Урок по теме "Политическая система сталинизма"

Разделы: История и обществознание


Урок по теме "Политическая система сталинизма" проводится в форме проблемного урока с использованием групповой работы. Урок способствует развитию у учащихся умений понимать проблемы, анализировать материал, рассуждать, самостоятельно находить в источниках подтверждения своих предположений, аргументировать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме, а так же выслушивать оппонентов, четко излагать свою мысль, правильно строить фразы, вести полемику и находить компромиссное решение, приходить к консенсусу.

Подготовка урока:

Класс разбивается на группы. Каждая группа получает задание по исследованию трех индивидуальных проблем

а) партия - ядро тоталитарной системы

б) система массовых организаций

в) Конституция "победившего социализма"

И общих проблем А) тоталитарное государство Б) государственный террор в 30-е годы

Каждая группа должна четко распределить роли участников дискуссии:

Ведущий (организатор) - его задача состоит в том, чтобы организовать обсуждение проблемы и привлечь всех членов группы

Аналитик - задает вопросы участникам в ходе обсуждения, подвергая сомнению взгляды и идеи

Протоколист - фиксирует все, что относится к решению проблемы, он же представляет позицию группы в заключительной части урока

Наблюдатель - дает оценку участникам каждого члена группы на основе заданных учителем критериев

Тема урока: Политическая система сталинизма

Цель: осмысление событий конца 1920-х -1930-х годов

Задачи:

  • Сформировать у учащегося конкретный образ тоталитарного государства в 1930- е годы
  • Познакомить их с причинами, сутью, механизмами "большого террора"
  • Помочь школьникам представить картину событий того времени
  • Воспитать понимание ценности человеческих судеб

Предварительное задание.

  • Прочитать главы учебника истории о политической системе сталинизма
  • Используя учебник и дополнительную литературу, приготовить сообщения о политических репрессиях в 30-е годы
  • Индивидуальное задание. Подготовить сообщения о людях переживших репрессии.

Эпиграф:

"Век XX - век необычайный,
Чем он интересен для историка,
Тем для современника печальней"
Н. Глазков

Оборудование: фотографии репрессированных, "Соловки", раздаточный материал

Основные знания:

  • Структурные звенья советской модели тоталитаризма
  • ВКП(б) - ядро тоталитарной системы
  • Идеологизация общественной жизни
  • Система массовых организаций
  • Карательная система
  • Массовые репрессии.

Основные понятия: тоталитаризм, тоталитарный режим, тоталитарное государство, культ личности, репрессии, оппозиция, политические процессы, авторитарный способ мышления, идеология.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Кто передаст потомкам нашу повесть? Ни записи, ни мысли, ни слова К ним не дойдут: все знаки слижет пламя И выест кровь слепые письмена. Но, может быть, благоговейно память Случайно стих изустно передаст, Никто из вас не ведал то, что мы Изжили до конца, вкусили полной мерой: Свидетели великого распада - Мы видели безумья целых рас, Крушенья царств, косматыя светила, Прообразы последнего Суда, Мы пережили Илиады войн

И Апокалипсисы Революций! Мы вышли в путь к закатной славе века, В последний час всемирной тишины, Когда слова о зверствах и о войнах Казались всем неповторимой сказкой. Но мрак, и брань, и мор, и трус, и глад - Застигли нас посереди дороги, Разверзлись хляби душ и недра жизни, И нас слизнул ночной водоворот. Стал человек - один другому - дьявол, Кровь - спайкой душ. Борьба за жизнь - законом

И долгом - месть...

Строки из стихотворения М. Волошина "Потомкам" - поэтический пролог к теме нашего урока "Политическая система сталинизма". Речь сегодня пойдет о небывалой в мировой истории по накалу и масштабах массовых репрессиях, глубине трагедий человеческих судеб.

Постановка проблемы.

1930-е годы характеризуются массовыми репрессиями, превращением государственной машины в орудие партии, уничтожением оппозиции внутри партии. Определите почему все эти явления стали возможны?

II. Определение сути тоталитаризма. Лекция с элементами беседы.

Учитель: "Две опасности не перестанут угрожать миру: порядок и беспорядок",- писал Поль Валери. XX век в полной мере испытал на себе разрушительную, этих 2-х начал: могучие волны революций, кровавых и беспощадных, прокатились по многим странам мира. Из хаоса и анархии революционных бурь родилась угроза- сверх жесткий порядок "", регламентирующий жизнь людей, их чувства и мысли.

Поражающие воображение злодеяние российских большевиков и немецких нацистов нельзя оправдать какими бы то не было теориями, концепциями, ссылками на объективный ход исторического развития, на особенности массовой психологии русских или немцев, на геополитические или социальные задачи и т.п. Однозначность моральной оценки преступлений диктаторов ( и их послушных поданных) не избавляет нас, однако, от необходимости понять, что сделало эти преступления возможными. Мы попытаемся приблизится к пониманию сущности тоталитаризма.

Термин тоталитаризм происходит от латинского totais- весь, целый, всеобщий (в средневековой латыни использовалось слово totalitatis, которое можно приблизительно перевести на русский словосочетаниями всеобъемлющая целостность, полное единство).

Тоталитаризм рассматривался в основном как явление государственной жизни, не вполне новое. Некоторые его черты присутствовали в политической жизни общества и раньше; и все же тоталитаризм приобретает относительную завершенность именно в XX веке. Тоталитаризм характеризуется стремлением к полному всеобъемлющему контролю над социальной и личной жизнью людей. На базе тоталитарных в случае захвата ими власти формируются и тоталитарные государства, насильственными методами, подчиняющие себе общества. Для победы тоталитарного движения ему необходима, во-первых массовая база (речь идет не столько об активных участниках борьбы, сколько о людях, психологически готовых поддержать тоталитарную власть).Во- вторых, нужна сплоченная группа единомышленников, преданных какой-либо достаточно простой и популярной идеи и не останавливающихся не перед какими преградами; наконец торжество тоталитаризма возможно лишь там, где традиционная власть не обладает авторитетом и не внушает страха.

Подобные условия в I пол.ХХ столетия сложились в нескольких европейских странах Италии и Германии, а также и в России.

Вопрос к классу: Определите условия установления сталинской диктатуры в СССР.

Тоталитарный режим- это политический режим, претендующий на полный контроль государства над личностью и обществом. Западные политологи К. Фридрих и 3. Бжезинский в работе "Тоталитарная диктатура и автократия" выделяет 6 признаков тоталитарного режима:

  1. Политическая система опирается на тщательно разработанную идеологию, которой пронизаны все сферы общества;
  2. Существует единственная массовая партия, членство в которой открыто лишь для небольшой части населения. Партия обладает олигархической структурой и либо переплетается с государственной бюрократией, либо контролируется;
  3. Управление осуществляется посредством, системы террора, направляемой партией и тайной полицией;
  4. Средство массовой информации находятся под жестким контролем власти;
  5. Средства вооруженной борьбы монополизированы партией и правительством;
  6. Последние контролируют также экономическую жизнь;

Вопрос к классу: Какие еще признаки тоталитарного режима вы бы назвали? Как взаимосвязаны эти признаки? Могут ли они присутствовать в жизни общества порознь или только в совокупности?

Под тоталитарным государством понимают такую форму государства, которая характеризуется полным (тоталитарным) контролем со стороны органов государственной власти над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод.

Вопрос к классу: Какие элементы включает в себя понятие "тоталитарной системы"

(обсуждение вопроса, записи в тетрадь)? Впервой половине XX в. тоталитарные и близкие к нему режимы установились в большинстве государств мира. Особой формой тоталитаризма считается политическая система СССР в 30-е годы.

III. Работа в группах. Обсуждение проблемных вопросов по темам:

А) партия - ядро тоталитарной системы

Б) система массовых организаций

В) Конституция "победившего социализма"

Вопросы классу

Карточка № 1

  1. Докажите, что ВКП(б) является стержнем тоталитарной системы
  2. Приведите приметы, свидетельствующие о присвоении государственных функций высшим партийным органам
  3. Какие процессы происходили внутри самой партии

Карточка № 2

  1. Какая роль в тоталитарном государстве отводилась общественным организациям
  2. Можно ли согласиться с мнением, что Сталин установил между партией и комсомолом такие отношения, при которых этот союз находился в беспрекословном подчинении партии

Карточка № 3

  1. Какова цель принятия новой конституции
  2. Охарактеризуйте Конституцию 1936 г.
  3. В чем противоречивость, двойственность Конституции 1936 г.

В ходе обсуждения вопросов учащиеся приходят к пониманию того, что партийная и государственная власть сосредоточилась в одних руках. Партия утратила остатки демократизма в своей внутрипартийной жизни. В 30-е годы все население было охвачено массовыми организациями, которые по своей структуре и задачам становились как бы "продолжением партии" и их деятельность была сориентирована на возвеличивание Сталина.

IV. Изучение материала. Причины, суть, механизмы "большого террора"

Вопросы к классу

1. Определите понятие "политические репрессии" (записаны на доске)

2. Объясните кто стал жертвами политических репрессий и по чьей вине.

3. Какие наиболее распространенные обвинения выдвигала Советская власть, проводя массовые репрессии

Слово учителя. После рассказа учителя и работы с документами ответьте на вопросы записанные на доске и на карточках, (см. приложения)

За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам.

Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам.

Уже несколько десятилетий вслед за Р. Конквестом историки называют террор, охвативший страну в 1937-1938 гг., "большим", потому что по своему размаху и жестокости он был сопоставим с массовыми репрессиями первых лет советской власти и безусловно превосходил карательные операции последующего периода. Новые архивные документы о государственном терроре 1937-1938 гг. подтвердили это определение, но позволили существенно уточнить его суть и механизм. Сегодня очевидно, что внешне хаотичные массовые репрессии этих лет в основном представляли собой серию централизованных карательных операций против различных категорий населения, рассматривавшихся руководством СССР в качестве потенциальных или реальных врагов режима. Эти операции начались в июле - августе 1937 г. и продолжались до ноября 1938 г., когда были так же централизованно, по приказу из Москвы, прекращены. Именно на этот период пришлись самые кровавые акции, прежде всего массовые расстрелы, по своим масштабам не имевшие даже отдаленных аналогов в последующей советской истории.

"Большому террору" предшествовало несколько событий, которые свидетельствовали об общем ужесточении карательной политики власти. В августе 1936 г. в Москве состоялся открытый судебный процесс по делу так называемого "объединенного троц- кистско-зиновьевского центра", на котором были приговорены к расстрелу несколько известных оппозиционеров, в том числе Г.Е. Зиновьев и Л.Б. Каменев" Процесс дал сигнал волне новых репрессий против бывших внутрипартийных оппозиционеров. В конце сентября 1936 г. на пост наркома внутренних дел СССР вместо вскоре расстрелянного Г.Г. Ягоды был назначен Н.И. Ежов. Именно ему несколько месяцев спустя Сталин и поручил осуществление массовых карательных операции? 30 января 1937 г. в Москве был проведен второй "большой процесс" по делу так называемого "параллельного антисоветского троцкистского центра. Большинство из 17 подсудимых были приговорены к расстрелу. В конце февраля - начале марта 1937 г. состоялся пленум ЦК ВКП(б), на котором были подведены первые итоги "чистки" и даны указания о ее продолжении.

Нараставшая "чистка" вызвала широкую волну репрессий в армии и оборонной промышленности. 29 марта 1937 г. Политбюро приняло решение об увольнении из рядов РККА и отправке на работу в хозяйственные наркоматы всех лиц командно- начальствующего состава, которые были исключены из партии по политическим мотивам.

Аресты военачальников, начавшиеся еще в 1936 г., завершились в июне 1937 г. судом по делу "антисоветской троцкистской военной организации". Тогда к расстрелу была приговорена большая группа высокопоставленных военных во главе с заместителем наркома обороны М.Н. Тухачевским. И эти события стали исходной точкой многочисленных арестов военных по всей стране.

Один из главных организаторов террора В.М. Молотов так объяснял писателю Ф. Чуеву причины "большого террора": "1937 г. был необходим. Если учесть, что мы после революции рубили направо- налево, одержали победу, но остатки врагов разных направлений существовали, и перед лицом грозящей опасности фашистской агрессии они могли объединиться. Мы обязаны 37-му году тем, что у нас во время войны не было "пятой колонны". Ведь даже среди большевиков были и есть такие, которые хороши и преданны, когда все хорошо, когда стране и партии не грозит опасность. Но если начнется что-нибудь, они дрогнут, переметнутся. Я не считаю, что реабилитация многих военных, репрессированных в 37-м, была правильной... Вряд ли эти люди были шпионами, но с разведками связаны были, а самое главное, что в решающий момент на них надежды не было". По мнению Молотова, массовые репрессии были "профилактической чисткой" без определенных границ. Главное в ней - не упустить врагов, количество же безвинных жертв - вопрос второстепенный: "Сталин, по-моему, вел очень правильную линию: пускай лишняя голова слетит, но не будет колебаний во время войны и после войны.

С самого начала массовые операции были рассчитаны на превышение установленных свыше "контрольных показателей", о чем свидетельствовал предусмотренный в приказе № 00447 порядок согласования с Москвой дополнительных карательных "лимитов". Сам механизм операций, определенный в приказах наркома внутренних дел, был нацелен на прогрессирующий рост числа арестованных.

После получения утвержденных свыше "лимитов" в областных и краевых управлениях созывались совещания начальников городских и районных отделов НКВД, на которых определялись более конкретные задания, в том числе составлялись списки "антисоветских элементов".

Если же полученные таким образом данные не достигали "контрольных цифр", чекисты применяли иную методику Например, начальник Белозерского оперативного сектора УНКВД Вологодской области Власов и его помощники, получив задание по "разработке и выявлению кулацких, антисоветских элементов, занимающихся контрреволюционной деятельностью", "прибыли в исправительно-трудовую колонию № 14 под видом медицинской комиссии якобы для отбора и направления осужденных в другие колонии. Отобрав здесь из отбывающих наказание 100 человек, Власов и его сотрудники составили подложные протоколы допросов обвиняемых, якобы сознавшихся в совершении тягчайших государственных преступлений. Подписи обвиняемых на этих протоколах были получены под видом подписей о свидетельствах о болезни". Сфабрикованные таким образом дела были переданы в областную "тройку", и все 100 человек были расстреляны. Распространенной была практика вписывания новых "показаний" в уже подписанный подследственным протокол. Широко использовались провокаторы и лжесвидетели, готовые дать любые показания. Из заключенных вербовались "активисты", которые вели так называемую "внутрикамерную обработку": оказывали моральное давление на сокамерников, которые не соглашались подписывать показания, пугали их, советовали облегчить свою судьбу, пойти на сговор со следствием и т.п.

Советские карательные органы превратились в это время в одну из самых преступных и жестоких репрессивных служб, когда-либо существовавших в истории человечества.

V. Индивидуальные сообщества учащихся

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

VI. Подведение итогов. Проверка степени усвоения материала урока.

Учитель предлагает ответить на вопрос поставленный в начале урока и проанализировать материал прозвучавший на уроке. Выявить на сколько сформировался у учащихся конкретный образ тоталитарного государства в 30-е годы

VII. Домашнее задание.

Выскажите предположения о том, какие последствия для советского общества имели идеология и практика "большого терроризма".

Можно предложить индивидуальное заполнение таблицы сильным ученикам.

Характерные черты советского общества 30-х годов.

В экономической сфере В политической сфере В духовной сфере В сфере национальных отношений
1. Полное подчинение производителя государства 1. Однопартийная система 1. Господство партийной идеологии 1. Федеративное государство по форме, унитарное - по сути.
2. Отсутствие свободы труда и замена ее экономическим принуждением 2. Сращивание партийного и государственного аппаратов 2. Полный государственный контроль над образованием и средствами массовой информации 2. Тенденция к русификации народов СССР
3. Монополия государства на средства производства 3. Унификация всей общественной жизни 3. Унификация духовной жизни 3. Ограничение политической и экономических прав союзных автономных республик
4. Милитаризация экономики 4. Отсутствие реальных свобод в обществе 4. Диктат атеизма  
5. Государственное регулирование имущественных отношений 5. Наличие мощного репрессивного аппарата    

Рекомендуемая литература для школьника

  1. Верт Н. История Советского государства 1900-1991. М., 1992.
  2. История Отечества. Люди, идеи, решения, очерки, истории Советского государства. М., 1991.
  3. Политические процессы 30-50-х годов. М.: изд-во "Политическая литература", 1991.
  4. Энциклопедия Истории России XX в. Москва: Аванта, 1995.

Рекомендуемая литература для учителя.

  1. А. Головатенко "Социализм: теория и практика" ч 2 Тоталитаризм XX столетия. Изд-во Инфалио - пресс, 1990.
  2. А. В. Голубев "Тоталитарный режим с СССР: теория, споры, реальность" Преподавание истории в школе № 2 ,2001 .
  3. А. Т. Степанищев "Методический справочник учителя истории" М. Туманит. Изд центр ВЛАДОС, 2000 г.
  4. Книга для учителя "История политических репрессий и сопротивление несвободе в СССР" М.: изд-во объединения Мостгорархив", 2002 г.