Цели:
- раскрыть строение органов размножения птиц, строение яйца, выяснить особенности развития птиц, показать признак их высокой организации на примере подготовки к размножению: токование, постройка гнезд, определение пары, забота о потомстве;
- способствовать развитию у учащихся познавательного интереса к природе, к птицам, как неотъемлемой части природы;
- выделять главное с помощью схем и конспектов, способствовать развитию внимания и речи.
Оборудование: чучело и скелет птиц, таблица: " Гнездование птиц", набор открыток "Птицы культурных ландшафтов", видеозапись "Голоса птиц леса", гнезда птиц нашей местности, яйцо куриное, яйцо страуса, макет яйца, презентация " Размножение, развитие, гнездование птиц".
Структура урока
- Организационный момент.
- Дифференцированный опрос.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление.
- Домашнее задание.
- Итоги.
- Рефлексия
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного материала
Разноуровневая самостоятельная работа
1 уровень
1. Каково строение контурного махового пера, их значение?
2. К какому типу, классу относится сизый голубь?
2 уровень
1. Какова роль позвоночника, киля, цевки в полете птиц?
2. Какая железа есть у птицы, её роль?
3. Какие особенности внутреннего строения птицы помогают в полете?
3. Объяснение нового материала.
Показываю куриное яйцо. Что это такое? А для чего оно нужно?
Ответ: для размножения.
Тема нашего урока: "Размножение, гнездование и развитие птиц".(слайд1)
Учащиеся записывают тему в тетрадь.
Исходя из темы, формулируем цель нашего урока:
- Выяснить, как птицы размножаются, что такое гнездование и как происходит развитие птенцов. (слайд 2)
На уроке мы будем составлять опорный конспект, который учащиеся зарисовывают в своих тетрадях.
Основные части опорного конспекта:
- Органы размножения птиц
- Рисунок яйца в разрезе
- Подготовка к размножению: трель, окраска, токование, строительство гнезд.
- Виды птенцов
- Забота о потомстве
После молчания зимних месяцев в птичьем мире ранней весной начинается оживление. В ясные дни все чаще слышатся трели больших синиц и поползней, зимовавших в наших лесах, раздается барабанная дробь дятлов. Снег тает, пробиваются побеги трав, вылетают и выползают первые насекомые. Возвращаются на родину птицы, зимовавшие в более теплых краях. Они гнездятся на тех местах, где выводили птенцов в предыдущие годы. На этом участке весной самец начинает петь. Пением он зазывает самку и оповещает самцов своего вида, что место занято. Прослушивается видеозапись с песней соловья и звучит стихотворение.
Ах, соловей, ты соловей,
Выводишь песнь звончей и громче.
В мою ты душу заглянул,
Мое ты сердце растревожил.
Ведь песнь его-то трель любви
Его подруге серокрылой,
Чтоб продолжалась песня та
И жизнью новой зарождалась.
И чтоб сливалось все в любви,
Внимая песни соловьиной.
И жизнь прекрасная в любви,
Вот с этой песни начиналась.
Итак, самец покорил сердце самки, они образуют пару.
У мелких и средних птиц на один сезон. У крупных птиц постоянные на несколько лет -аист, цапли, на всю жизнь лебеди. (слайд 5) Но в любом случае пары подбираются не случайно, а с выбором. В большинстве случаев самцы окрашены ярче, красивее, чтобы привлечь самку. (слайд 6) Посмотрите на открытках и на слайдах презентации. А у некоторых птиц, образующих временные пары разворачиваются целые турниры. Это называется токованием.(слайд 7)
Пары образованы, теперь нужно строить гнезда, это очень трудоемкая работа. Как она происходит и какой результат, нам расскажет в реферате, который подготовил ученик нашего класса "Гнезда птиц и их строительство".(слайд 8)
Показываю настоящие гнезда птиц синицы и ремеза.
Закончены строительные работы. В результате спаривания происходит оплодотворение, в организме самки, в клоаке и там начинает развиваться зародыш, вокруг него белок, подскорлуповая оболочка, и известная скорлупа. Есть воздушная камера и канатик, на котором удерживается желток с зародышевым диском, находясь в подвешенном состоянии, так что зародышевый диск независимо от положения яйца в гнезде находится всегда наверху. (слайд9) Известковая оболочка разная по цвету - показываю рисунок. (слайд 10) Известковая оболочка пронизана порами, через них осуществляется газообмен и она покрыта защитной пленкой от микробов - поэтому яйца, предназначенные для хранения, не следует вытирать. Иногда встречаются болтуны - когда желток оторвался от канатиков, поэтому с яйцом, предназначенным для насиживания, следует обращаться аккуратно.
Также у яйца будут разные размеры, показываю куриное и страусиное яйца. Чем крупнее птица, тем дольше насиживание. (слайд 11) Выводятся птенцы.
Вопрос: Кто видел, какой птенец вылупляется из куриного яйца?
Правильно самостоятельный. Такие птенцы называются выводковыми. (слайд 12) А есть и гнездовые, за ними очень долго ухаживают родители: кормят, чистят гнездо.(слайд 13)
Для птиц характерна забота о своем потомстве.(слайд14) Об этом нам расскажет ученица класса.
Вот мы закончили изучение размножения, гнездования и развития птиц. Ваши вопросы? Что непонятно? Что интересно?
4. Закрепление. (слайд 15)
- Какое строение органов размножения птиц?
- Почему птицы поют?
- Почему самка окрашена не ярко?
- Что такое токование?
- Разбиваю яйцо: "Какие части яйца вы можете назвать?"
- Какие приспособления есть у яйца к переносу неблагоприятных условий?
- Почему птицы откладывают всего по несколько штук яиц, в отличие от пресмыкающихся?
- Что значит выводковый, гнездовой птенец?
- Почему у гнездовых птиц, яиц меньше, чем у выводковых?
5. Домашнее задание: подготовить рефераты, презентации, кроссворды о птицах.
6. Итог урока. Достигли ли мы цели, которую ставили в начале урока?
7. Рефлексия
Используемая литература.
- Е.Т. Бровкина "Уроки зоологии"
- С.А. Молис "Книга для чтения по зоологии"
- К.В. Авилова "Позвоночные животные"