Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность”.
Бернард Шоу
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важнейшим становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принятые решения, четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей.
Ориентируясь на формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, модернизация настаивает на создании таких условий обучения, при которых ученики уже в стенах школы приобретут “опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности”. Следовательно, уже в стенах школы человек должен овладеть суммой современных универсальных умений, научиться применять их в повседневной жизни. Это значит, что необходимо перейти от предметно-знаниевой модели обучения к практико-ориентированной, компетентностной. Компетенция относится к деятельности, а компетентность характеризует субъекта деятельности.
В ходе работы выделила для себя ряд задач, которые постаралась решить.
ЗАДАЧИ:
- Изучить педагогическую, психологическую, методическую литературу по формированию ключевых компетенций учащихся
- Изучить практический опыт по реализации компетентного подхода,
- Определить технологию, которая поможет достичь цели
- Изучить теоретические основы метода проектов
- Изучить образовательные стандарты и предметные программы первой ступени образования, определить возможности использования технологии проектов в начальных классах
- Выработать формы внедрения данного метода в учебно-воспитательную деятельность
- Разработать рекомендации к осуществлению работы детей
- Познакомить учеников со структурой работы над проектом, способами поиска необходимой информации, способах ее обработки и презентации результатов
- Выявить образовательный запрос обучающихся с целью определения приоритетных направлений проектной деятельности
- Создать оптимальные условия для внедрения проектной деятельности учащихся в урочной и внеклассной деятельности
- Выработать систему критериев оценки проекта
- Определить результативность использования метода проектов для формирования ключевых компетенций.
В ходе решения поставленных перед собой задач я поняла, что метод проектов активнее других, используемых в педагогической практике методов, влияет на формирование организационно-деятельностных качеств учащихся (способность осознания целей учебной и проектной деятельности, умения поставить цель и организовать ее достижение), а также креативных качеств (вдохновение, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативные качества, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира, воспринимать его информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе).
Что же такое проект? Какое назначение проектных методов в современном образовании?
Проект – это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся и потому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, поэтому эффективен. Он формирует опыт деятельности, поэтому незаменим.
Проект (проектирование) – это содержание обучения. Проектирование может быть частью учебного предмета. Проектирование может быть отдельным предметом. Проектирование может стать основой профильных спецкурсов.
Проект – это форма организации учебного процесса. Полноценный проект “ не вписывается” в уроки. Это альтернатива классно – урочному обучению. Будущее школы – в балансе альтернатив.
Проект – это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет соединить несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельностной социализации.
В своей работе я придерживаюсь понимания проекта как метода личностно-ориентированного обучения, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проект характеризуется:
- ориентацией на получение конкретного результата
- предварительной фиксацией (описанием) этого результата в виде эскиза в разной степени
- детализации и конкретизации
- относительно жесткой регламентации срока достижения (предъявления) результата
- предварительным планированием действий по достижению результата
- программированием – планированием по времени с конкретизацией результатов отдельных действий, обеспечивающий достижение общего результата проекта
- выполнение действий и их одновременным мониторингом и коррекцией
- получением продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализом новой ситуации
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат- опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания, умения, компетенции и ценности.
Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои замыслы. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность, в свою очередь, формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения. Навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь. Необходимо учить им учащихся уже в начальной школе.
Рассмотрим основные цели и задачи работы с проектом, как одной из форм учебно-воспитательной работы.
|
|
Формирование предметной компетенции | Учить читать бегло и осознанно Упражнять в анализе текста Вырабатывать умение устанавливать причинно-логическую последовательность событий и действий героев, понимать авторскую позицию) Учить составлять план, отделяя существенную информацию от дополнительной Содействовать в анализе темы исследования, формулировании целей и задач Помогать учащимся “инвентаризировать” знания, выделяя “белые пятна” Наблюдать за ходом рассуждений, самостоятельной работой, при необходимости вносить коррективы Оказывать помощь в обобщении, систематизации и структурировании знаний. |
Формирование информационной компетенции | Учить выявлять той или иной информации
и определять, где ее можно найти Давать инструкции по работе со справочной литературой Раскрыть возможности использования каталогов для поиска источников информации Требовать правильного оформления источников информации Побуждать к самостоятельному поиску информации Рекомендовать источники информации, если самостоятельный поиск не привел к нужному результату Помогать в использовании современных телекоммуникационных технологий Создавать условия для обмена информацией в ходе парной (групповой) работы Стимулировать использование нескольких источников информации Тренировать в умении предъявлять информацию в различных формах (текст, таблица, схема, рисунок, презентация) Вырабатывать умение оценивать найденную информацию |
Формирование автоматизационной компетенции | Предлагать задания для сравнения и
отождествления себя с героями литературных
произведений с целью самопознания и
самоопределения Создавать условия для развития самостоятельности, познавательной активности Вырабатывать умение ставить учебную задачу, отличать “знание” от “незнания”, составлять план и представлять пошаговую деятельность для перевода “незнания” в “знание”, контролировать и корректировать планы и способы действий Учить оценивать свою деятельность (учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, причины неудач и варианты их исправления, личностный рост) Создавать “ситуацию успеха” для всех и для каждого |
Формирование коммуникативной компетенции | Раскрывать необходимость и важность
общения и умения общаться через прослеживание
поступков литературных героев и сопоставление
их позиций, взглядов и мнений с реалиями жизни
класса и каждого в отдельности. Учить произвольной конкретной выразительной монологической речи. Обогащать детскую лексику. Следить за речевым этикетом. Учить четко излагать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировано отстаивать свое мнение и опровергать позицию оппонента. Помогать находить компромисс. Инициировать учебное взаимодействие со взрослыми, одноклассниками (вступать в диалог, задавать вопросы, анкетировать, интервьюировать). Контролировать учет особенностей слушателей (зрителей) в ходе подготовки продукта проекта. |
Формирование социальной компетенции | Организовывать работу по планированию,
сотрудничеству в достижении общей цели. Создавать условия для выполнения различных социальных ролей в группе и в коллективе (лидер, критик, исполнитель) Приветствовать оказание взаимопомощи при решении общих задач. Поощрять взаимодействие с любым партнером для получения конечного продукта. Побуждать к нахождению и исправлению ошибок в работе других участников группы. Воспитывать толерантность. |
Формирование нравственной компетенции | Учить ориентироваться в системе
личностных смыслов через прослеживание “ судьбы
героя” (П.Я.Гальперин) Упражнять в нравственно-этическом оценивании через выявление морального содержания и нравственного значении действий персонажей. Создавать условия для воспитания патриотизма путем знакомства с героическим прошлым России, переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям граждан. Помогать выстраивать отношения и поступки в соответствии в традиционными нравственными нормами. |
Принципы
Принцип проблемного обучения ориентирован на побуждение учащихся к поиску, к элементам исследования, к самостоятельному нахождению ответов. Осуществляется он через создание проблемных ситуаций, формулирование проблем, выдвижение гипотез, решение проблемы и проведение рефлексии результатов совместной деятельности.
Принцип деятельности определяет процесс освоения учениками знаний, умений, навыков. Реализация этого принципа требует такой организации познавательной деятельности ребенка, при которой он сам решает поставленные перед ним задачи, сам открывает для себя знания через выполнение системы учебных заданий.
Принцип научности – проектно-исследовательская работа строится в соответствии с требованиями науки, опирается на изучение и творческое переосмысление научной и научно - популярной литературы. Дети на доступном им уровне знакомятся с научными методами работы. Таким образом, уже в младших классах закладываются навыки научного поиска.
Принцип интегральности – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используется на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы, формирует правильное мировоззрение ребенка.
Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.
Принцип поуровневости предполагает опору на "уровень ученика" в котором учитывается степень подготовленности каждого к проектной деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности.
Принцип сотрудничества - творческое объединение усилий педагогов, детей и их родителей в поисках ответа на проблемный вопрос, в ходе которого ученики получают навыки совместной творческой и частично-поисковой деятельности, крепнет взаимопонимание взрослых и детей.
Принцип свободы выбора дает возможность каждому ребенку проявить способности и индивидуальные особенности в полной мере в соответствии со своими желаниями и настроением.
Принцип психологического комфорта предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, т. к. дети занимаются тем, что им действительно интересно; создание доброжелательной атмосферы, потому что работают бок о бок единомышленники.
Для решения поставленных задач за основу взят учебно-методический комплект “Литературное чтение” для 1-4 классов авторов-составителей Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкий и др.
Логика проекта состоит в следовании систематической последовательности, которая начинается с изучения потребностей и заканчивается изготовлением и оценкой продукта. А возникает проект как форма удовлетворения самого ученика. Но описать технологию создания, порождения интереса невозможно в силу индивидуальности и уникальности каждой личности.
Проектирование может возникать и развиваться по разным траекториям:
Предложенная учителем тема самостоятельной творческой работы, становясь проектной идеей, превращается в “тему доклада”. При этом работа ребенка идет по нескольким направлениям, “веерообразно”.
Предложенная учителем тема самостоятельной творческой работы принимается, превращаясь в проектную идею, сразу же выступает в единстве замысла (названия) и формы завершения (предъявления).
Проектирование идет “от результата”: он довольно четко определен, зафиксированы его характеристики, а дальше все “подтягивается” к этому итоговому продукту. Здесь минимизирован творческий аспект. Но, работая таким способом, школьники учатся организовывать свою деятельность в соответствии с внешними условиями и требованиями.
Сочетание традиционных методов, применяемых на уроке, и проектной деятельности позволяет достигать поставленных целей образования, а именно - формировать компетентности учащихся. На уроках дети часто задают дополнительные вопросы, выходящие за рамки программы. Чаще всего именно таким образом и определяется тема будущего проекта. Над проектом учащиеся начальной школы работают под руководством учителя. Чем старше ученики, тем больше в ходе работы они проявляют самостоятельности. При этом школьники сами выбирают способы и виды деятельности для достижения цели. Им никто не навязывает, что делать. Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, являются субъектами деятельности. Каждый ученик выполняет определенную функцию, каждый находит применение своим возможностям, для каждого созданы условия для развития. В процессе проектирования учащийся выполняет целый ряд интеллектуальных действий, на которые я и ориентируюсь:
- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
- искать пути их решения, выбирая оптимальный, при этом оценивая и альтернативные пути;
- осуществлять и аргументировать свой выбор;
- предусмотреть последствия выбора;
- действовать самостоятельно (без подсказки);
- сравнивать деятельность с учетом промежуточных результатов;
- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.
Вся работа проходит поэтапно. В ходе работы над проектами я наблюдаю, мотивирую, контролирую промежуточные результаты, консультирую отдельных учащихся и группу в целом по возникшим вопросам. Проекты могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными. По окончании работы учащиеся представляют результаты проекта (продукт). Конечными результатами проекта являются обобщенные материалы по выбранной теме, включая разнообразные рекомендации, памятки, сборники, буклеты, мини- спектакли, акции, листовки, газеты, электронные презентации и прочие материалы. Совместно с учителем и родителями дети готовятся к презентации.