Компетентностно-ориентированные задачи по математике

Разделы: Математика


Современный педагог должен владеть современными средствами диагностики результатов обучения. Мы представляем задачи для обучающихся 5-8 классов по математике, направленные на выявление способности демонстрировать различные уровни владения предметной грамотностью.

Предметная грамотность – показатель функционального владения какими-либо средствами и способами в соответствующей образовательной области. Для определения этого показателя используются предметные  умения.

Математическая грамотность – способность осуществлять математические действия, вести математические рассуждения и использовать математические средства для решения практических, исследовательских и  познавательных проблем.

Предметные задания по математике для обучающихся 5-8 классов составлены в виде трех уровневых задач на выявление у обучающихся способов опосредствования:

  • формального способа – овладение образцовым способом действия со стороны его внешней формы, т.е. умение реализовать образец (алгоритм, правило, схему) действия, опираясь на внешние признаки
  • предметного способа – освоение предметного отношения, лежащего в основе культурного способа действия, т.е. действия в ситуации, где внешняя форма и конкретное содержание  не обеспечивают ориентировку действия, а  структура существенных отношений  замаскирована посторонними деталями или находится в противоречии с формальной стороной  ситуации.
  • функционального способа – включение способа в состав психологических ресурсов индивида, т.е. свободное (функциональное) владением неким культурным способом действия как ресурсом.

Конкретизация уровневых критериев

 

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Общее определение для решения предметных задач Ориентация на внешние (формальные) признаки образца действия Ориентация на существенное (предметное) отношение, лежащее в основе образца действия Ориентация на внутреннюю границу образца действия (образец как предельный континуум возможных воплощений)
Математическая грамотность Действие по правилу в стандартных условиях Действие при  «зашумленности» существенного отношения ситуации при невозможности опоры на внешние признаки Действие при необходимости преобразования ситуации действия (условий, средств и  способа). Выход за рамки образца в более широкий  деятельностный контекст. Спонтанное применение способа

Задача 1.

К хорде АВ через центр окружности проведена перпендикулярная прямая  ОМ,M принадлежит AB,где О – центр окружности.

Задание 1.1. Найдите радиус окружности, если , а ОМ = 5 см.

Задание 1.2. Докажи, что АМ = ВМ, и сделайте вывод.

Задание 1.3. L, K – точка пересечения прямой ОМ с окружностью. Докажите, что дуга AL равна дуге BL и дуга AK равна BK. Сделайте вывод.

Задача 2.

Задание 2.1.

Решите неравенство:

Задание 2.2.

Решите систему и совокупность неравенств:

  1. ;

Задание 2.3.

Решите двойное неравенство двумя способами: –2 < I2x + 4I ? 6.

Задача 3.

Задание 3.1.

а) Запишите координаты точек А, В и С.

Задание 3.2.

Покажите на координатной плоскости решение следующей системы и совокупности неравенств:

Задание 3.3.

Опишите на алгебраическом языке области координатной плоскости, показанные на рисунках:

Ответы к задаче 1.

Задание 1.1 R = 10
Задание 2.2 Рекомендации: доказать ? BOM = ? AOM, свойства диаметра.
Задание 2.3 Рекомендации: использовать свойства центрального угла.

Ответык задаче 2.

Задание 2.1 x < –7.
Задание 2.2 1) –3 < x < 1; 2) x < 6 или x > 6.
Задание 2.3 –5 < x < 1.

Ответы к задаче 3.

Задание 3.1 A(–3,5; 2,5); B(–2; 0); C(4; –1,5).
Задание 3.2 Рекомендации: построить графики соответствующих прямых.
Задание 3.3

  1.  
  2.