Цели: Прививать интерес к математике.
Задачи:
1. Закрепить умение решать простые и составные задачи, доказывать выбор результата;
2. Способствовать осознанному выполнению правил дорожного движения;
3. Формировать интерес к истории своей страны.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
2. Сообщение цели и темы урока.
Учитель:
Автомобиль - самоходное безрельсовое транспортное средство, имеющее свой двигатель, предназначенное для передвижения на поверхности Земли. Для быстрого и комфортного передвижения строят специальные автомагистрали или дороги с твердым покрытием (слайд3). Первые известные чертежи автомобиля принадлежат Леонардо да Винчи, жившему в конце 15 начала 16 века . Итальянский изобретатель, художник, писатель, а также математик (слайд 4). В нашей стране только в конце 18 века изобретателем Иваном Кулибиным было создано первое транспортное средство - повозка-самокатка, в которой он применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, подшипники качения (слайд 5). Скорость его не превышала 4 км в час.
А что значит скорость транспортного средства 4 км в час?
Дети: Значит транспортного средство проходит расстояние 4 км за 1 час.
Учитель: Именно с этого времени и началась история отечественного автомобиля. Широкое распространение машина получила в конце 19 века. Время шло, и автомобильные средства менялись. Что главное в автомобиле?
Дети: Двигатель
Учитель: Верно. Разделяют несколько групп по типу двигателя автомобильного средства:
- Паровой
- Бензиновый
- Дизельный
- Газовый
- Газогенераторный
- Водородный
Электромобиль - использующий для движения электрическую энергию собственных аккумуляторных батарей.
Гибридный автомобиль - автомобиль, использующий одновременно и электрический, и традиционный двигатель внутреннего сгорания (слайд 6, 7).
С появлением самодвижущихся экипажей потребовало разработки правил их движения, а также правил для тех, кто находился рядом, прохожих-пешеходов. Вспомним некоторые из них.
Для этого предлагаю вам разделиться на команды "Пешеходы" и "Водители". Все мы с вами отправляемся в путешествие по длинной безопасной дороге до пункта назначения - "Дом науки". Ой, ребята взгляните, на нашем пути появился инспектор ГИБДД. Необходимо по требованию инспектора остановится.
Инспектор: Здравствуйте ребята! Инспектор ГИБДД старший лейтенант Иванов Алексей Викторович, батальон 525. Для дальнейшего движения необходимо назвать основные правила дорожного движения для пешеходов и водителей. Только при правильных ответах вы сможете продолжить свой путь.
Дети: называют правила ПДД:
Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.
В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.
Ожидать пассажирское транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине (слайд 8, фото все пункты).
Инспектор: Молодцы! Все верно! Путь разрешен. Безопасной дороги!
Учитель:
В сложном мире дорог и автомагистралей главными помощниками каждого водителя и пешехода являются знаки дорожного движения, которые появились в начале 20 века.
Ребята, посмотрите, кто преградил нам дорогу? Правильно, Светофор.
Светофор: Дорогие друзья, ответив на мои загадки о дорожных знаках, верно, вы сможете продолжить свой безопасный путь.
1
Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимателен, водитель!
(знак внимание дети)
2.
Если кто сломает ногу,
Здесь врачи всегда помогут.
Помощь первую окажут,
Где лечиться дальше, скажут.
(знак мед пункт)
3.
Эй, водитель, не зевай!
Ходит впереди трамвай.
Ты притормози немножко,
Уступи ему дорожку.
(знак трамвай осторожно)
4.
С ветерком и без печали
Мчимся мы по магистрали.
Там, где этот знак стоит,
Путь ничто не преградит!
(знак магистраль)
(слайд 9 фото всех знаков)
Светофор: Команда "Пешеходы" ответили на одну загадку больше, поэтому и продолжат свой путь первыми.
Учитель: Предлагаю вам немного отдохнуть.
3. Физминутка
Выполняются движения под чтение стихотворений:
Бурлит в движении мостовая:
Бегут авто, спешат трамваи.
Все будьте правилу верны -
Держитесь правой стороны.Где улицу надо тебе перейти
О правиле помни простом:
С вниманием налево сперва погляди,
Направо взгляни потом.На проезжей части, дети,
не играйте в игры эти.
Бегать можно без оглядки
Во дворе и на площадке. (слайд 10)
Учитель: Вот мы с вами и добрались до пункта назначения - "Дом науки".
- Большое, вам, спасибо. Вы были очень внимательными . А внимательны ли вы в решении задач? Проверим!
Решение задач.
Учитель: а) каждой команде выдаются карточки с 3 задачами, условие "Кто быстрее".
Задача 1: В конце 19 века в Англии на одном заводе собрали 287 автомобилей, а в начале 20 века, на этом же заводе собрали на 498 автомобилей больше. Сколько всего автомобильных средств собрали на заводе?
Задача 2: Русский изобретатель Иван Кулибин решил построить гараж для своей повозки - самокатки. Помоги ему рассчитать площадь гаража, если известно, что ширина участка - 10 метров, а длина на 7 метров больше.
Задача 3: Из пункта А в пункт В одновременно выехали 3 автомобиля. Все они преодолели путь в 978 м. Сколько метров проехал каждый автомобиль?
б) Учитель: Проверка решения задач. Докажите выбор результата.
Дети: доказывают свой выбор
Задача 4: Ученикам предлагаются статистические данные по дорожно - транспортным происшествиям за 2011 год, по Кемеровской области:
Всего ДТП - 3492;
- С участием детей - 73;
- По вине пешеходов - 730;
- По вине водителей - 2704.
Задание: На какие вопросы можно ответить, используя эти данные?
Ответы учащихся:
- Кто больше совершил правонарушений?
- Кто меньше совершил правонарушений?
- На сколько больше правонарушений по вине водителей, чем пешеходов?
- На сколько меньше нарушений по вине детей, чем пешеходов?
- Во сколько раз чаще пешеходы нарушали ПДД, чем дети?
Ответы на эти вопросы предполагают работу с калькулятором.
5. Итог урока.
- Что вам понравилось на уроке?
- Что вы узнали сегодня нового?