают свои мнения. Главная задача учителя на данный момент - подвести учащихся к постановке следующей цели: узнать, какие существуют способы образования понятий, и научиться их применять в процессе решения информационных задач)

В) Изучение нового материала:

Анализ (слайд 4)

- Какие геометрические фигуры мы можем выделить в структуре этого объекта? (Треугольник, квадрат, прямоугольник)

- Сколько геометрических фигур мы получили в процессе разделения домика на части? (4) (Анимация)

- Что мы сделали с изображением? (Разделили его на части) (Анимация)

- Итак, первый способ образования понятия - анализ. Что такое анализ ? (Мнения учащихся: анализ - это мысленное разделение объекта на части). Запишите название первого способа образования понятий в тетрадь.

Синтез

Работа с приложением "Страна фантазия" - 3 год обучения - Палиндромы. Выполняем 3 задания, составляем три слова.

- Скажите, что мы сейчас делали? (Из букв собирали слова).

- Итак, следующий способ образования понятий - синтез. Запишите название второго способа образования понятий в тетрадь.

- Синтез - это:(слайд 5) (Анимация) (Мнения учащихся: синтез - это мысленное соединение в единое целое частей объекта)

Сравнение (слайд 6)

- Найдите для каждой рыбки (А и В) из аквариума таких же среди обозначенных под номерами 1 - 8.

- (слайд 7) Помогите мальчику найти два одинаковых шарика.

- Что вы делали для того, чтобы решить поставленные задачи? (Сравнивали предметы между собой)

- Итак, следующий способ образования понятия - это сравнение. (Анимация) Запишите название третьего способа образования понятия в тетрадь.

- А что вы делали, когда сравнивали предметы между собой? (Находили сходства и различия).

- Итак, сравнение - это: (Мнения учащихся: сравнение - это мысленное установление сходства и различия объектов).

Абстрагирование

- (слайд 8) Назовите признаки объекта "береза". (Мнения учащихся) (Анимация по щелчку)

- Вы пришли в парк, нужно найти дерево "береза", какие признаки вы будете использовать? (Анимация) (Цвет и форма ствола, веток и листьев) (Анимация)

- (Анимация) Итак, следующий способ образования понятий - это абстрагирование. Запишите название четвертого способа образования понятий в тетрадь.

- В чем суть этого способа образования понятий? (Мнения учащихся: мы выделяем признаки объекта, но останавливаем свое внимание на главных, существенных признаках). Учитель еще раз обращает внимание учащихся на суть образования понятий с помощью абстрагирования.

Обобщение

- (слайд 9) На сколько групп можно разделить представленные на экране объекты? (На три группы) (Анимация)

- Итак, последний способ образования понятий "обобщение". Запишите название пятого способ образования понятий в тетрадь.

- В чем суть этого способа образования понятий? (Мнения учащихся: обобщение - это объединение объектов в группы по каким-либо признакам). Учитель еще раз обращает внимание учащихся на суть образования понятий с помощью обобщения.

4. Закрепление изученного.

- Скажите, смогли ли мы достичь ту цель, которую мы поставили перед собой? (Да, мы узнали, какие существуют способы образования понятий)

- Итак, сегодня на уроке мы познакомились с основными способами образования понятий, мы узнали, что для решения задачи можно разложить предмет на части и выделить основные признаки - это? :. (анализ), можно из отдельных частей собрать предмет - это? : (синтез), когда мы устанавливаем сходство предметов по существенным признакам или ищем различия - это? :(сравнение), и когда нам приходиться собирать предметы в группы по одинаковым признакам - это? : (обобщение).

- Какой способ образования понятий не был назван? (Абстрагирование) Что представляет собой абстрагирование? (Абстрагирование - это выделение одних признаков и отвлечение от других).

Физминутка.

Встаньте со своих мест. Я называю слово, а вы определяете, к какому виду информации по способу восприятия его можно отнести. Если информация зрительная - закрываем глаза, звуковая - прикрываем ладошками ушки, если информацию получают в виде запаха - закрываем нос, определяют на вкус - рот, распознают кожей - хлопаем в ладоши.

Звонок, горячо, дым, сладко, музыка, колется, жарко, мокрый, горький, зеленый, шершавый, радио, липкий, бензин, лимонад, мороз.

5. Практическая работа.

А) Перейдем к выполнению практической работы. (слайд 10) Учащиеся читают название практической работы по себя.

Исходя из названия практической работы, скажите, какую цель(и) вы можете поставить перед собой? (Учащиеся озвучивают свои мнения. Главная задача учителя на данный момент - подвести учащихся к постановке следующей цели: научиться строить диаграммы в среде приложения Microsoft Word.

Б) Учащиеся самостоятельно выполняют практическую работу "Таблицы. Построение диаграмм", используя следующий алгоритм:

Откройте текстовый процессор Microsoft Word.

Обратитесь к команде меню Вставка -> Таблица -> Таблица Excel.

В появившуюся таблицу внесите следующую информацию:

Озеро Глубина (м)
Байкал 1620
Онежское 127
Иссык-Куль 668
Ладожское 225

Выделите таблицу, вид указателя при выделении таблицы

Обратитесь к команде меню Вставка > Гистограмма > выберите первый макет гистограммы.

Если вы все правильно сделали, то у вас должна появится диаграмма. Однако окно таблицы, содержащее диаграмму, имеет небольшой размер, чтобы его увеличить, необходимо подвести указатель мышки так как показано на образце Перетаскивая маркер, придайте таблице необходимый размер.

Установите указатель мыши вне области новых объектов и выполните щелчок левой кнопкой мыши. Сохраните файл в собственной папке под именем "Глубина + ваша фамилия".

Если позволяет время, то самостоятельно под первой таблицей создайте следующую таблицу

Оценка "5" "4" "3"
Количество учеников 9 15 3

На основании имеющейся информации самостоятельно создайте круговую диаграмму.

Закройте программу.

В) Итог практической работы:

- Скажите, смогли ли вы достичь ту цель, которую поставили перед собой перед выполнением практической работы?

- Опишите последовательность действий, которую необходимо выполнить при создании диаграммы в текстовом процессоре Word (слайд 11-12).

6. Итог урока.

- Вернемся к тем целям, которые ставили в начале урока.

- Мы сумели достичь все поставленные цели? Что нам в этом помогло?

- Комментированное выставление оценок с учетом выполнения каждым учащимся всех видов работы.

- Пригодятся ли нам знания, полученные на уроке в жизни?

Домашнее задание: (слайд 13) стр. учебника 38-40, конспект.

- Спасибо за работу на уроке. До свидания!