Цели:
- познакомить детей с животным, обитающим в Якутии – с горностаем и его образом жизни: это мелкое, быстрое, ловкое хищное животное; передвигается прыжками, лазит по деревьям, отлично плавает.
- учить устанавливать причинно-следственные связи, высказывать свои суждения, умения доказывать мысль;
- продолжать умение передавать в рисунке образ животного, относительно величину частей фигуры и изменения их положения при движении (бежит, готовится к прыжку, лазит по деревьям и.т. д.);
- развивать эстетическое восприятие, любознательность, мышление; художественное творчество;
- воспитывать интерес и любовь к обитателям Якутии.
Предварительная работа: знакомство с другими животными Якутии, рассматривание иллюстраций, репродукций, чтение художественной литературы о животных, составление описательных и сравнительных рассказов о животных республики.
Оборудование: проектор, экран, слайды животных обитающих в Якутии, музыкальный центр, CD, альбомные листы, цветные восковые карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
– Ребята, посмотрите на слайды и вспомните, каких животных мы уже знаем обитающих на территории нашей республики (на экране показываю слайды животных обитающих в Якутии). Это северные олени, песец, медведи, ондатра, косуля. Давайте вспомним, почему северного оленя называют «северным».
II. Беседа
– Сегодня мы продолжим знакомство с
обитателями родного края. Это горностай.
На якутском языке его называют «Кырынаас».
Давайте повторим название животного на русском и
якутском языке.
(Показываю изображения горностая)
– Давайте рассмотрим его. Обратите внимание на
его внешний вид: это маленькое дикое
животное, и оно охотиться на других животных.
– Как можно назвать такое животное? (Хищник)
У него удлиненное тонкое и гибкое тело,
короткие конечности, длинный хвост. Голова
небольшая, несколько приплюснутая, шея
длинная.
Уши небольшие закруглённые, глаза круглые
чёрные.
Покрыт коротким, густым мехом.
– А как вы думаете, почему у горностая такой
густой мех? (Ответы детей)
– Окраска меха зимой вся белая, за исключением
чёрного кончика хвоста. Летом горностай буро
коричневый.
– Как вы думаете, почему горностай меняет
окрас? (Ответы)
– Зубы у горностая очень острые. Он очень быстрый
и ловкий хищник, охотиться на грызунов, зайцев,
куропаток, птенцов и разных насекомых.
Охотиться в основном ночью, передвигается
прыжками, может лазить по деревьям, хорошо
плавает, а голос у него похож на лай маленького
щенка. Вот послушайте, (включаю звукозапись
с голосом горностая). Давайте попробуем
повторить крик горностая.
Врагами горностая являются: волк, лисица, соболь,
белая сова и другие крупные хищники. – Теперь
трудный вопрос: Почему эти животные являются
врагами горностая?
III. Подвижная игра «Сова и кырынаас»
Играющие выбирают сову, он уходит в своё
гнездо, кырынаас бегают и прыгают.
На сигнал «Сова!» дети убегают. Сова ловит и
уводит к себе в гнездо.
Игра повторяется два-три раза.
IV. Рисование
– Ребята, давайте ещё раз внимательно
рассмотрим нашего горностая:
туловище у него удлинённое с изгибом, лапки
короткие, хвост длинный с чёрным кончиком, ушки
закруглённые, глазки мелкие и чёрные.
И сейчас мы попробуем нарисовать его портрет.
Вы можете нарисовать горностая в движении, как он
бегает, прыгает, как лазит по деревьям, охотится
на мышей. И помните, когда рисуете, важно
передавать величину животного и предметы
окружающего его. Это может быть лес, долины,
водоем, поляна ведь горностай – дикое животное, и
может быть, где угодно.
V. Рефлексия
– О каком животном, обитающем в нашей Якутии мы
узнали?
– Горностай благодарит за свой портрет.