Цели. Познакомить с разнообразием лесов России. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация Power Point, запись с голосами птиц, плакат-памятка "Правила поведения в лесу", "Походный журнал".
Ход мероприятия
Учитель:
- Ребята, отгадайте загадку, которую я вам сейчас загадаю.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (Лес.)
Учитель:
- Верно, это загадка о лесе. Как вы думаете, а какие чудеса можно увидеть, войдя в лес?
(Выслушиваются ответы детей. На доске появляется первый слайд с названием мероприятия.)
Учитель:
- Сегодня мы отправимся в лес, но отправимся не на праздную прогулку, а в самую настоящую научную экспедицию. Отправляемся мы за лесными чудесами. Все встреченные нами чудеса мы зафиксируем в нашем походном журнале.
- Но прежде чем отправляться в путь, нужно вспомнить о правилах поведения в лесу.
(Дети называют правила поведения в лесу, а учитель обобщает услышанное. Как конечный результат появляется на доске памятка.)
(Ученик читает стихотворение Т.Собакина.)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все и я и ты,
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвём цветы:
Учитель:
- Ребята, скажите, что самое страшное для леса и его обитателей?
Ученики:
- Самое страшное для леса и его обитателей - лесной пожар.
Учитель:
- Всё верно, пожар в лесу может возникнуть по разным причинам, но очень часто виноват в этой беде, бывает человек. (2 слайд) Назовите причины.
(Ученики называют причины лесных пожаров.)
Учитель:
- Ребята, от чего ещё страдают наши леса? Почему их становится всё меньше и меньше?
(Нерациональное использование лесов (вырубка).)
(3, 4 слайды)
Учитель:
- Молодцы. Ну вот, мы и готовы к походу. А теперь посмотрим на доску и прочитаем девиз нашей экспедиции.
(5 слайд)
Собираясь в дальний путь,
Ты о главном не забудь:
На пути хоть лес, хоть луг -
Ты идёшь сюда как друг.
Физкультминутка ("Волшебный лес").
(Дети выполняют движения под стихи.)
Учитель:
- Прослушайте загадку. О каком дереве в ней говорится?
Белые сапожки,
Зелёные серёжки. (Берёза.)
Учитель:
- А кто знает, как называется лес, в котором растут берёзы?
Ученики:
- Берёзовая роща.
Учитель:
- Верно, берёзовая роща. А знаете ли вы, что ствол берёзы в сильную жару и на солнце почти не нагревается? Впрочем, вы легко поймёте причину этого явления, если вспомните, что белый цвет отражает солнечные лучи. Берёзу цвет её коры предохраняет от ожогов: сама её кора тонкая, не то, что у дуба или сосны, которым не страшны горячие солнечные лучи.
(Ученик читает стихотворение Ф.Тютчева.)
Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!Войдём и сядем под корнями
Дерев, поимых родником, -
Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены,
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины.
(6, 7 слайды)
Учитель:
- Давайте рассмотрим птицу, о которой шла речь в описании берёзовой рощи, и послушаем её голос.
(На доске появляется слайд с изображением иволги. Дети рассматривают птицу, слушают голос (используется запись с голосами птиц.))
Подготовленный ученик:
Иволга замечательна прежде всего своей окраской. Ни у одной из наших птиц нет такой яркости жёлтых тонов, как у иволги.
Прилетает иволга поздно, когда уже развернутся на деревьях молодые листочки.
Сразу же по прилёте иволга даёт о себе знать звучной флейтовой песней. Позыв же иволги составляет полную противоположность её песне. Именно за него иволгу называют иногда "лесной кошкой".
Иволга гнездится один раз в лето. Гнездо устраивает высоко (не ниже 3-4 метров), обычно на вершине большого дерева.
Снаружи гнездо бывает обычно облицовано мхом или берестой под цвет всего дерева, так что среди листвы его заметить нелегко.
Пища иволги разнообразна - и растительная и животная.
Иволги улетают рано, в центральной полосе уже в самом конце августа.
Учитель:
- С какими чудесами мы встретились в берёзовой роще?
(Ответы детей.)
Учитель:
- Сделайте отметку в нашем походном журнале.
Учитель:
- Наша экспедиция отправляется дальше. И вот перед нами лес, да какой! Давайте угадаем, какие деревья в нём растут.
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)
(9, 10 слайды)
Ученик:
На лужайке у реки
Посадили мы дубки.
Веселей расти дубрава,
Всем на радость,
Нам на славу!
С каждым годом расцветай,
Шум зелёный поднимай.
Будьте счастливы дубки,
На лужайке у реки.
(А. Прокофьев.)
(Слайд с изображением дубовой рощи и описанием.)
Подготовленный ученик:
Со словом "дуб" связано представление о силе, мощи и красоте. Дуб - самое могучее дерево, растущее у нас. Дуб растёт там, где трудно расти другим деревьям, его древесина благодаря красоте и прочности высоко ценится во многих областях промышленности, из желудей приготовляют кофе, из коры - дубильные вещества.
Тот, кто любуется деревом, отдыхает в тени его ветвей, пользуется его дарами, не знает, какой беспомощный и капризный этот великан в детстве. Он не выносит ни мороза, ни ветра, ни ярких солнечных лучей и поэтому прорастает и "проводит детство" всегда под защитой других деревьев или кустарников.
Почему же на полянках нередко встречаются одинокие могучие дубы? Очень просто: здесь когда-то росли деревья и кустарники. Они-то и помогли дубу вырасти.
Физкультминутка.
Учитель:
- А наша экспедиция продолжается, и мы с вами оказались уже в другом лесу.
(11, 12 слайды)
Ученик:
В лесу
Краснеют на солнце
Сосен стволы,
Разносится всюду
Запах смолы;
А ландышей белых
Кисти висят;
Так тонок и нежен
Их аромат.
По лесу иду я,
Песню пою,
И слушают сосны
Песню мою.
Сквозь ветки густые
Солнце глядит;
Зяблик в ответ мне
Песней звенит.
(Белоусов И. А.)
Подготовленный ученик:
С давних пор люди оценили замечательные свойства сосны. И даже теперь у неё открывают всё новые и новые качества. Десятки очень нужных вещей делают из сосны.
Есть у дерева замечательное качество - стойкость. Сосне не страшны ни морозы, ни жара, ни засуха, ни ветры. Одного лишь боится сосна - темноты. Ей нужно много света и солнца. Заметив это, человек стал сажать её там, где не могут вырасти другие деревья. Ну, а если почва песчаная, где мало влаги и питательных веществ, - что ж, у сосны длинные корни. И благодаря им дерево добудет из почвы всё, что ему надо для жизни.
В сосновом лесу легко дышится. Ещё одно замечательное свойство сосны - способность очищать воздух от вредных бактерий. Это дерево здоровья.
Учитель:
- С каким чудесным деревом мы сейчас познакомились? Какие ещё чудеса встретились в сосновом бору? Что вы можете рассказать о них?
(Ученики рассказывают о ландыше, о зяблике.)
Учитель:
- Рассмотрите изображение зяблика, послушайте его песню. (Используется запись с голосами птиц.)
Учитель:
- Давайте сделаем отметку о встреченных нами чудесах в нашем походном журнале.
Учитель:
- Отправляемся дальше.
(Читаю стихотворение Н. Гончарова "Ели".)
Какой бы лютый холод не был
И как бы вьюги не гудели, -
Стоят и смотрят гордо в небо
Зелёные, как летом ели.
(14, 15 слайды)
Подготовленный ученик:
Нарядная ёлочка, украшенная игрушками и лампочками, стоит посреди комнаты. И все любуются ею. И, правда, красивое дерево! Но не потому, что на нём висят украшения.
Ель красива сама по себе: и летом, когда на ветвях её появляются новые побеги со светло-зелёными мягкими хвоинками, и зимой, укутанная пушистым снежным покрывалом.
А весною, когда раскроются чешуйки золотисто-коричневых шишек, ветер подхватит сотни тысяч лёгких, крылатых семян и понесёт их. Там, где упадут, вырастут новые пушистые ёлочки. Люди будут любоваться ими. И не только любоваться - ведь древесина ели используется в промышленности, а смола её очень нужна химикам. Вот какая наша ёлка - и красивое дерево, и нужное.
Учитель:
- Ребята, что интересного вы узнали о ели? О еловом лесе? Давайте сделаем отметку в своём журнале.
Учитель:
- А этот лес совсем необычный. В нём можно увидеть самые разнообразные деревья и кустарники. Такой лес называется смешанным.
Сообщение подготовленного ученика.
Смешанные леса отличаются хорошо заметной ярусностью. Верхний древесный ярус занимают высокие сосны и ели, а ниже растут дубы, липы, клёны, берёзы, вязы. Под кустарниковым ярусом, образованным малиной, калиной, шиповником, боярышником, растут кустарнички, травы, мхи и лишайники.
Учитель:
- Наша экспедиция подошла к концу, мы возвращаемся. Давайте подведём итоги нашего путешествия.
(Ученики вместе с учителем зачитывают записи сделанные в походном журнале, вспоминают всё, что узнали интересного во время классного часа. На доске появляется последний слайд с четверостишием (М. Пляцковский).
Список использованных источников.
- Дитрих А. К. и др. Почемучка /Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. - М.: Педагогика-Пресс, 1992. - 384 с.: ил.
- Дмитриев Ю.Д. Кто в лесу живёт и что в лесу растёт. - Барнаул Алтайское книжное издательство 1986. - 56 с.
- http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2%D1%8B%D1%80%D1%
83%D0%B1%D0%BA%D0%B0+%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0
%B0+%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&lr=197 - http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%
91%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F+%D1%80%D0
%BE%D1%89%D0%B0+%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&lr=197 - http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%
BB%D0%B3%D0%B0+%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&lr=197 - http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B4%D1%83%D0%B1%D0%BE%
D0%B2%D0%B0%D1%8F+%D1%80%D0%BE%D1%89%D0%B0+%
D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&lr=197 - http://yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%BE%D1%81%D0%BD%
D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9+%D0%BB%D0%B5%D1%81+%
D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&lr=197 - http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B7%D1%8F%D0%B1%D0%BB%
D0%B8%D0%BA+%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&lr=197 - http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%
D1%8B%D0%B9++%D0%BB%D0%B5%D1%81+%D1%84%D0%BE%
D1%82%D0%BE&lr=197 - http://yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%88%
D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%BB%D0%B5%
D1%81+%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&lr=197 - http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%
D1%82%D1%8F%D1%88%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%B4%D0%
B5%D1%82%D0%B8+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%
D0%BD%D0%BA%D0%B8&lr=197 - http://www.geoglobus.ru/earth/geo8/earth09.php