Открытый урок по окружающему миру по теме "Разнообразие растений". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: сформировать представление о растениях, как особом царстве живой природы, познакомить с разнообразием растительного мира, отличительными особенностями и характерными признаками каждой группы.

 Задачи:

  • Предметно-информационные:
    • знакомство с классификацией растений.
    • изучение основных признаков групп растений.
  • Деятельностно-коммуникативные:
    • развитие общеучебных умений: умение анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку;
    • развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, логического мышления, воображения, умение сравнивать и делать выводы, систематизировать полученные знания, развитие устной речи,  умение контролировать и оценивать результат своей деятельности.
    • расширение кругозора и словарного запаса учащихся.
  • Ценностно-ориентированные:
    • развитие любознательности, наблюдательности, чувства  гармонии человека с природой, формирование основ экологической культуры 

Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы работы: общеклассная, индивидуальная, работа в группах, работа в парах.

На уроке сочетаются индивидуальная работа, когда формируются личностные универсальные учебные действия, так и групповая, когда формируются коммуникативные универсальные учебные действия. То есть сначала дети работают индивидуально, проводят опыт, наблюдение,  собирают каждый свою информацию, а потом уже в группах или всем классом анализируют и делают выводы. Различные формы работы позволяют разнообразить исследовательскую работу и делать её ещё более интересной. К тому же психология ребёнка такова, что ему будет интересно поделиться с другими, что же он узнал, открыл, исследовал.

Оборудование:

  • Учебник «Наш мир» О.Н.Федотова, тетрадь «Окружающий мир» О.Н.Федотова
  • Презентация «Разнообразие растительного мира»
  • Мини-сообщения учащихся
  • Опорные слова
  • Памятки 
  • Раздаточный материал
  • Компьютер, мультимедиопроектор, экран
  • Творческие работы детей
  • Кроссворды.
  • Выставка книг о растениях
  • Гербарий

Использование ИКТ на уроке  позволяет привлечь широкую базу источников, что необходимо при исследовательской работе и реализации проектных технологий на уроках. Информационные технологии дают дополнительные возможности для исследовательских работ, делая их более полными, всесторонними, наглядными и яркими.
На уроке учитель  выполняет функции помощника, руководителя и не более того.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационно-психологический момент начала урока

Однажды один ученик сказал: «Вот вырасту и открою какое-нибудь живое существо. Только бы не опоздать!» – Может, так думаете и вы. Только вот зря! Ученые предполагают, что должно быть открыто около сотни новых птиц и около двух миллионов видов насекомых. Это только на Земле!  А в море? В глубинах океанов? Сколько там животных, растений, которые еще не попали на глаза человеку! А что растет  в нашем лесу, на полянке? Мы даже этого не знаем! Научитесь открывать!   Смотрите на природу добрыми  глазами человека!    И вы сделаете много удивительных открытий. Одно открытие уже ждёт нас сегодня на уроке.

Загадка

Дышит, растет,
А ходить не может?

(Растение)

Презентация. Слайд 1

– Куда бы вы не посмотрели, повсюду увидите растения. Они  растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Разнообразие растительного мира велико: растения различаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой.
С глубокой древности человек, собирая, а затем ,возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди находили семена различных растений. Уже тогда учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях, название которой вы узнаете, разгадав кроссворд.

Вступительная беседа

Работа в парах

Вы должны узнать ключевое слово по вертикали (кроссворды у каждой пары на парте).

  1. Дерево, дающее плоды – желуди.
  2. Цветок для гадания.
  3. Зелёный ковер земли.
  4. Хоть не огонь, а жжётся.
  5. Она напоминает манжет.
  6. О ней говорят “плакучая”.
  7. Лакомство коров и зайцев.
  8. Красивый  цветок красного цвета семена которого используют в кулинарии.

Проверка: слайд 2

М.о Ботаника – наука о растениях, получившая название от греческого слова «ботане» – трава.

Слайд 3

Актуализация опорных знаний

Учёные  утверждают, что растения– живые организмы.
А как вы думаете, это действительно так?
Что дают  растения человеку?

Сообщение ученика: Растения – единственный источник пищи и кислорода. Некоторые животные поедают листья, плоды, молодые побеги растений, древесину. Хищные виды питаются другими животными. Так складываются в природе первичные и вторичные цепи питания. Но лишь растения способны создавать пищу. Человек также использует растения в пищу.  Кроме того, древесина идёт на строительство домов, для изготовления мебели, бумаги, спичек, используется для отопления; из волокна растений вырабатывают  ткани, мешковину, канаты, а также многие лекарства (настойка женьшеня, облепиховое масло и другие).
Какие части растения вы знаете?

Практическая работа

Слайд 4

  • Определите орган, который укрепляет растение в почве. / Корень/
  • У дерева он один, а у кустарника – много. /Стебель/.
  • Растет – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет. /Лист/.
  • Яркий, благоухающий… /Цветок/.
  • Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой, твердый, образуется на месте цветка. /Плод/.
  • Из него вырастает новое растение. /Семя/.

– Подумайте, все ли растения имеют названные части?
– Учёные-ботаники делят царство растений на группы.

Объявление темы урока: “Разнообразие растений”

На уроке мы будем говорить о разнообразии растений в природе, а поможет нам в этом  ботаника – наука о растениях.

– На какие вопросы будем искать ответы на нашем уроке?
– На какие группы делится царство растений?
– Что такое группа растений?
– По каким признакам учёные разделили растения на группы?
– Значит, чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить признаки каждой группы растений. Попробуйте сформулировать цель урока.

Цель нашего урока – познакомиться с группами растений и их признаками.

– Сегодня вы много о растениях узнаете сами по учебнику, дополнительной литературе и гербарию. Сегодня мы с вами будем учёными –исследователями. Будем работать по группам. Каждой группе учащихся изучить данную группу растений, их признаки:

Физкультминутка

Мы немного отдохнём
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляют,
За природой наблюдают.

Изучение нового материала

Дети в словариках в учебнике читают о растениях своей группы, работают с гербарием, находят и подчёркивают  отличительные признаки и заполняют свою графу таблицы.

С/р работа в группах

Выступления представителей от каждой группы (по ходу мини-сообщения о растениях, которые делают заранее подготовленные ученики)

Слайды 5-15

Хвойные  растения

Сообщение ученика: Хвойные растения –деревья и кустарники с листьями – иголками. У этих растений есть корень, стебель, листья. Плодов и цветков у них нет, семена образуются в шишках. Большинство хвойных –вечнозелёные.

Дополнение учителя: Хвойных насчитывают около 600 видов. Представители хвойных растений: сосна, можжевельник, ель, кедр.

Сообщение ученика: Сосна растёт на сухих местах. Воздух в сосновом бору всегда чистый, т. к.запах сосны убивает всех микробов.
Можжевельник часто имеет форму куста. Ягоды первый год зелёные. Второй год серые и только на третий год сине-чёрные. Слово можжевельник происходит от слов между и ельник т. е. растущий между елями. Можжевельник очищает воздух от микробов.
У ели каждая иголка хвоинка живёт 5-7 лет.

М.о

Чем отличаются хвойные от других групп растений?
Какие части растений имеют хвойные?

Цветковые растения

Сообщение ученика: Цветковые растения – деревья, кустарники, травы, у которых в результате развития появляются цветки. Имеют корни, стебель, листья, плоды и семена.

Дополнение учителя: Цветковые растения – самая большая группа растительного мира. Их насчитывают 250 тысяч видов. Они населяют сушу от берегов Арктики до Антарктиды. У цветковых растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами.

М.о: Почему цветковые выделили в особую группу?

Папоротники

Сообщения учеников: Папоротники, знакомые многим, как декоративные комнатные или садовые растения растут и в дикой природе, в лесах, даже в тундре. У этих растений нет цветков.  Молодые листья скручены как пружина, находятся у поверхности земли и постепенно разворачиваются.

– Если нет цветка, то как же размножаются растения, где у них семена?

  • У взрослого растения на обратной стороне листа видны тёмно-бурые пятнышки, это прикрытые сверху плёнкой споры, благодаря которым папоротники размножаются в благоприятных условиях.
  • Гигантские древовидные папоротники росли на Земле более 300 млн. лет назад. Они широки распространились на планете, достигали в высоту 30 метров с толщиной ствола в диаметре до одного метра. Погибая в каменноугольный период становления Земли, растения образовали залежи каменного угля ,который мы добываем в настоящее время. И сейчас во влажных тропических лесах на островах сохранились колонии древовидных папоротников до 70 и более метров в высоту, с огромными толстыми стволами и мощными перистыми листьями.
  • Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у них есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает.    
  • Самые большие папоротники достигают в высоту 24 метра, а длина листьев у них 5 метров. Самый маленький папоротник обнаружен в Америке. Длина его листьев всего 12 мм.

Дополнение учителя: В эту группу входит около 10000 видов растений. Эти растения можно встретить на севере, в тундре, в тропиках. Они могут жить как во влажных, так и в сухих местах.

У папоротников нет цветков, но есть листья, стебли и корни. Стебли их обычно не видны,
так как растут под землёй. Видимая часть растений – это листья.По народному поверью в ночь на Ивана Купалу папоротник цветёт и кто сорвёт цветок папоротника будет обладать способностью находить клады, будет богат….Почему же мы можем точно сказать, что это легенда?

М.о: Как можно узнать папоротники? Чем отличаются они от других растений?

Физкультминутка

На болоте две лягушки, две веселые подружки рано утром умывались, полотенцем вытирались. Лапками потопали, лапками похлопали, влево, вправо покружились и обратно возвратились.

– Какие растения встречаются на болоте?

Мхи

Сообщение учеников:

  • Мхи – низкорослые растения, стелющиеся по земле, чаще всего распространённые во влажных затенённых местах под покровом деревьев. Мох как губка впитывает много влаги, в 5 раз больше чем вата. Мох продолжает расти и под глубоким снегом при температуре – 14о. Перегнивая во влажной почве, мох образует торфяные болота. А торф – это и удобрение, и горючее вещество.
  • Устроены мхи несложно. У них нет корней, не бывает цветков, плодов. Есть стебли и листья. Мхи очень выносливы. Бывали случаи, когда они оживали, пролежав несколько лет в гербарной папке (один пролежал 19 лет, но потом, смоченный водой, начал расти) Выживают в суровых условиях, растут даже в ледяной зоне. Мхов на Земле очень много, около 27 тыс. видов.                                      
  • Мхи играют важную роль в формировании почв, на которых потом могут укореняться и другие растения. Отмирая, они обогащают почву перегноем. Сфагнум или торфяной мох, отмирая, образует слои торфа в воде. Нарезанные и высушенные брикеты торфа служат хорошим топливным материалом.
  • Причудливо ветвящиеся мхи используются для создания художественных композиций.
  • Многие знают, что пучки сухого сфагнового мха кладут меж брёвен при постройке деревянных домов для того, чтобы в доме лучше сохранялось тепло.
  • Сфагновый мох имеет ещё одно замечательное свойство. Он содержит вещества, губительно действующие на растения. Пучки сухого мха прикладывают к ранам в качестве перевязочного материала. Мох может с успехом заменить вату или марлю, так как хорошо впитывает выделения из раны, и, кроме того, оказывает обеззараживающее действие

Учитель. Так почем же мхи выделили в особую группу?

Водоросли

Сообщение ученика:

  • Водоросли – растения, живущие в водной среде. Они не имеют корня, стебля, листьев, цветов.
  • Некоторые водоросли выживают и в очень горячей воде /+80/, а есть и такие, которые вмерзают в лед, а при  оттаивании начинают двигаться. Водоросль хлорелла даже побывала в космосе на космическом корабле. Она выделяет кислород больше, чем другие растения.
  • Водоросли активно используются человеком. Например, в магазинах продаются консервы морской капусты. Ценность морской капусты в том, что  в ней содержится много минеральных солей, необходимых организму человека, а также йод. На побережье морей созданы специальные фермы, которые занимаются разведением водорослей. Эти водоросли идут на корм животным, на производство тканей, шампуня и крема.
  • А знаете ли вы, что в этом кусочке хлеба, который выпекается на Валуйском хлебокомбинате, тоже есть водоросль. Хлеб выпечен с добавлением морской капусты . Морская капуста – это водоросль, ламинария. Она богата содержанием йодистого вещества, который укрепляет организм человека.
  • Самая длинная водоросль, бурая, обитает в Тихом океане, ее длина 60 метров, а за сутки она вырастает на 45 см. Встречаются водоросли зеленого, реже желтого цвета.

Дополнение учителя: Людям известны различные морские водоросли: бурые, красные, зелёные. Зелёная пена на воде стоячих прудов – это водоросли. В отличие от других растений у водорослей нет корня, стебля, листьев. Самые крохотные водоросли настолько малы, что в литре морской воды их насчитывается миллионы. Самые крупные – бурые водоросли, достигают в длину около 60 метров.Хлореллу можно найти в каплях дождя. Диатомеи – это одноклеточные водоросли. Они хорошо себя чувствуют в водах и снегах Арктики и Антарктиды, горячих гейзерах Исландии, почти во всех пресных и солёных водоёмах. Роль диатомей в природе велика. Количество выделяемого ими кислорода сравнимо, пожалуй, только с тем, которое выделяют все высшие растения земного шара. Размер хлореллы и диатомеи очень увеличен. Самые крупные из них – 1,5 см.

М.О: Почему водоросли выделены в отдельную группу?

Обобщение и закрепление  знаний

Слайды 16-17

Коллективная проверка заполнения таблицы

Обобщающая беседа

–  К какой группе относятся растения, имеющие все органы?
–  У какой группы растений нет органов?
–  У какой группы имеются только стебли и листья?
–  Какая группа растений не имеет цветов и плодов?
–  У какой группы растений есть корень, стебель, листья, но никогда не бывает цветов, плодов и семян?

Графический диктант

Слайд 18

 Да –  квадрат
Нет –  треугольник 

Вопросы:

 1.     Верно ли, что наука, изучающая растения называется ботаникой? (да)
 2.     У мхов есть корень, стебель, лист, цветок?     (нет)
 3.     У цветковых растений есть корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами? (да)
 4.     У папоротников есть цветы? (нет)
 5.      Растение –  живой организм? (да)
 6.     Водоросли имеют корень, стебель, листья и цветок.  (нет)

Рефлексия. Итог урока

Слайд 19

Проверьте правильность своих ответов. Оцените свою работу.

–  очень интересно   ? –  остались вопросы    * –  урок понравился

  • Кто остался доволен своим результатом?
  • Скажите, пожалуйста, вам понравилось быть учеными, исследователями?
  • Что было самым трудным?
  • Что помогало вам справиться с заданиями?
  • Что было самым интересным? Что нового для себя вы узнали?
  • Что полезного для себя  вы узнали на уроке?
  • Пригодятся ли вам полученные знания на уроке в дальнейшем?

Слайд 20

Прочитайте высказывание Ж.Ж. Руссо:

Растения щедро рассыпаны на земле, подобно звездам на небе: но звезды далеко, а растения у ног моих...

– Как вы понимаете слова Руссо?

Выставление отметок за работу на уроке.

Домашнее задание – слайд 21

По желанию –  подготовить графический диктант, загадки о растениях, кроссворд или сообщение по данной теме.

Работа с выставкой книг о растениях

Создание проблемной ситуации

Слайды 22-23

К какой группе растений отнесёте олений мох, ягель? (Дети скажут, что мох). Почему так решили? На самом деле – это лишайник. Что такое лишайник? Почему лишайники выделены в отдельную группу? Ответ на этот вопрос  нас ждёт на следующем уроке.

Слайд 24