Дошкольными образовательными учреждениями (ДОУ) накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями воспитанников в целях повышения качества воспитательно-образовательного процесса [1]. Воспитатели ДОУ, педагоги-психологи и социальные педагоги постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности дошкольника.
Актуальность проблемы состоит в том, для ребенка дошкольного возраста семья и детский сад - два значимых воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. И только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Попробуем проанализировать реальные возможности современной семьи и ДОУ выступать в роли взаимодополняющих друг друга полноценных субъектов воспитания ребенка, чтобы лучше увидеть их сильные и слабые места
Семья всегда была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребенку социальных и культурных ценностей [7]. По общему признанию специалистов, семейное воспитание неповторимо по своему воздействию и эта уникальность определяется следующими причинами: 1) первичностью семейного окружения в силу биологической и психологической зависимости ребенка от родителей; 2) максимальной возрастной чувствительностью в период раннего и дошкольного детства к общению со значимым взрослым, которая возникает раньше потребности в общении со сверстником; 3) длительностью и постоянством пребывания в семье, интимно-эмоциональной атмосферой семейных отношений: кровным родством, любовью, привязанностью, индивидуализацией общения членов семьи с ребенком.
Таким образом, в эмоционально насыщенной атмосфере кровнородственных отношений, аналогов которой нет в социуме, заложен важнейший резерв для обогащения чувственного и социально-нравственного опыта дошкольника. Семья - это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность маленького ребенка быть принятым всерьез и быть уважаемым в каждый текущий момент времени. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, обожания, поддержки от близких, чувствуют внимание, восхищение и преданность со стороны значимых людей, ощущают себя любимыми и желанными. Семья является для малыша институтом эмоциональных отношений, который неосознанно воспринимается им как своеобразный "эмоциональный тыл". На основе родственных отношений с близкими людьми ребенок начинает осваивать правила общественной жизни, вступать во взаимоотношения с расширенным социумом, впервые обретает опыт идентичности (принадлежности) к семейной группе, ее историческим корням, традициям и обычаям [3].
С приходом в ДОУ ребенок сталкивается с новым социальным опытом, получая статус равноправного члена группы сверстников. Он учится уступать, считаться с требованиями окружающих и согласовывать свои потребности и интересы с другими детьми и взрослыми. Таким образом, семья и детский сад начинают одновременно выступать для ребенка своеобразной школой социального поведения.
Изучение семей, установление контакта с ее членами в целях согласования воспитательных воздействий на ребенка следует осуществлять с помощью анкетирования, опроса, бесед, тематических встреч и др. На наш взгляд, прежде чем начинать любое взаимодействие с родителями, следует провести их детальный опрос. Приведем данные опроса (2009 год) родителей детей 1,5-7 лет, проживающих в микрорайоне МДОУ № 155 "Центр развития ребенка - детский сад" город Кемерово (улицы Рукавишникова, Красноармейская, Коммунистическая, Кирова, Калинина и др.). Полученные результаты свидетельствуют о том, что часто родители не умеют выделять приоритеты в семейном воспитании, но за помощью к педагогам детского сада они не обращаются, потому что:
- не придают особого значения этим трудностям (11,5%);
- считают это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в обязанность педагога (36,5%);
- испытывают затруднения в общении с педагогом (13%);
- считают, что справятся сами (9,7%);
- сомневаются в профессиональной компетентности педагогов и не придают дошкольному образованию должного значения (10,3 %);
- хотели общения с педагогами, но ожидают места в том или ином образовательном учреждении (14%);
- только 4% родителей сумели выделить некоторые направления в социально-психологическом развитии детей (неуверенный, спит при свете, малообщительный, агрессивный, капризный и т.п.).
Данные проведенных опросов свидетельствуют о необходимости организации системы социально-педагогической поддержки семей, имеющих детей дошкольного возраста.
Под социально-педагогической поддержкой в ДОУ мы понимаем комплексную оперативную помощь, которая направлена на решение индивидуальных проблем семьи, связанных с воспитанием и развитием ребенка.
Система средств социально-педагогической поддержки в условиях ДОУ предполагает выделение следующих педагогических условий:
- целостность (используемые средства должны представлять целостную систему);
- систематичность (отобранные средства в методы должны применяться систематически, поскольку эпизодическое использование не дает необходимого эффекта);
- целенаправленность (подбор форм и методов в зависимости от конкретных задач);
- диагностичность (проведение диагностики личностных изменений и коррекции на этой основе индивидуального образовательного маршрута ребенка);
- диалогичность (общение сторон в воспитательно-образовательном процессе строится на основе эмпатии, сопереживания, обмена личностными смыслами, доброжелательности, свободы выбора в различных ситуациях);
- вариативность (подбор системы средств с учетом индивидуальных особенностей родителей и их ребенка);
- динамичность (чередование различных форм и методов организации диалогического взаимодействия) [4].
Мы выделяем следующие этапы социально-педагогической поддержки:
1. Диагностический - фиксация факта, сигнала проблемности, проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, установление контакта с семьей, вербализация постановки проблемы, совместная оценка проблемы с точки зрения значимости для родителей.
2. Поисковый - организация совместно с родителями поиска причин возникновения проблемы, взгляд на ситуацию со стороны.
3. Договорный - проектирование действий сторон (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме.
4. Деятельностный - организация и проведение мероприятий.
5. Рефлексивный - совместное с родителями обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения [9].
Необходимо отметить, что основными направлениями социально-педагогической поддержки являются: 1) психолого-педагогическое просвещение родителей; 2) вовлечение родителей в деятельность дошкольного образовательного учреждения; 3) участие семей воспитанников в управлении воспитательно-образовательным процессом в ДОУ.
Основные задачи реализации данных направлений следующие:
Обеспечить возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Осуществить апробацию новых форм организации воспитательно-образовательной работы, оптимально интегрирующих индивидуальную, коллективно-групповую, фронтальную деятельность, направленную на реализацию принципа дифференциации и индивидуализации в воспитании и развитии дошкольников.
Обеспечить информационно-просветительскую поддержку выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
Способствовать созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности в ситуации медико - психолого - педагогической поддержки, обеспечивая непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (систематическое школьное обучение).
Профессиональное совершенствование всех участников воспитательно-образовательного процесса на основе общности ценностно - смысловой позиции.
Выбор задач, решаемых в процессе социально-педагогический поддержки, во многом зависит и от категории семьи.
Из существующего множества типологий семьи задачам деятельности педагогического коллектива ДОУ во многом отвечает следующая комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: 1) благополучные семьи; 2) семьи группы риска; 3) неблагополучные семьи; 4) асоциальные семьи [10].
Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке педагогического коллектива ДОУ за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах; быстрее адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем, им часто достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.
Семьи групп риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания с большим напряжением своих сил, поэтому педагогу-психологу ДОУ важно наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптивными факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в зависимости от этого подбирать вариативные формы и методы социально-педагогической поддержки.
Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны педагогического коллектива.
Асоциальные семьи - семьи, взаимодействие с которыми протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В семьях данного вида родители, как правило, ведут аморальный, противоправный образ жизни, воспитанием детей чаще всего не занимаются. Работа педагогического коллектива с данной категорией семей в большинстве случаев проводится в тесном контакте с правоохранительными органами, а так же органами опеки и попечительства.
Настоящая типология позволяет педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения в полной мере использовать дифференцированный подход при отборе форм, средств и методов социально-педагогической поддержки семей дошкольников.
Рассмотрим подробнее каждый элемент (форму) сотрудничества ДОУ №155 с семьей в рамках данного направления.
1. Организация групп неполного (кратковременного) пребывания в ДОУ. Мы считаем, что организация групп неполного пребывания в ДОУ способствует максимальной индивидуализации подобного взаимодействия и интеграции воспитательных воздействий в ДОУ и семье.
Цели реализации педагогического подхода в группах неполного пребывания: 1) дать возможность каждому ребенку выработать чувство уверенности в себе, основанное на знаниях; 2) развить комфортабельные, эмпатические и справедливые взаимоотношения с социальным окружением, учитывая педагогическую среду; 3) сформировать критическое мышление и способность защищать себя и других перед лицом несправедливости.
Мы предлагаем следующую классификацию групп неполного пребывания детей в ДОУ:
А) Адаптационные группы кратковременного пребывания детей раннего (ясельного) возраста, которые затем будут посещать детский сад. Наш опыт свидетельствует, что после посещения адаптационных групп более 85% детей переходит в постоянно действующие группы.
Б) Семейные группы кратковременного пребывания (для детей 1-7 лет и их родителей). Семейная группа в нашем детском саду организована по инициативе городского управления администрации города Кемерово с целью поддержки многодетных семей; предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей; развития новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка; расширения форм дошкольного образования.
В) Кратковременное пребывание детей дошкольного возраста в обычной группе детского сада (например, только на время занятий, праздника, экскурсии или прогулки).
Г) Кратковременное пребывание детей дошкольного возраста в специально выделенном групповом помещении в выходные и праздничные дни.
Д) Группы кратковременного пребывания по обслуживанию детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями специалистами (педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре и др.) и медицинским персоналом ДОУ в специально оборудованных комнатах, кабинетах. Практика показывает, что особое внимание важно уделять коррекционной помощи детям раннего возраста: целенаправленное психолого-педагогическое воздействие с раннего возраста способствует достижению ребенком с проблемами уровня общего и речевого развития, равного или близкого возрастной норме, и позволяет ему максимально рано влиться в среду нормально развивающихся сверстников. В группах данного вида коллектив ДОУ оказывает коррекционную помощь детям с выраженными отклонениями (например, с нарушением интеллекта, со сложными комбинированными нарушениями, когда сочетается ряд дефектов: снижение слуха, зрения, эмоционально-волевой сферы). Раннее медико-психолого-педагогическое вмешательство позволит ослабить, а в отдельных случаях и предотвратить последствия того или иного отклонения в развитии, во многом помогает формированию человека, способного активно участвовать в жизни общества.
Е) Группы кратковременного пребывания детей 5-7-летнего возраста по подготовке их к школе (чаще всего организуются в вечернее время, после работы родителей).
Ж) Включение "приходящих" детей в состав недоукомплектованных групп (дети могут принимать участие в занятиях либо прогулке, играх, а перед обедом их забирают домой).
При организации работы групп кратковременного пребывания, мы советуем придерживаться следующих правил: 1) в любое время родители и близкие родственники ребенка могут прийти в группу и находиться там необходимое им время; 2) родители могут приводить (забирать) ребенка в удобное для них время; 3) воспитатель должен выполнять просьбы родителей относительно их ребенка (привычки, предпочтения и др.).
Данные правила очень актуальны для нашего времени и, несомненно, подкрепляют доверие родителей к ДОУ и воспитателям.
2. Организация консультативной и просветительской работы (родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации специалистов ДОУ, издание информационного справочника "Здравствуйте, это мы!", информационные стенды и др.). Акцентируя внимание на проблемах организации индивидуальных и групповых консультаций, мы считаем необходимым информировать родителей о том, что важно не только грамотно заниматься с ребенком, но и добиваться результата. Именно семья является основным источником сочувствия и поддержки дошкольника и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, зачастую не зная об этом аспекте межличностных отношений, не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за конкретным советом, а именно за пониманием. В процессе консультаций специалисты ДОУ стараются объяснить родителям, что ребенок обычно обостренно реагирует на негативную оценку своих успехов, болезненно воспринимает ее принижения, поэтому именно домашние отношения часто являются главными средствами компенсации недостаточных успехов или недооценки окружающих вне семьи [5].
3. Участие в работе утреннего приема детей. Родители имеют возможность предложить свои идеи по темам и содержанию проектов, принести материалы или книги, поделиться с детьми своими знаниями, научить их тому, что умеют и любят сами. Для этого родителям совершенно не нужно обладать педагогическими способностями - дети рады, когда мама или папа просто находятся в группе. Также родителям можно не включаться в игры и занятия, а спокойно посидеть и понаблюдать за своим ребенком среди сверстников.
4. Участие в планировании работы группы. Дети с удовольствием задают вопросы, предлагают интересующие их темы проектов, поэтому помощь родителей (лиц, их заменяющих) может оказаться не просто полезной, но неоценимой.
5. Участие родителей в работе кружков или студий. На сегодняшний день в детском саду функционируют: хореографическая студия "Маленькие звездочки", шахматная студия "Белый слоненок", спортивная секция "Веселая акробатика", студия "Обучение дошкольников основам английского языка", вокальная студия "Колокольчики", студия изобразительного искусства "Радуга". Важно отметить, что руководители студий всегда с удовольствием принимают опыт работы родителей воспитанников по приоритетным направлениям.
6. Приглашение детей группы к себе на работу, домой или на дачу (в выходной день).
7. Посещение детского сада во время "Недели открытых дверей" (2 раза в год). В это время у родителей имеется уникальная возможность "прожить" целый день в дошкольном учреждении вместе со своим ребенком - посмотреть и принять участие в утренней разминке, побывать на занятиях, на прогулке, на приеме пищи, на пробежке после дневного сна, поиграть с детьми т.д.
8. Помощь в пополнении фондов детского сада (игрушки, книги, журналы и материалы, которые больше не нужны дома, но вполне могут пригодиться при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ). Помощь в изготовлении дидактических материалов для занятий и свободной игровой деятельности детей (подбор заданий, ксерокопирование карточек).
9. Сопровождение детей на прогулках (экскурсиях) за пределами детского сада. Транспортировка детей на дальние расстояния.
10. Работа в Родительском комитете группы или детского сада.
11. Участие в педагогическом Совете и Совете учреждения.
12. Участие в подготовке и написании статей в выпускаемый в нашем детском саду альманах "Растем с семьей, друзьями, городом, краем". Альманах издается педагогическим коллективом и представителями Родительского комитета МДОУ №155 "Центр развития ребенка - детский сад" с 2003 года по итогам каждого календарного года. На страницах альманаха освещаются основные мероприятия и достижения педагогов, детей и родителей.
13. Для творческого общения существует такая форма работы с семьей как тематические выставки (темы выставок "Любимый город для моей семьи", "Семейный фотоальбом", "Герб нашей семьи", "Подарки для любимой мамы", "Добрые дела", "Волшебное дерево сказок" и др.). Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность (сочинить сказку, нарисовать рисунок, придумать семейный герб и пр.). Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома. Поэтому мы считаем, что совместное творчество - еще один путь к выстраиванию отношений воспитателей, родителей и детей.
14. Подготовка детских праздников, досугов и развлечений и участие в них (спортивные, тематические праздники, празднование дней рождения детей и т.д.). Праздники - одна из важнейших форм работы с родителями. Ежегодно мы проводим около десяти больших, традиционных праздников. Праздники готовят не только педагоги с детьми, но активно участвуют в них и родители ("Папа, мама, я - спортивная семья", "Стартуют дошкольники", "День рождения" и др.). Мы придаем огромное значение данному виду сотрудничества. И, несмотря на занятость, родители откликаются, а со временем сами стремятся к участию в праздниках, поскольку именно в такие моменты они раскрепощаются сами с одной стороны, а с другой - лучше понимают состояние своих же детей, когда те выступают перед ними.
В заключение необходимо отметить, что преимущества вышеуказанных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в системе социально-педагогической поддержки неоспоримы и многочисленны:
- положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем (от материальных до хозяйственных и многих других). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;
- учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;
- возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;
- укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;
- возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Таким образом, чем лучше налажено общение между семьей и коллективом дошкольного образовательного учреждения, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.
ЛИТЕРАТУРА
- Арнаутова Е. П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей [Текст] / Е.П. Арнаутова. - М.: ООО "Линка-ПРЕСС", 2004. - 208с.
- Безрукова, B.C. Педагогика. Проективная педагогика [Текст]: Учеб. пособие. / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344с.
- Бодалев, А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности [Текст] / А. А. Бодалев. - Л.: Прогресс, 1970.-320с.
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
- Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности [Текст] / Е.В. Бондаревская // Опыт разработки концепции воспитания /Отв. ред. Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону РОИУУ, 1992. - Ч.1. - С. 11-42.
- Братченко, С.Л. Гуманистические основы личностно-ориентированного подхода к воспитанию [Текст] / С. Л. Братченко // Образование и культура Северо-Запада России. - 1996. - №1. - С.91-99.
- Дрезнина М.Г., Куревина О.А.. Навстречу друг другу [Текст] / М.Г. Дрезнина, О.А. Куревина. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2007. - 248 с.
- Куличенко Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности [Текст] / Р.М. Куличенко. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. 1998. - 240с.
- Михайленко, Л.Л. Повышение профессионального уровня педагогов в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Л.Л. Михайленко // Методист. - 2006. - №5. - С. 63-68
- Яркина Т.Ф., Бочарова М.П., Гурьянов В.Н., Гуров В.Н. Социальная защита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения [Текст] / Т.Ф. Яркина, М.П. Бочарова, В.Н. Гурьянов, В.Н. Гуров. - Ставрополь: СКИПКРО, 1997. - 428с.