Цель урока: сформировать представление о растениях, как особом царстве живой природы, познакомить с разнообразием растительного мира, отличительными особенностями и характерными признаками каждой группы.
Задачи:
- Предметно-информационные:
- знакомство с классификацией растений.
- изучение основных признаков групп растений.
- Деятельностно-коммуникативные:
- развитие общеучебных умений: умение анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку;
- развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, логического мышления, воображения, умение сравнивать и делать выводы, систематизировать полученные знания, развитие устной речи, умение контролировать и оценивать результат своей деятельности.
- расширение кругозора и словарного запаса учащихся.
- Ценностно-ориентированные:
- развитие любознательности, наблюдательности, чувства гармонии человека с природой, формирование основ экологической культуры
Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы работы: общеклассная, индивидуальная, работа в группах, работа в парах.
На уроке сочетаются индивидуальная работа, когда формируются личностные универсальные учебные действия, так и групповая, когда формируются коммуникативные универсальные учебные действия. То есть сначала дети работают индивидуально, проводят опыт, наблюдение, собирают каждый свою информацию, а потом уже в группах или всем классом анализируют и делают выводы. Различные формы работы позволяют разнообразить исследовательскую работу и делать её ещё более интересной. К тому же психология ребёнка такова, что ему будет интересно поделиться с другими, что же он узнал, открыл, исследовал.
Оборудование:
- Учебник «Наш мир» О.Н.Федотова, тетрадь «Окружающий мир» О.Н.Федотова
- Презентация «Разнообразие растительного мира»
- Мини-сообщения учащихся
- Опорные слова
- Памятки
- Раздаточный материал
- Компьютер, мультимедиопроектор, экран
- Творческие работы детей
- Кроссворды.
- Выставка книг о растениях
- Гербарий
Использование ИКТ на уроке позволяет
привлечь широкую базу источников, что необходимо
при исследовательской работе и реализации
проектных технологий на
уроках. Информационные технологии дают
дополнительные возможности для
исследовательских работ, делая их более полными,
всесторонними, наглядными и яркими.
На уроке учитель выполняет функции помощника,
руководителя и не более того.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационно-психологический момент начала урока
Однажды один ученик сказал: «Вот вырасту и открою какое-нибудь живое существо. Только бы не опоздать!» – Может, так думаете и вы. Только вот зря! Ученые предполагают, что должно быть открыто около сотни новых птиц и около двух миллионов видов насекомых. Это только на Земле! А в море? В глубинах океанов? Сколько там животных, растений, которые еще не попали на глаза человеку! А что растет в нашем лесу, на полянке? Мы даже этого не знаем! Научитесь открывать! Смотрите на природу добрыми глазами человека! И вы сделаете много удивительных открытий. Одно открытие уже ждёт нас сегодня на уроке.
Загадка
Дышит, растет,
А ходить не может?(Растение)
Презентация. Слайд 1
– Куда бы вы не посмотрели, повсюду увидите
растения. Они растут на лугах, в лесах, их
много в степях и высоко в горах, в безводных
пустынях и топких болотах. Множество растений
поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и
реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть.
Разнообразие растительного мира велико:
растения различаются друг от друга
продолжительностью жизни, окраской, формой.
С глубокой древности человек, собирая, а затем
,возделывая растения, познавал их полезные и
вредные свойства. При раскопке древних построек,
люди находили семена различных растений. Уже
тогда учёные Древней Греции стали описывать
растения и составлять их списки. Так появилась
наука о растениях, название которой вы узнаете,
разгадав кроссворд.
Вступительная беседа
Работа в парах
Вы должны узнать ключевое слово по вертикали (кроссворды у каждой пары на парте).
- Дерево, дающее плоды – желуди.
- Цветок для гадания.
- Зелёный ковер земли.
- Хоть не огонь, а жжётся.
- Она напоминает манжет.
- О ней говорят “плакучая”.
- Лакомство коров и зайцев.
- Красивый цветок красного цвета семена которого используют в кулинарии.
Проверка: слайд 2
М.о Ботаника – наука о растениях, получившая название от греческого слова «ботане» – трава.
Слайд 3
Актуализация опорных знаний
Учёные утверждают, что растения– живые
организмы.
А как вы думаете, это действительно так?
Что дают растения человеку?
Сообщение ученика: Растения –
единственный источник пищи и кислорода.
Некоторые животные поедают листья, плоды,
молодые побеги растений, древесину. Хищные виды
питаются другими животными. Так складываются в
природе первичные и вторичные цепи питания. Но
лишь растения способны создавать пищу. Человек
также использует растения в пищу. Кроме того,
древесина идёт на строительство домов, для
изготовления мебели, бумаги, спичек,
используется для отопления; из волокна растений
вырабатывают ткани, мешковину, канаты, а также
многие лекарства (настойка женьшеня, облепиховое
масло и другие).
Какие части растения вы знаете?
Практическая работа
Слайд 4
- Определите орган, который укрепляет растение в почве. / Корень/
- У дерева он один, а у кустарника – много. /Стебель/.
- Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет. /Лист/.
- Яркий, благоухающий… /Цветок/.
- Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый, образуется на месте цветка. /Плод/.
- Из него вырастает новое растение. /Семя/.
– Подумайте, все ли растения имеют названные
части?
– Учёные-ботаники делят царство растений на
группы.
Объявление темы урока: “Разнообразие растений”
На уроке мы будем говорить о разнообразии растений в природе, а поможет нам в этом ботаника – наука о растениях.
– На какие вопросы будем искать ответы на нашем
уроке?
– На какие группы делится царство растений?
– Что такое группа растений?
– По каким признакам учёные разделили растения
на группы?
– Значит, чтобы ответить на этот вопрос, нужно
изучить признаки каждой группы растений.
Попробуйте сформулировать цель урока.
Цель нашего урока – познакомиться с группами растений и их признаками.
– Сегодня вы много о растениях узнаете сами по учебнику, дополнительной литературе и гербарию. Сегодня мы с вами будем учёными –исследователями. Будем работать по группам. Каждой группе учащихся изучить данную группу растений, их признаки:
Физкультминутка
Мы немного отдохнём
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляют,
За природой наблюдают.
Изучение нового материала
Дети в словариках в учебнике читают о растениях своей группы, работают с гербарием, находят и подчёркивают отличительные признаки и заполняют свою графу таблицы.
С/р работа в группах
Выступления представителей от каждой группы (по ходу мини-сообщения о растениях, которые делают заранее подготовленные ученики)
Слайды 5-15
Хвойные растения
Сообщение ученика: Хвойные растения –деревья и кустарники с листьями – иголками. У этих растений есть корень, стебель, листья. Плодов и цветков у них нет, семена образуются в шишках. Большинство хвойных –вечнозелёные.
Дополнение учителя: Хвойных насчитывают около 600 видов. Представители хвойных растений: сосна, можжевельник, ель, кедр.
Сообщение ученика: Сосна растёт на
сухих местах. Воздух в сосновом бору всегда
чистый, т. к.запах сосны убивает всех микробов.
Можжевельник часто имеет форму куста. Ягоды
первый год зелёные. Второй год серые и только на
третий год сине-чёрные. Слово можжевельник
происходит от слов между и ельник т. е. растущий
между елями. Можжевельник очищает воздух от
микробов.
У ели каждая иголка хвоинка живёт 5-7 лет.
М.о
– Чем отличаются хвойные от других
групп растений?
Какие части растений имеют хвойные?
Цветковые растения
Сообщение ученика: Цветковые растения – деревья, кустарники, травы, у которых в результате развития появляются цветки. Имеют корни, стебель, листья, плоды и семена.
Дополнение учителя: Цветковые растения – самая большая группа растительного мира. Их насчитывают 250 тысяч видов. Они населяют сушу от берегов Арктики до Антарктиды. У цветковых растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами.
М.о: Почему цветковые выделили в особую группу?
Папоротники
Сообщения учеников: Папоротники, знакомые многим, как декоративные комнатные или садовые растения растут и в дикой природе, в лесах, даже в тундре. У этих растений нет цветков. Молодые листья скручены как пружина, находятся у поверхности земли и постепенно разворачиваются.
– Если нет цветка, то как же размножаются растения, где у них семена?
- У взрослого растения на обратной стороне листа видны тёмно-бурые пятнышки, это прикрытые сверху плёнкой споры, благодаря которым папоротники размножаются в благоприятных условиях.
- Гигантские древовидные папоротники росли на Земле более 300 млн. лет назад. Они широки распространились на планете, достигали в высоту 30 метров с толщиной ствола в диаметре до одного метра. Погибая в каменноугольный период становления Земли, растения образовали залежи каменного угля ,который мы добываем в настоящее время. И сейчас во влажных тропических лесах на островах сохранились колонии древовидных папоротников до 70 и более метров в высоту, с огромными толстыми стволами и мощными перистыми листьями.
- Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у них есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает.
- Самые большие папоротники достигают в высоту 24 метра, а длина листьев у них 5 метров. Самый маленький папоротник обнаружен в Америке. Длина его листьев всего 12 мм.
Дополнение учителя: В эту группу входит около 10000 видов растений. Эти растения можно встретить на севере, в тундре, в тропиках. Они могут жить как во влажных, так и в сухих местах.
У папоротников нет цветков, но есть листья,
стебли и корни. Стебли их обычно не видны,
так как растут под землёй. Видимая часть растений
– это листья.По народному поверью в ночь на Ивана
Купалу папоротник цветёт и кто сорвёт цветок
папоротника будет обладать способностью
находить клады, будет богат….Почему же мы можем
точно сказать, что это легенда?
М.о: Как можно узнать папоротники? Чем отличаются они от других растений?
Физкультминутка
На болоте две лягушки, две веселые подружки рано утром умывались, полотенцем вытирались. Лапками потопали, лапками похлопали, влево, вправо покружились и обратно возвратились.
– Какие растения встречаются на болоте?
Мхи
Сообщение учеников:
- Мхи – низкорослые растения, стелющиеся по земле, чаще всего распространённые во влажных затенённых местах под покровом деревьев. Мох как губка впитывает много влаги, в 5 раз больше чем вата. Мох продолжает расти и под глубоким снегом при температуре – 14о. Перегнивая во влажной почве, мох образует торфяные болота. А торф – это и удобрение, и горючее вещество.
- Устроены мхи несложно. У них нет корней, не бывает цветков, плодов. Есть стебли и листья. Мхи очень выносливы. Бывали случаи, когда они оживали, пролежав несколько лет в гербарной папке (один пролежал 19 лет, но потом, смоченный водой, начал расти) Выживают в суровых условиях, растут даже в ледяной зоне. Мхов на Земле очень много, около 27 тыс. видов.
- Мхи играют важную роль в формировании почв, на которых потом могут укореняться и другие растения. Отмирая, они обогащают почву перегноем. Сфагнум или торфяной мох, отмирая, образует слои торфа в воде. Нарезанные и высушенные брикеты торфа служат хорошим топливным материалом.
- Причудливо ветвящиеся мхи используются для создания художественных композиций.
- Многие знают, что пучки сухого сфагнового мха кладут меж брёвен при постройке деревянных домов для того, чтобы в доме лучше сохранялось тепло.
- Сфагновый мох имеет ещё одно замечательное свойство. Он содержит вещества, губительно действующие на растения. Пучки сухого мха прикладывают к ранам в качестве перевязочного материала. Мох может с успехом заменить вату или марлю, так как хорошо впитывает выделения из раны, и, кроме того, оказывает обеззараживающее действие
Учитель. Так почем же мхи выделили в особую группу?
Водоросли
Сообщение ученика:
- Водоросли – растения, живущие в водной среде. Они не имеют корня, стебля, листьев, цветов.
- Некоторые водоросли выживают и в очень горячей воде /+80/, а есть и такие, которые вмерзают в лед, а при оттаивании начинают двигаться. Водоросль хлорелла даже побывала в космосе на космическом корабле. Она выделяет кислород больше, чем другие растения.
- Водоросли активно используются человеком. Например, в магазинах продаются консервы морской капусты. Ценность морской капусты в том, что в ней содержится много минеральных солей, необходимых организму человека, а также йод. На побережье морей созданы специальные фермы, которые занимаются разведением водорослей. Эти водоросли идут на корм животным, на производство тканей, шампуня и крема.
- А знаете ли вы, что в этом кусочке хлеба, который выпекается на Валуйском хлебокомбинате, тоже есть водоросль. Хлеб выпечен с добавлением морской капусты . Морская капуста – это водоросль, ламинария. Она богата содержанием йодистого вещества, который укрепляет организм человека.
- Самая длинная водоросль, бурая, обитает в Тихом океане, ее длина 60 метров, а за сутки она вырастает на 45 см. Встречаются водоросли зеленого, реже желтого цвета.
Дополнение учителя: Людям известны различные морские водоросли: бурые, красные, зелёные. Зелёная пена на воде стоячих прудов – это водоросли. В отличие от других растений у водорослей нет корня, стебля, листьев. Самые крохотные водоросли настолько малы, что в литре морской воды их насчитывается миллионы. Самые крупные – бурые водоросли, достигают в длину около 60 метров.Хлореллу можно найти в каплях дождя. Диатомеи – это одноклеточные водоросли. Они хорошо себя чувствуют в водах и снегах Арктики и Антарктиды, горячих гейзерах Исландии, почти во всех пресных и солёных водоёмах. Роль диатомей в природе велика. Количество выделяемого ими кислорода сравнимо, пожалуй, только с тем, которое выделяют все высшие растения земного шара. Размер хлореллы и диатомеи очень увеличен. Самые крупные из них – 1,5 см.
М.О: Почему водоросли выделены в отдельную группу?
Обобщение и закрепление знаний
Слайды 16-17
Коллективная проверка заполнения таблицы
Обобщающая беседа
– К какой группе относятся растения,
имеющие все органы?
– У какой группы растений нет органов?
– У какой группы имеются только стебли и
листья?
– Какая группа растений не имеет цветов и
плодов?
– У какой группы растений есть корень,
стебель, листья, но никогда не бывает цветов,
плодов и семян?
Графический диктант
Слайд 18
Да – квадрат
Нет – треугольник
Вопросы:
1. Верно ли, что наука,
изучающая растения называется ботаникой? (да)
2. У мхов есть корень, стебель,
лист, цветок? (нет)
3. У цветковых растений есть
корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами?
(да)
4. У папоротников есть цветы?
(нет)
5. Растение – живой
организм? (да)
6. Водоросли имеют корень,
стебель, листья и цветок. (нет)
Рефлексия. Итог урока
Слайд 19
Проверьте правильность своих ответов. Оцените свою работу.
– очень интересно ? – остались вопросы * – урок понравился
- Кто остался доволен своим результатом?
- Скажите, пожалуйста, вам понравилось быть учеными, исследователями?
- Что было самым трудным?
- Что помогало вам справиться с заданиями?
- Что было самым интересным? Что нового для себя вы узнали?
- Что полезного для себя вы узнали на уроке?
- Пригодятся ли вам полученные знания на уроке в дальнейшем?
Слайд 20
Прочитайте высказывание Ж.Ж. Руссо:
Растения щедро рассыпаны на земле, подобно звездам на небе: но звезды далеко, а растения у ног моих...
– Как вы понимаете слова Руссо?
Выставление отметок за работу на уроке.
Домашнее задание – слайд 21
По желанию – подготовить графический диктант, загадки о растениях, кроссворд или сообщение по данной теме.
Работа с выставкой книг о растениях
Создание проблемной ситуации
Слайды 22-23
К какой группе растений отнесёте олений мох, ягель? (Дети скажут, что мох). Почему так решили? На самом деле – это лишайник. Что такое лишайник? Почему лишайники выделены в отдельную группу? Ответ на этот вопрос нас ждёт на следующем уроке.
Слайд 24