Цели урока:
- Углубить и расширить знания учащихся о виде как главном компоненте эволюционного процесса.
- Выяснить различия в понимании вида К. Линнеем, Ж.-Б. Ламарком, Ч. Дарвином.
- Определить понятие популяция как структурная единица вида.
- Формировать умения давать морфологическое описание растений, работать с текстами, составлять таблицы, анализировать, формулировать выводы выполнять тестовые задания.
Ход урока
I. Организационный момент. Цели урока и го задачи определяются совместно с обучающимися.
II. Повторение изученного материала оп теме «Доказательства эволюции»
Задание 1. Установите соответствие: доказательства эволюции и примеры.
Доказательства эволюции | Примеры |
Эмбриологические | |
Сравнительно-морфологические | |
Палеонтологические | |
Биогеографические |
- Ископаемые остаткам
- Переходными.
- Кистепёрые рыбы.
- Семенные папоротники – переходная группа между папоротникообразными и голосеменными.
- Задние конечности у кита, скрытые внутри тела, – рудимент.
- Рудиментарные органы человека – мышцы, двигающие ушную раковину, рудимент третьего века
- Атавизмы у человека: рождение детей с первичным волосяным покровом, с длинным хвостиком и т. д
- Сходство на ранних стадиях развития у зародышей позвоночных (рыбы, ящерицы, кролика, человека).
- Фауна и флора островов.
- Распределение видов животных и растений по поверхности планеты.
- Передние конечности позвоночных.
- Крыло бабочки и крыло птицы.
- Мышцы, двигающие ушную раковину у человека.
- Многососковость у человека
- Археоптерикс.
- Единства происхождения органического мира.
- Копчик.
- Аппендикс.
Задание 2. Установите соответствие между утверждением и доказательством эволюции, которому оно соответствует.
Утверждения:
А) онтогенез человека, как и шимпанзе начинается с зиготы;
Б) крыло птицы и лапа крота – гомологичные органы;
В) в стаде лошадей возможно появление трёхпалых особей;
Г) зародыш млекопитающих имеет жаберные щели;
Д) все позвоночные в индивидуальном развитии проходят стадии бластулы, гаструлы, нейрулы.
Доказательства эволюции:
- эмбриологические;
- сравнительно-анатомические.
Задание 3. Установите соответствие между утверждением и доказательством эволюции, которому оно соответствует.
Утверждения:
А) развитие хвоста;
Б) аппендикс;
В) копчик;
Г) густой волосяной покров на теле;
Д) многососковость;
Е) складка мигательной перепонки;
Доказательства эволюции:
- атавизмы;
- рудименты.
Задание 3. Объясните, о чем свидетельствует факт.
Зародыш человека на определенном этапе эмбрионального развития проходит стадию рыбообразных предков: он имеет зачатки жаберных щелей, хвоста, а у растений из споры мха начинает прорастать нить, похожая на водоросль.
Задание 4. Объясните, о чем свидетельствует факт.
Известно, что островные виды похожи на материковые, но в то же время отличаются от них. О чем свидетельствует сходство и различие островных и материковых видов.
III. Изучение нового материала. Актуализация знаний.
Учитель демонстрирует на экране картину «Бурый медведь» и задает вопросы:
- Название этого вида животного – Медведь бурый. Какое из этих двух слов относится к родовому названию, какое – к видовому?
- Назовите другой вид животного из этого же рода. (Это Медведь белый).
Учитель демонстрирует на экране картину иллюстрирующую белого медведя, рядом с картиной «Медведь бурый».
- Сравните два вида одного рода. Покажите черты сходства и отличия
В указанном списке животных подсчитайте количество особей, видов и родов.
1. Еж обыкновенный. 2. Лисица обыкновенная. 3. Медведь гималайский или белогрудый. 4. Хомячок джунгарский. 5. Заяц-беляк. 6. Медведь бурый. 7. Хомячок сирийский или золотистый. 8. Заяц-русак. 9. Еж ушастый. 10. Лисица обыкновенная.
При выполнении последнего задания у ряда учащихся возникает проблема: отнести зайца-беляка и зайца-русака к одному виду или к двум разным видам. Правдиво или ошибочно мнение, что заяц-беляк – это заяц-русак зимой?
Вывод:
Для обозначения вида используется двойная (бинарная) номенклатура, согласно которой сначала указывают род, к которому относится вид (существительное), а затем видовое название (прилагательное).
Особи разных видов отличаются друг от друга по местам обитания, внешним признакам и др.
Сходные виды объединяются в один род.
Вид – это основная категория биологической классификации.
1. Определение «вид», изучение взглядов на понятие «вид» К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка, Ч. Дарвина.
Вопрос о виде и критериях вида занимает центральное место в теории эволюции и служит предметом многочисленных исследований в области систематики, зоологии, ботаники и других наук. И это вполне объяснимо: четкое понимание сущности вида необходимо для выяснения механизмов эволюционного процесса.
Строгое общепринятое определение вида до сих пор не разработано. В учебнике мы находим следующее определение вида:
Вид – совокупность географически и экологически сходных популяций, способных в природных условиях скрещиваться между собой, обладающих общими морфологическими признаками, биологически изолированных от популяций других видов.
Рассмотрим историю развития взглядов на вид в биологии.
1.1. Самостоятельная работа с учебником.
Задание 1. Изучите текст параграфа. Каковы взгляды на понятие «вид» ученых-биологов К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка и Ч. Дарвина. Заполните таблицу.
Ученые-биологи | Взгляды на понятие «вид» |
К. Линней | « каждый вид –результат отдельного творческого акта, неизменен и постоянен, не связан с другими видами родством» |
Ж.-Б. Ламарк | Виды изменяются, все виды включая человека произошли от других видов. |
Ч. Дарвин | Вид объединяет организмы, сходные по морфологическим признакам, характеризующиеся высокой степенью изменчивости различных признаков. |
2. Определение «популяция» и ее характеристика.
Популяция – относительно изолированные группы особей одного вида.
Задание 1. Прочитайте параграф. Ответьте на вопрос: Почему популяция представляет элементарную единицу эволюции?
3. Определение «критерии вида» их характеристика.
Задание 1. Прочитайте текст параграфа, заполните таблицу «Критерии вида».
Критерии вида | Характеристика | Примеры |
1.2. Закрепление понятия «критерии вида».
Задание 1. Установите соответствие между признаком печеночного сосальщика и критерием вида, для которого он характерен.
ПРИЗНАК | КРИТЕРИЙ ВИДА |
А) личинка живет в воде | 1) морфологический |
Б) тело упрощено | 2) экологический |
В) по образу жизни-паразит | |
Г) питается тканями хозяина | |
Д) имеет две присоски | |
Е) пищеварительная система имеет ротовое отверстие |
Задание 2. Установите соответствие между признаком обыкновенной беззубки и критерием вида, который он характеризует.
ПРИЗНАК | КРИТЕРИЙ ВИДА |
1) тело покрыто мантией | 1) морфологический |
Б) раковина имеет две створки | 2) экологический |
В) обитает в пресных водоемах | |
Г) кровеносная система незамкнутая | |
Д) питается водными микроорганизмами | |
Е) личинка развивается в воде |
Задание 3. Из переченя критериев вида, выделите экологический критерий:
а) каждый вид имеет свойственный только ему набор хромосом, который характеризуется определенным числом, структурой и дифференциальной окраской хромосом;
б) каждый вид имеет конкретное место обитания в природных условиях;
в) организмы одного вида имеют общий тип обмена веществ;
г) каждый вид занимает определенную географическую территорию;
д) организмы одного вида обладают сходством внешнего и внутреннего строения.
Задание 4. Какие критерии видов присутствуют в приводимых описаниях (капустной тли и капустной совки) – вредителей капусты и других крестоцветных растений. Какие критерии в описаниях не использованы?
- Взрослые, небольшие (до 4 мм) особи, чаще бывают бескрылыми, отдельные особи имеют крылья. Поселяются на капустных листьях, скручивая их, что затрудняет борьбу с ними. Вред наносят не только взрослые насекомые, но и их личинки. За лето развивается до 16 поколений. Естественными врагами этих вредителей являются божьи коровки, наездники, мухи журчалки, личинки златоглазки.
- Передние крылья бабочки темно-бурые, задние светлее. Летают бабочки ночью, откладывают яйца на нижнюю сторону листьев капусты. Гусеницы, выедающие мякоть листа с нижней стороны, от светло-зеленых до почти черных. Средства защиты – химические.
Задание 5. В приводимых описаниях нескольких видов медведей укажите то, в котором вид охарактеризован с наибольшим количеством критериев и то, в котором их использовано меньше всего.
- «В нашей стране только на Дальнем Востоке можно встретить гималайского медведя. Он питается побегами растений, ягодами, желудями, плодами, насекомыми, даже падалью. Зиму проводит в дуплистых деревьях, впадая в спячку».
- «В таежной и лесной зонах России обитает бурый медведь, он крупнее гималайского, зимует в берлогах, всеяден».
- «Черные медведи, или барибалы, обитают в Северной Америке, их рост около 90 см, они мельче бурых, морда светло-бурая, на груди имеется небольшое светлое пятно. Этим пятном он напоминает гималайского медведя. Длинный мясистый нос отличает его от всех других видов медведей. Барибалы любят лакомиться насекомыми из ульев, термитников, муравейников».
- «Места обитания, внешний вид и образ жизни белого медведя вам, очевидно, знаком».
- «В горах Боливии, Перу, Колумбии обитают очковые медведи. Это очень редкие, пугливые животные небольшого размера».
Домашнее задание: изучить §44, придумать тестовые задания на соответствия признаков и критериев вид.
Список литературы:
- Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Шумный В.К. Биология 10-11. Учебник для общеобразовательных учреждений . Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2010.
- Калинова Г.С., МягковаА.Н., Резникова В.З. Единый государственный экзамен 2011.Универсальные материалы для подготовке учащихся. – М.: Интелект – Центр, 2011.