Цели урока:
- Усовершенствовать знания учащихся о видах предложений по интонации, цели высказывания; правильно строить предложения.
- Развивать умение распознавать однородные члены предложения; развивать орфографическую зоркость.
- Воспитывать любовь к предмету.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент и сообщение целей урока.
На доске:
В, ПО, СЛОВА, СМЫСЛУ, СВЯЗАНЫ, ПРЕДЛОЖЕНИИ.
– Составьте предложение. (Слова в предложении связаны по смыслу)
На доске нарисована схема предложения.
–––––––––––––––, __________ , ___________ , ___________ .
– Сформулируйте тему нашего урока.
– Сегодня на уроке повторим всё о предложении;
понятие «однородные члены предложения»,
закрепим умение находить их в тексте,
расставлять знаки препинания при них, поучимся
использовать однородные члены предложения в
своей речи.
II. Актуализация знаний
Знание – броня от всех бед и напастей.
– Какой перед нами жанр УНТ? (Пословица)
– Для чего создавали люди пословицы? (Народная
мудрость, учить последующие поколения)
– Чему учит нас эта пословица?
Вывод: Эта пословица будет эпиграфом нашего урока.
III. Запись числа и эпиграфа урока.
– Открыть тетради и записать число и эпиграф
урока.(комментатор)
– Докажите, что перед нами предложение.
– Укажите части речи. Взаимопроверка
IV. Работа по теме урока
а) Работа с доской.
– Какое предложение подходит к нашей схеме ?
ПРИЛЕТЕЛИ ЛАСТОЧКИ, СКВОРЦЫ, ГРАЧИ .
ПТИЦЫ ЩЕБЕЧУТ, СУЕТЯТСЯ, УСТРАИВАЮТСЯ НА
ДЕРЕВЬЯХ.
ГНЕЗДА ПОЯВИЛИСЬ ПОД КРЫШАМИ, В ТРАВЕ, В КУСТАХ.
– Прочитайте предложение ласково,
вопросительно, торжественно.
– Давайте обобщим: предложение – это …
– Запишите это предложение. Выделите орфограммы.
– Разберите его по членам предложения. (С
комментированием)
– Какую особенность вы заметили? (Три
подлежащих: ласточки, скворцы, соловьи.)
– Как называются эти слова?
– Какие знаки препинания стоят между
однородными членами предложения? (Запятая.)
– Назовите сказуемое. Какой частью речи оно
выражено? Выполните морфологический разбор.
– Дайте характеристику данному предложению. Микроитог.
V. Физминутка для глаз
б) Упражнение «Назовите однородные члены предложения».
Аист азбуку учил и пятёрку получил (учил и
получил).
Астра, азбука, айва начинается на А (астра,
азбука, айва).
Журавлёнок жёлудь взял, бросил жёлудь и поймал (взял,
бросил, поймал).
Кот копеек накопил, а кошке козочку не купил (накопил,
а не купил).
Вывод: однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. На письме разделяются запятыми.
в) Работа по учебнику.
Упражнение 522, стр. 120.
– Составьте предложения с однородными членами. (Льдины плыли по реке, сталкивались, натыкались на берега. На берегу стояли Валентинка, Таиска, Романок. Они смотрели на льдины, бурлящую воду.)
VI. Физкультминутка
VII. Творческая работа. Разноуровневые карточки
1 уровень. Вставить пропущенные подлежащие. Выделить в них орфограммы.
ВОТ И СТАЛО ПРИГРЕВАТЬ ЗЕМЛЮ ВЕСЕННЕЕ (солнце.) ДАЖЕ В ЛЕСУ БЫСТРО ТАЕТ (снег.) НА ПРОТАЛИНКАХ ЗАЗЕЛЕНЕЛА ПЕРВАЯ (травка.) НА ДЕРЕВЬЯХ НАБУХАЮТ (почки.) ЗВОНКО РАСЧИРИКАЛИСЬ ВЕСЕЛЫЕ (воробьи.) В ГОРОД ПРИШЛА (весна.)
2 уровень. Составить из данных слов предложения. Написать текст.
ВЕСЕННЕЕ, ПРИГРЕВАТЬ, ЗЕМЛЮ, СОЛНЦЕ, СТАЛО.
БЫСТРО, СНЕГ, ТАЕТ.
НА, ПЕРВАЯ, ПРОТАЛИНКАХ, ТРАВКА, ЗАЗЕЛЕНЕЛА.
НА, ПОЧКИ, ДЕРЕВЬЯХ, НАБУХАЮТ.
ГОРОД, В, ПРИШЛА, ВЕСНА.
3 уровень. Составь текст-описание, используя опорные слова.
Долгожданная, тает, бегут, журчат, набухают, яркое, проталинки, скворцы, ласточки, грачи, пришла, наступила.
VIII. Итог урока
– Как связаны между собой слова в предложении? (По
смыслу)
– Какой частью речи чаще выражается подлежащее? (Именем
существительным, местоимением.)
– Сказуемое? (Глаголом.)
– Как связаны между собой однородные члены
предложения? (Интонацией перечисления или
союзами.)
IX. Рефлексия
– Какие задания вам показались особенно
интересными?
– Понравился ли вам урок?
X. Домашнее задание
Упражнение 520, стр. 119.