Окружающий мир. 3-й класс. "Дорожные знаки"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Учебник: А.А. Плешаков «Мир вокруг нас» 3-й класс.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  • Образовательные: Формирование знаний о классификации дорожных знаков;
  • Развивающие: Развитие умения правильно считывать информацию с дорожных знаков; развивать понимание необходимости здоровьесберегающего поведения на дорогах;
  • Воспитательные: Прививать стремление выполнять правила дорожного движения на практике.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность ученика
I этап. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
1. Информирование учащихся о фактах изложенных в СМИ

Готовясь к уроку, я прочитала в газете «Городские новости», следующую информацию, которая меня огорчила, оказывается, за 7 месяцев у нас в городе Ярославле произошло 63 ДТП с участием детей. 2 ребёнка до 16 лет погибло, 61 ребёнок получил травмы.
Вслушайтесь в эти цифры, каждую неделю попадает в Д.Т.П. 2-3 ребёнка.
 
2. Постановка проблемы
– Почему происходят несчастные случаи?
– А вы знаете правила дорожного движения?
– Что помогает водителям и пешеходам не растеряться на дороге?
– По вине водителя (он был пьян), по погодным условиям (скользкая дорога), по вине пешеходов (переходили в неположенном месте).
Дети перечисляют некоторые из них.
– Дорожные знаки.
II этап. Объяснение нового.
Тема нашего урока «Дорожные знаки».
(учитель открывает доску, на доске дорожные знаки).
– Может быть вы знаете некоторые из них. Назовите.
– Дорожные знаки – замечательное изобретение человека. Они понятны без слов жителям всех стран. Наша задача на уроке не только познакомиться со знаками дорожного движения, но и их группами.
– Познакомимся с первой группой.
– Догадайтесь о каком дорожном знаке идёт речь?
Нарисован человек.
Землю роет человек
– Почему проезда нет?
Может быть, здесь ищут клад
Иль старинные монеты
– Мне сказали: – Что ты, что ты!
Здесь ………. Дорожные работы


Ученики называют дорожные знаки, которые знают.
– Найдите этот знак на доске.
– Как вы догадались?
– Что обозначает этот знак?
Один ученик выходит к доске, показывает знак.
– В загадке говорится, о том, что человек роет землю.
– Он ПРЕДУПРЕЖДАЕТ водителя о том, что впереди идут ремонтные дороги
– Давайте создадим первую группу дорожных знаков.
– Какую форму имеет наш знак?
– Цвет знака.
– Форма знака треугольная.
– Цвет знака: белый фон с красной окантовкой.
– Какие ещё знаки имеют такую же форму и цвет? Назовите их.
– Что он обозначает?
Скользкая дорога.
Он ПРЕДУПРЕЖДАЕТ водителя, что впереди опасный участок дороги, скользкая дорога.
– Какой ещё знак имеют такую же форму и цвет?
– Что он обозначает?
Дети.
Этот знак ПРЕДУПРЕЖДАЕТ водителя о том, что на этом участке дороги находятся детские учреждения, на дороге могут неожиданно появиться дети.
– Этот знак ПРЕДУПРЕЖДАЕТ о дорожных работах, другой – ПРЕДУПРЕЖДАЕТ о скользкой дороге, третий – ПРЕДУПРЕЖДАЕТ о том, что на дороге могут появиться дети.
– Какое слово я выделяю голосом?
– Как можно назвать эту группу знаков?


Предупреждает
Предупреждающие
– Сейчас нам предстоит трудная задача. Распределить оставшиеся знаки на группы.
– Вы будите работать в парах. На партах у вас лежат листы с текстом. Ваша задача:
1. Прочитать текст.
2. По описанию (цвета и формы) найти эти знаки на доске
3. По ключевому слову дать название группе знаков.
В тексте вам встретится слово СЕРВИС
– Что оно обозначает? (сервис – это английское слово, оно обозначает оказание услуг).
 
– Какие услуги потребуются водителю в дороге? – Заправить машину, оказать первую помощь.
– Назовите какие знаки вошли во вторую группу? Покажите их. Ученики работают в парах.
Обгон запрещен. Движение на велосипеде запрещено. Движение пешеходов запрещено.
– Почему они попали в эту группу?
– Какое ключевое слово было в тексте?
– Как называется эта группа знаков?
– Они имеют круглую форму и красную окантовку.
– Запрет.
Запрещающие.
Назовите, какие знаки вошли в следующую группу? Покажите их. Велосипедная дорожка.
Пешеходная дорожка.
Движение направо.
– Почему они попали в эту группу?
– Какое ключевое слово было в тексте?
– Как называется эта группа знаков?
Они имеют квадратную или прямоугольную форму, с синим фоном.
Предписывают
Предписывающие
Назовите какие знаки вошли в следующую группу? Покажите их.
Больница
Телефон
Пункт питания
– Почему они попали в эту группу?
– Какое ключевое слово было в тексте?
– Как называется эта группа знаков?
Эти знаки прямоугольной формы, имеют синий фон.
Сервис
Знаки сервиса.
– У нас осталась последняя группа знаков. О них мы прочитаем в учебнике. Дети открывают учебник на странице 14
Назовите какие знаки вошли в следующую группу? Покажите их. Место остановки трамвая
Пешеходный переход
Наземный пешеходный переход
– Почему они попали в эту группу?
– Какое ключевое слово было в тексте?
– Как называется эта группа знаков?
Информация это сообщение, информационно-указательные знаки сообщение сведений, о чём-либо (двигаться прямо, направо).
Эта группа имеет круглую форму и синий цвет.
Информация, указание.
Информационно-указательные
– Сколько групп у нас получилось. Назовите их.
Предупреждающие
Запрещающие
Предписывающие
Знаки сервиса.
Информационно-указательные
– Знаки какой группы находятся около нашей школы? Запрещающие, информационно-указательные
– Кому вы можете рассказать о дорожных знаках?
– Как можно познакомить их со знаками дорожного движения?
– Первоклассникам.
Создание презентации.
III этап. Творческая работа.
Ребята включают компьютеры.
Вспомним правила пользования компьютером.

– Сегодня мы начинаем создавать презентацию для первоклассников. После того как завершим работу, каждый из вас выберет себе подшефного не только покажет ему свою работу, но и расскажет о знаках дорожного движения.

На партах у каждого из вас лежит инструкция о создании презентации:
1. слайд название презентации
2. слайд название группы дорожных знаков + картинки этих знаков и.т.д.
В конце работы обязательно провести физкультминутку для глаз.
 
IV этап. Закрепление.
Приближаются весенние каникулы.
– Давайте назовём несколько правил безопасного поведения на дорогах.
Переходить улицу только в положенном месте, где есть светофор, пешеходный переход.
– Никогда не спешите на проезжей части.
– Прежде, чем идти через дорогу, осмотрите дорогу в обоих направлениях. и.т.д.
V этап. Подведение итогов. Домашнее задание.
Стр.учебника 14-17 читать, отвечать на вопросы.  

Материал для работы в группах.

Для 1-го ряда.

Это самые строгие знаки. Они вводят запрет и ограничения. Знаки имеют круглую форму с красной окантовкой. На многих из них изображение перечеркнуто красной линией. К этой группе знаков относятся:

  1. обгон запрещён
  2. движение на велосипеде запрещено
  3. движение пешеходов запрещено

Эта группа знаков называется…

Для 2-го ряда.

Знаки этой группы имеют круглую форму и синий цвет. Эти знаки предписывают водителя и пешеходу, что надо делать. К этой группе знаков относятся :

  1. велосипедная дорожка
  2. пешеходная дорожка
  3. движение направо

Эта группа знаков называется…

Для 3-го ряда.

Эти знаки прямоугольной формы, с синим фоном. На этом фоне белый квадрат, на котором могут быть знаки: красный крест, телефонная будка, ложка с вилкой и др. знаки сервиса. К этой группе относятся:

  1. больница
  2. телефон
  3. пункт питания

Эта группа знаков называется…