«Молодые деревца легче заставить
расти так или иначе, чем взрослое дерево.
Таким же образом и ребенка можно и нужно
направлять ко всему доброму…»
Я.А. Коменский, чешский педагог – гуманист.
Человеку не свойственно удивляться привычному, обыденному. Школа вошла в повседневную жизнь каждой семьи, и родители привычно провожают ребенка, каждое утро отправляющегося на уроки, и ничего необычного в этом не видят. Но разве не чудо – превращение несмышленого малыша в умного, образованного, умелого человека, который решает трудные математические задачи, разбирается в истории, литературе, музыке, управляет трактором! Школа не только «вооружает» детей прочными знаниями, соответствующими умениями и навыками, но и формирует линию их дальнейшего поведения: отзывчивость, любовь к Родине, чувство долга, ответственности, трудолюбие, инициативность, готовность жить честно и с душой. Выполняя такую большую и ответственную работу, мы, учителя, воспитатели, всегда должны помнить, что в ее успехе заинтересованы все: ребенок, семья, государство. Надо не забывать, что для достижения этого успеха необходима совместная деятельность школы, семьи, общества. Как бы серьезно ни продумывали мы формы воспитания учащихся в школе, мы не сможем достигнуть поставленной цели, если будем действовать без постоянной поддержки родителей.
На каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании? На этот емкий вопрос убедительно отвечает В.А. Сухомлинский: « Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», – и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам…Зорко следите за тем, чтобы именно в этот период – в начальных классах – не появились плохие дети, чтобы у матери не ожесточилось сердце, а у ребенка не угасло желание быть хорошим».
От характера первых отношений учителя с ребенком, учителя с его родителями зависят не только самочувствие ребенка, но и его успехи в обучении и воспитании. Помня об этом, классный руководитель и должен строить свою работу с родителями учащихся. Работа с родителями – одна из наиболее сложных составных педагогической деятельности учителя. В сельской школе она включает в себя и ряд определенных особенностей, связанных со спецификой данного типа школы. С одной стороны – учителя хорошо знают каждого из своих родителей, семейные условия учащихся. С другой – родители знают об учителе все, что предполагает соответствующий образ жизни педагога.
В этой сложной и важной работе необходимо
использовать самые разнообразные формы и методы.
В предлагаемом материале я хочу рассказать о тех
мероприятиях, о тех формах педагогического
руководства семейным воспитанием, которые
использую в своей работе.
Позволю напомнить, что формы работы учителя с
родителями разнообразны: индивидуальные
(посещение семей учащихся на дому, беседа с
родителями в школе и т.д.) и коллективные
(классные собрания, общешкольные родительские
собрания, родительские конференции и др.).
Основными для себя я определила следующие:
1. Регулярные беседы по программе изучения специальной литературы, вовлечение родителей в педагогическое самообразование.
Программу составляю на основе тщательного изучения состава учащихся, родителей, не более чем на одну четверть.
Проза сегодняшней жизни, к сожалению, состоит в том, что более двух третий родителей не читают педагогическую литературу и в жизни предпочитают руководствоваться собственным и, подчас, не всегда здравым смыслом. Снижение воспитательной роли семьи – факт, не вызывающий сомнения. Беда в том, что ею в последние годы утеряны многие ценности духовного плана. Очень часто на первом, главном месте, стоит материальное благополучие. А все, что необходимо ребенку для воспитания, ему должна дать, в лучшем случае, школа, а в худшем – улица. Многие семьи живут без бабушек и дедушек, а это приводит к тому, что родители детей не знают, как найти выход из трудной жизненной ситуации, нет опоры на опыт, знания старших. Таким образом, у родителей возникает проблема, которую необходимо верно решить. А это значит, что учитель должен им помочь, прежде всего, советом. Но как быть, если эти родители старше самого классного руководителя? На помощь приходят книги. На основе тщательного анализа особенностей каждой семьи составляю для родителей программу изучения специальной литературы. В беседах стараюсь так представить книгу, чтобы родителям захотелось ее прочитать, изучить. В небольшой станице учитель встречает родителей своих учеников каждый день, и если возникла необходимость что – то обсудить, скорректировать программу чтения, это можно сделать в любой день, не дожидаясь родительского собрания.
2. Групповые консультации по отдельным вопросам воспитания и обучения
Совсем необязательно, на мой взгляд, при формировании групп руководствоваться успеваемостью, проблемами с дисциплиной, которые возникли в процессе обучения и воспитания. Считаю наиболее правильным деление по половому признаку: девочки и мальчики. В данном случае удобнее будет работать и школьному психологу.
3. Индивидуальные консультации родителей
На первом родительском собрании я провожу анкетирование, предлагая темы консультаций, касающиеся воспитания и обучения ребенка, дни, часы в которые родители смогут прийти на них. Для родителей первоклассников консультации обязательны. Позже все будет зависеть от учителя: если удалось во время первых встреч оказать помощь при решении тех или иных вопросов, тогда родители приходят вновь. Это и является положительным показателем необходимости продолжения работы в этом направлении.
4. Родительские конференции, собрания, диспуты по обмену опытом семейного воспитания.
Проблема взаимодействия школы и семьи всегда содержала много сложных аспектов. И у педагогов, и у родителей в нашем обществе были сформированы неправильные установки на сам процесс сотрудничества. По сложившейся традиции считалось, что учитель обязан на собрании рассказать, как воспитывать ребенка, а родители, выслушав его, промолчать и поступать так, как считают нужным. Мечта учителя – все родители присутствуют на собрании и участвуют в его проведении. Как это сделать? К родительским собраниям готовлюсь всегда заранее: подбираю тему, записываю на доске цитаты, высказывания, если есть возможность, то готовим с ребятами выставку детских работ, можем «обыграть» ситуации, необходимые по теме. И вот родители сели за парты. Для себя отмечаю, кто сумел найти место своего ребенка, а кто нет (скорее всего, мало беседует дома о школьной жизни). Начинаю работу по теме с проведения теста. Некоторые родители на первом собрании старались ответить «так, как надо», но, познакомившись с этим видом работы, при котором результат их ответов нигде не фиксируется, стали отвечать правдиво. Таким образом, начинается работа по теме собрания, конференции. Родители не знают, что их «неправильные ответы» уже предполагались в вопросах теста, а значит, они смогут получить на них ответ. А если возникли разногласия, чем не повод для разговора? Так в ход собрания, конференции вовлекаются многие.
Как быть, чтобы как можно больше родителей посетили собрание? Можно написать в дневнике о предстоящем собрании, а можно составить красочную открытку – приглашение. Можно организовать работу групп родителей по месту жительства, когда один из родителей, как правило, всегда посещающий собрания, с активной жизненной позицией, ведет за собой рядом живущих.
Один из самых главных вопросов, интересующих родителей, – успеваемость. Но в селе информация распространяется быстро: расскажешь об успехах одного, а маму или папу другого попросишь остаться после собрания, и уже через час – второй, все заговорят о проблемах ребенка. Это не способствует улучшению отношений между классным руководителем и семьей. Для каждого ученика я составляю «карту успеха», выдаю ее родителям на собрании. В «карте» отмечаю положительные моменты, неудачи ученика, обязательно отмечаю нравственные качества ребенка. Проанализировав «карты» ребят, выявляю вопросы, по которым надо дать разъяснения родителям, при этом не называю фамилий. Родители, прочитав «карту» своего ребенка, знают, как найти выход из сложившейся ситуации. «Карта успеха» помогает готовиться к следующему собранию, наблюдать за формированием личности ученика.
5. Открытые родительские внеклассные мероприятия.
Во время таких мероприятий родители могут посмотреть на поведение ребенка в коллективе сверстников, сравнив его с «домашним поведением».
При подготовке и проведении праздников в начальных классах необходимо опираться на помощь родителей. Такой помощью может стать поиск фотографий, подготовка рисунков, костюмов, прочтение книги и т.д.
По степени участия в делах своего ребенка и класса, в котором он учится, можно выделить три группы родителей:
- Родители – помощники учителя в воспитательной работе с детьми. Как правило, это семьи с богатыми трудовыми традициями, с высокими моральными качествами. На них следует опираться при создании коллектива родителей класса, при организации коллективных дел учеников и их родителей.
- Родители – потенциальные помощники школы в воспитании детей. Они могут помогать, если будут знать, что и как делать. Этой группе родителей необходимо разъяснять смысл и значение планируемой работы, объяснять, как следует выполнить то или иное дело.
- Родители, которые отрицательно воспринимают все воспитательные мероприятия.
Они не понимают или не хотят принимать
требований школы в воспитательной работе.
Целесообразно начать работу с привлечения их к
конкретным делам класса. Не всегда с родителями
этой группы удается сразу найти контакт.
Воздействие на такую семью должно иметь целью
оздоровление ее нравственного микроклимата.
Дифференцированный подход помогает
учителю более эффективно проводить работу по
воспитанию детей, делая родителей своими
ближайшими помощниками. Это особенно важно.
Школа дает очень многое, но все исходные жизненные установки ребенок получает дома, где к первому классу прожил 6 лет. И только прочный союз семьи и школы может служить залогом успешного и всестороннего развития ребенка.