Павел I – рыцарь или безумец?

Разделы: История и обществознание


Методическое обоснование темы урока

Занятие проводится на ступени общего образования в курсе истории России в 7 или 10 классе. Проводится в рамках темы “Россия в 1762-1801 годах” как дополнительное занятие к уроку “Россия при Павле I”, а также возможно использование данного материала при факультативных курсах “Правители России” или “Личность в истории”. Личность Павла I очень противоречива, и часто освещается однобоко. Такое занятие дает возможность лучше разобраться в личности этого человека, лучше понять, почему в его правление история России шла именно таким путем, а не другим. В работе можно использовать презентацию, составленную на основе исторического материала.

Целевая установка урока:

  • продолжать работу по формированию патриотизма, уважения к истории нашей Родины;
  • продолжить работу над освоением знаний о важнейших событиях отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  • продолжить работу над овладением элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.

В итоге данные цели направлены на то, что занятие способствует формированию уровня подготовки ученика основной школы:

знать/понимать:

  • ключевые события истории России и выдающихся деятелей отечественной истории;
  • изученные виды исторических источников;

уметь:

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, сравнивать свидетельства разных источников;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, осмысливая знание необходимых фактов, дат, терминов;
  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным личностям истории России;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • высказывания собственных суждений.

Ход урока

I. Вводная часть.

II. Повторение.

Тестовая работа по 2 вариантам.

1 вариант 2 вариант
Задания на проверку хронологических знаний, умений работать с хронологией.

1.Годы правления Павла I:

а)1740-1741

б)1796-1801

в)1741-1761

г)1787-1802

2. Установить соответствия между событиями и датами:

1) Итальянский поход А.Суворова.

2) Манифест Павла I о порядке престолонаследия.

3) Прекращение торговли с Англией.

4) Смерть Екатерины II.

а)1796

б)1799

в)1797

г)1801

д)1790

1 2 3 4
       
Задания на проверку хронологических знаний, умений работать с хронологией.

1. Закон Павла I о порядке престолонаследия был опубликован в:

а)1796 в)1797

б)1798 г)1799

2. Установить соответствия между событиями и датами:

1) Итальянский поход А.Суворова.

2) Закон Павла I о порядке престолонаследия.

3) Приход к власти Павла I.

4) Смерть Павла I.

а)1796

б)1799

в)1797

г)1801

д)1792

1 2 3 4
       
Задания на знание фактов, работа с фактами.

1. Кто из русских императоров ограничил вольности дворян?

а) Петр II

б) Петр I

в) Павла I

г) Петр III

2. Павла I был свергнут с престола, потому что им были не довольны:

а) дворяне

б) работные люди

в) крестьяне

г) купцы

3. Взятие А.В.Суворовым крепости Измаил относится к событиям:

а)русско-турецкой войны 1887-1791 гг.

б) русско-турецкой войны 1768-1774 гг.

в) первого раздела Речи Посполитой в 1772г

г) Итальянского похода 1799 г.

Задания на знание фактов, работа с фактами.

1. Укажите, кто был организатором дворцового переворота, приведшего к убийству

Павла I:

а) А.Аракчеев

б) П.Пален

в) П.Зубов

г) Н.Панин

2.С.А.Порошин, Плещеев, архимандрит Платон, Н.И.Панин были наставниками:

а)Екатерины II

б)Елизаветы Петровны

в) Петра III

г) Павла I

3. Русские войска взяли Берлин в ходе войны:

а)Семилетней

б)Северной

в)Ливонской

г)русско-шведской

Задания на знание понятий и терминов.

1. “Разжалованной грамотой дворянству” называли мероприятия по отношению к дворянству, проводимые:

а) Екатериной II

б) Елизаветой Петровной

в) Петром III

г) Павлом I

Задания на знание понятий и терминов.

1. “Разжалованной грамотой дворянству” называли мероприятия по отношению к дворянству, проводимые:

а) Екатериной II

б) Елизаветой Петровной

в) Петром III

г) Павлом I

Задания на объяснение причин и следствий событий.

1. В результате дворцового переворота 11 марта 1811 года императора Павла I на российском престоле сменил(а):

а) Николай I

б) Александр I

в) Елизавета Петровна

г) Петр III

Задания на объяснение причин и следствий событий.

1. В результате дворцового переворота 11 марта 1811 года императора Павла I на российском престоле сменил(а):

а) Николай I

б) Александр I

в) Елизавета Петровна

г) Петр III

Задания для работы с источниками.

1. Прочитайте отрывок из Закона о порядке престолонаследия от 5 апреля 1797 года и ответьте на поставленные вопросы:

“Общим нашим добровольным и взаимным согласием, по зрелом рассуждении и со спокойным духом постановили сей Акт наш общий, которым по любви к отечеству избираем наследником, по праву единственному, после смерти моей, Павла, сына нашего большего, Александра, а по нем все его мужское поколение. По пресечении сего мужского поколения наследство переходит в род второго моего сына, где и следовать тому, что сказано о поколении старшего моего сына, и так далее, если бы у меня сыновей было; что и есть первородство…

По пресечении сего рода наследство переходит в род старшего моего сына в женское поколение, в котором наследует ближняя родственница последнее-царствовавшего рода выше упомянутого сына моего, а в недостатке оной, то лицо мужеское или женское, которое заступает ее место, наблюдая, что мужеское лице предпочитается женскому, как уже выше сказано; что и есть заступление…”

  1. Когда был издан данный документ?
  2. Кто является его автором?
  3. Чем, на ваш взгляд, объяснялась необходимость принятия Закона о престолонаследии 5 апреля 1797 года?
  4. Какой порядок наследования престола он устанавливал?
  5. Как вы думаете, какое значение имел данный документ?
Задания для работы с источниками.

1. Прочитайте отрывок из Закона о порядке престолонаследия от 5 апреля 1797 года и ответьте на поставленные вопросы:

“Общим нашим добровольным и взаимным согласием, по зрелом рассуждении и со спокойным духом постановили сей Акт наш общий, которым по любви к отечеству избираем наследником, по праву единственному, после смерти моей, Павла, сына нашего большего, Александра, а по нем все его мужское поколение. По пресечении сего мужского поколения наследство переходит в род второго моего сына, где и следовать тому, что сказано о поколении старшего моего сына, и так далее, если бы у меня сыновей было; что и есть первородство…

По пресечении сего рода наследство переходит в род старшего моего сына в женское поколение, в котором наследует ближняя родственница последнее-царствовавшего рода выше упомянутого сына моего, а в недостатке оной, то лицо мужеское или женское, которое заступает ее место, наблюдая, что мужеское лице предпочитается женскому, как уже выше сказано; что и есть заступление…”

  1. Когда был издан данный документ?
  2. Кто является его автором?
  3. Чем, на ваш взгляд, объяснялась необходимость принятия Закона о престолонаследии 5 апреля 1797 года?
  4. Какой порядок наследования престола он устанавливал?
  5. Как вы думаете, какое значение имел данный документ?

III. Изучение нового материала.

План изучения новой темы:

1. Вопросами выходим на тему урока – “Павел I – рыцарь или безумец?”

Постановка проблемного задания:

Постарайтесь в конце занятия ответить на вопрос: Павел I – рыцарь или безумец?

2.Все наши беды из детства:

а) отношения с родителями;

б) окружение Павла (Елизавета Петровна, Бехтеев, Порошин, Плещеев, архимандрит Платон, Панин) – ученики рассказывают об этих людях и их влиянии на царевича;

в) мать и сын?

3.Взаимоотношения “Большого” и “Малого” дворца.

4. “Действовать!”

5. Вот он долгожданный престол:

а) работа с портретом С.Щукина “Портрет императора Павла I в мундире лейб-гвардии Преображенского полка”

б) идея рыцарства;

6.“Разжалованная грамота дворянству”:

а) мундир и служба:

  • Как отреагировали на первые указы провинция и столица?
  • Чего хотел добиться император этими указами?
  • Можно ли “придать уважения” путем запретов?

б) дворянское самоуправление;

в) попытки превратить дворянство в рыцарский замкнутый корпус;

Посмотрите внимательно на картину П.Бенуа “Парад при Павле I” и ответьте на вопросы:

Вопросы и задания к иллюстрации как к тексту:

а) атрибуция источника и/или факта, на нем изображенного:

1. К какому времени относится событие, изображенное на картине?

2. Какое явление изображено на картине?

3. К чему оно относится: к политическому событию, к историческому деятелю, к военным приготовлениям, к повседневной жизни России?

4. Для чего использовался Царицын луг, примыкавший к северному фасаду Михайловского замка (А.Бенуа “Парад при Павле I”)? Как это место называется сейчас?

б) описание содержания картины:

1. Что изображено на картине?

2. Как расположены фигуры на картине: поодиночке, группами, строем? Как Вы думаете, почему?

3. Какое время года изображено? Каковы его признаки? Какую погоду изобразил художник?

в) критический анализ изображения:

1.Объективно ли изображение парада на картине?

2. Какое ощущение от изображённых фигур у Вас, как у зрителей, сложилось?

3. Достаточно ли полно отражено на картине такое явление, как парад?

4. Почему на картине А.Бенуа “Парад при Павле I“ Михайловский замок изображён недостроенным?

г) аксиологический анализ изображения как текста:

1. В чём ценность информации, которую несут в себе данные произведения живописи?

2. Можно ли на основе картин охарактеризовать историческую эпоху?

3. С какой целью художник нарисовал памятник перед зданием Михайловского замка?

4. Чья статуя, по Вашему мнению, изображена на картине?

5. Знаете ли Вы, какие слова выбиты на постаменте этой конной статуи?

6. Для чего на переднем плане А.Бенуа нарисовал верстовой столб и шлагбаум?

7. Какой вывод можно сделать о проблеме безопасности? Придавалось ли ей большое значение при Павле или не придавалось значения вовсе?

8. Как композиция картины передаёт атмосферу правления Павла I?

9. Соответствует ли изображение Павла, выговаривающего что-то офицеру, торжественности парада?

10. Почему художник изобразил парад не в ясный, солнечный, летний, день, а в сырую, промозглую, зимнюю, петербургскую погоду?

11. Какова значимость этого изображения как свидетельства эпохи Павла I?

12. Как вы думаете, почему картина названа “Парад при Павле I”, не “Подготовка к параду”?

д) праксеологический анализ репродукции как текста:

1. Что нового вы узнали об исторической эпохе, которой посвящена картина?

2. Чем в этом вам помогла картина?

3. Является ли эта картина историческим источником?

г) крестьянский вопрос – удар по крепостному праву или его спасение?

7.Слишком поздно! Заговор уже набрал силу.

IV. Вопросы и задания для обобщающей дискуссии.

1. Итак, кем был Павел I – рыцарем или безумцем?

2. Почему вы так думаете? Докажите свою мысль фактами.

3. На какие источники вы опирались, доказывая свою мысль?

4. Какие виды исторических источников вы знаете?

5. Как нужно относиться к источникам? Почему?

6. Как вы думаете, почему так трудно дать характеристику той или иной исторической личности?

7. А нужно ли это делать? Докажите.