Цель: воспитание патриотизма; формирование у детей чувства любви к родному краю, своей малой родине.
Задачи:
- создать обстановку эмоционального благополучия детей;
- расширять и закреплять знания детей о родном крае;
- демонстрировать творческие умения детей в разных видах музыкальной деятельности.
Предварительная работа: беседа о городе, о крае, заучивание стихотворений о родном городе, песен, хороводов, танцев.
ХОД ПРАЗДНИКА
Звучит русская народная мелодия
«Травушка-муравушка».
Дети, одетые в русские костюмы, взявшись за
руки, проходят в зал, где их встречает Хозяйка.
Хозяйка:
Ворота тесноватые, растворяйтесь!
Добры молодцы и красны девицы, разгуляйтесь!
Проходите, не стесняйтесь, по местам рассаживайтесь!
Все уселись на места? Закрываю ворота.
– Здравствуйте, ребятушки, гости дорогие! Давно вас поджидаю, зовут меня Василисой. Собрались мы, ребятушки, чтобы поговорить о Родине нашей, матушке России, да и повеселиться! Родились мы с вами в России, говорим на русском языке. Россия вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, защищает нас от врагов. Крепко любят свою Родину русские люди и сложили о ней пословицы. А какие пословицы вы о Родине знаете?
Говорят дети:
- Человек без Родины – что соловей без песни.
- Тот герой, кто за Родину горой.
- Жить – Родине служить.
Василиса:
Молодцы! Знаете пословицы о Родине.
О том, как Родину любить – едва ли надо говорить.
Она у каждого одна.
И вместе с жизнью нам дана.
Ребёнок:
Родина – слово такое родное
Сколько в ней света, добра и тепла
Как мы гордимся родной стороною
Родина наша нам жизнь дала.
Ребёнок:
Мама и Родина очень похожи –
Мама красивая – Родина тоже.
Так и должно быть: что дорого нам
Напоминает всегда наших мам!
Дети исполняют песню о Родине (по усмотрению музыкального руководителя).
Василиса:
А не хотите ли загадку мою послушать?
Там зелёные сосны, как великаны.
Берёзки кудрявые ждут на полянках,
Холмистые горы, как змейки, лежат,
В себе они мрамор, алмазы хранят.
Там есть и озёра с прозрачной водой.
Что же за край расчудесный такой?(Л.Владимирова)
Дети: Это загадка про наш край, про Урал.
Василиса: Что ж, поговорим о крае нашем, о земле Уральской. Всякому мила своя сторона, – так говорится в русской пословице. А знаете ли вы пословицы о родной сторонушке?
Слова детей:
- На чужой сторонушке рад своей воронушке.
- На родной стороне и камушек знаком.
Василиса: Молодцы! Наш край прекрасен и снежной зимой, и жарким летом, звонкой весной, богатой урожаем осенью. Может, кто из вас, добрые молодцы, красны девицы, расскажет, что про край родной?
Дети читают стихи о родном крае.
Я родился на Урале
Я родился на Урале,
Здесь живу я и расту.
Лучше края я не знаю –
Урал мне дарит красоту.Вот горы змейкой проползают,
Берёзы, сосны там и тут.
Здесь рыбки в озере играют,
В лес ягоды, грибы зовут.(Л. Владимирова)
Василиса:
Про Урал говорят,
Что камнями богат,
И умельцами тоже он славится.
Кто в краю побывал,
И Бажова читал –
Тот у нас непременно останется.(Л.Владимирова)
Дети исполняют «Уральский хоровод» музыка А. Филиппенко.
Василиса: Каждый из вас, бывал в лесу, слышал, как весело постукивает дятел, кукует кукушка, шелестят на ветру деревья. Среди них есть самое нарядное дерево на Урале – в белом, как у невесты, платье, с длинными косичками. Много о нём стихов и песен сложено. Все его любят, перед красотой его поклоняются. Узнали вы, о каком дереве я говорю?
Дети: О берёзоньке.
Ребёнок.
Красавица берёза у нас в лесу живёт.
Ей не скучны морозы –
Она, как мы, растёт
С годами выше станет,
Кудрявей и стройней.
Все люди на Урале
Приходят в гости к ней.(Л.Владимирова)
Хоровод «Во поле берёза стояла» (русская народная песня)
Василиса: А теперь начинается программа не простая – игровая!
На уральские вечорки
Пришли сюда друзья.
Как на всяких на вечорках,
Со стародавних тех времён –
Здесь мы пляшем и играем,
Звонко песни мы поём!
И, конечно же, желаем,
Чтобы с нами здесь играл,
Веселился и смеялся
Знаменитый наш Урал!
Общий танец. (По выбору музыкального руководителя).
Василиса: У кого-то хмурый вид? Снова музыка звучит! Праздник продолжается – игра начинается!
Подвижная игра «Золотые ворота»
Василиса: Как у нашего соседа весела была беседа…
Выходит парнишка, как бы ищет кого-то:
– Где ты, Иван?
– В горнице.
– А что делаешь?
– Петру помогаю.
– А что Пётр делает?
– Да на печи лежит.
(В стороне девочка на столе раскладывает
покупки, пришла с рынка. К ней подходит мальчик).
– Здорово, кума!
– Да на рынке была.
– Никак кума глуха.
– Купила курицу и петуха.
– Прощай, кума.
– Пять рублей дала. (Подходит к следующему
мальчику).
– Филя, есть хочешь?
– Да нет, я перекусил.
– А чем перекусил?
– Да съел кусок пирога, горшок сметаны, да решето
калачей...
Василиса: Где песня льётся, там легче живётся. Запевайте песню шуточную, прибауточную! Что ж вы, гости дорогие, молчите?
Ребёнок: А мы не молчим – спеть хотим!
Дети инсценируют песню «Во кузнице» (р. н. п.)
Звучит музыка входит Коробейник.
Коробейник: Здравствуйте, люди добрые! Добрые, да весёлые!
Василиса: Кто же ты будешь, молодец, и откуда?
Коробейник: Хожу по Уралу, на ярмарках бываю, товар продаю, меняю, народ веселю. А зовут меня все Коробейником!
Василиса заглядывает в короб.
Василиса. И вправду, детушки, короб-то у него полон игрушек. Коробейник, у нас есть мальчик, Иванушкой зовут. Он тоже на ярмарке побывал. А вот, что он купил, сам расскажет.
Хороводная игра «Где был, Иванушка?»
Звучит плясовая музыка.
Коробейник: Собирайся, народ! Слышишь, музыка зовёт! Кто работы не боится, тот и в пляс пойдёт.
Общий танец. (По выбору музыкального руководителя).
Коробейник: В моём коробе игрушек на всех хватит. Выходите, получайте, да игрушки замечайте!
Русская народная игра «Фанты».
После игры коробейник угощает детей.
Коробейник: Весело у вас! Да пора мне дальше по Уралу идти, других ребят веселить. Прощайте!
Василиса: Славно мы с вами поговорили, повеселились! Но... догорают свечи, умолкают речи! И нам пора по домам! До свидания!