Цели урока:
- Обобщение знаний учащихся об имени существительном, закрепление умения классифицировать на одушевленные/неодушевленные, нарицательные/собственные имена существительные. Формирование орфографической зоркости.
- Развитие логического мышления, речи, памяти, творческих способностей, фонематического слуха, обогащение лексического запаса слов учащихся.
- Формирование интереса учащихся к русскому языку и окружающему миру.
Оборудование:
Карточки с текстовыми заданиями. Лото "Радуга". Поощрительные медали. Фонетический тренажер. Компьютер, проектор, интерактивная доска. Иллюстративный материал (презентация в формате MS PowerPoint) <Презентация.ppt>.
Ход урока
Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Быть должны у нас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
Постановка учебной задачи
Клик левой клавишей мыши, далее клик. Переход на слайд 2:
- Сегодня мы с вами совершим путешествие с маленькими каплями воды, которые помогут нам вспомнить, что мы знаем об имени существительном.
Чистописание
Переход на слайд 3 "Чистописание":
- Посмотрите на слайд, капельки-дождинки падают на землю:
- Сколько элементов? Какие?
- Каковы соединения между элементами? (клик по слайду "Чистописание")
- Пропишите элементы до конца строки.
Словарная работа
Переход на слайд 4 "Словарная работа":
- Наша маленькая капелька воды - дождинка жила
на небе в белом, пушистом облачке и мечтала
напоить землю. А как облака путешествуют по небу?
Может, у них есть крылышки?
Вы узнаете это, если правильно отгадаете слово по
звукам.
Работа с классом
Один ученик пишет на обратной стороне доски звуки под диктовку учителя, а остальные самостоятельно в тетради:
- 1-й звук - звонкая пара [ф']
- 2-й звук - гласный ударный [э]
- 3-й звук - мягкая пара [т]
- 4-й звук - гласный безударный [и]
- 5-й звук - твёрдая пара [р']
Клик по слайду 5 "Отгадайте слово по звукам":
-Получается следующая запись (клик по слайду 5):
- Произнесите это слово.
Клик для перехода на слайд 6 "Изучение нового слова" и проверки ответов):
- Сколько слогов в слове? (1-й клик по слайду 6)
- Назовите 1-й (1-й клик), 2-й слоги (2-й клик).
- На какой слог падает ударение? (3-й клик).
- Где "опасное" место? Почему? Какой звук слышим?
- Пишется безударная гласная "е" (5-й клик).
- Почему это слово является словарным?
- Запишите это слово с орфограммой.
Один ученик записывает на доске слово "ветер" с орфограммой, остальные в тетради. (6-й клик для проверки правильности).
Индивидуальная работа
1-й ученик записывает на доске слова из карточки, вставляя пропущенные буквы:
уч:ник, х:рош:й, р:бота,
м:розить, г:нтели, ру:кий
Затем он соединяет первые слоги существительных, и получается слово "ураган".
2-й ученик выполняет фонетический разбор слова "вихрь".
Вихрь1 - 1 слог
в - [в] - согл., твердый, звонкий парный
и - [и] - глас., ударный
х - [х] - согл., твердый, глухой непарный
р - [р'] - согл., мягкий, звонкий непарный
ь -------
-------------------
5 б. 4 зв.
Клик для перехода на слайд 7 "Значение слова "ветер":
- Какое значение у слова "ветер"?
Клик для перехода на слайд 8 "Родственные слова - ветерок":
- Как называется ветер уменьшительно-ласкательно?
Ученики подбирают и записывают родственное слово с орфограммами.
Клик по слайду 8 для проверки написания слова "ветерок".
Клик для перехода на слайд 9 "Родственные слова - ветрище":
- Как называется ветер большой силы?
Ученики подбирают и записывают родственное слово с орфограммами.
Клик по слайду 9 для проверки написания слова "ветрище".
Клик для перехода на слайд 10 "Родственные слова - безветрие":
- Как называется отсутствие ветра?
Ученики подбирают и записывают родственное слово с орфограммами.
Клик по слайду 10 для проверки написания слова "безветрие".
- Как называются данные слова?
Клик для перехода на слайд 11 "Части слова":
- Выделите корень, суффикс, приставку в родственных словах.
3 последовательных клика на слайде 11 "Части слова" для проверки морфем.
Коллективная проверка классом индивидуальных заданий у доски (запись слов с пропущенными буквами, фонетический разбор).
Клик для перехода на слайд 12 "Синонимы":
- Как называются слова "ветер", "вихрь", "ураган"? (клик по слайду 12)
- Что обозначают данные слова? (клик для перехода на слайд 13 "Имя существительное", после ответа учеников - 1-й клик по слайду "Имя существительное")
- На какой вопрос отвечают данные слова? (2-й клик, после ответа учеников - 3-й клик)
- Как называется эта часть речи? (После ответа учеников - 4-й клик)
Физминутка
Если слово отвечает
На вопросы "кто?" и "что?",
То мы дружно приседаем,
Чтоб не видел нас никто.
Прилагательным в ответ
Мы рукой помашем вслед.
А когда глагол услышим,
Сесть за парту надо тише.
Работа над предложением
Работа с классом
Клик для перехода на слайд 14 "Работа над предложением":
- Ветер пошалил со словами. Составьте из них предложение. (Известные стихотворные строчки Н.А. Некрасова). Ученики называют слова в правильном порядке:
Индивидуальная работа
Два ученика списывают с карточек стихотворные строчки, вставляя пропущенные буквы, находят существительные.
Заунывный (1-й клик) ветер (2-й клик) гонит (3-й клик) стаю (4-й клик) туч (5-й клик) на (6-й клик) край (7-й клик) небес (8-й клик) . (9-й клик)
Слова на слайде выстроились в предложение.
Один ученик у доски записывает получившееся предложение с орфограммами, а остальные пишут в тетрадях.
- Найдите в данном предложении существительные (10-й клик по слайду 14)
"Работа над предложением" для проверки найденных существительных).
1-я карточка:
Вет:р, вет:р! Ты могуч,
Ты г:няешь стаи туч.
2-я карточка:
В:т:рок спр:сил, пр:л:тая:
- Отчего ты, рожь, з:л:тая?
- Проверим, правильно ли записаны строки из стихотворений других поэтов о ветре. Кто авторы этих строк?
Самостоятельная работа в парах (лото "Радуга")
Клик для перехода на слайд 15:
- В одном таком дождевом облаке жили и другие дождинки. Они были похожи, но мечты у них были разные. А облако росло и темнело (клик по слайду 15), и, наконец, пролилось дождем. Первая дождинка выскользнула из облака и стала отражать лучи. Над землей появилась :
- Вы узнаете это, если правильно составите словосочетания (прилагательное+существительное) (клик для перехода на слайд 16 "Работа над словосочетанием").
Каждая пара учеников получает комплект лото "Радуга" и подбирает к "цветовым" прилагательным подходящие по смыслу существительные.
- Проверим, что получилось (клик по слайду 16 "Работа над словосочетанием").
- Сколько цветов получилось? В каком столбике существительные?
Если словосочетания составлены верно, то на обратной стороне карточек лото получается картинка радуги.
-Что же появилось на небе после дождя? (клик для перехода на слайд 17)
- Закончите предложение "В небе появилась :"
- Прочитайте получившееся предложение. (1-й клик по слайду 17 для проверки законченного предложения)
- Сколько слов в этом предложении? Назовите первое слово. Как оно пишется? (2-й клик) Назовите второе слово. Какие в нем орфограммы? (3-й клик) Назовите третье слово. Какие в нем орфограммы? (4-й клик) Назовите четвертое слово. Какие в нем орфограммы? (5-й клик) Назовите пятое слово. (При объяснении правописания слова, орфограммы выделяются на слайде 17). Прочитайте по слогам и запишите по памяти. (6-й клик - исчезновение предложения)
Ученики записывают предложение с орфограммами по памяти.
- Я открою предложение, а вы проверите, как оно записано в ваших тетрадях (7-й клик - появление предложения). Поставьте себе отметку.
- Выделите в нем грамматическую основу.
Ученики определяют подлежащее (8-й клик) и сказуемое (9-й клик).
- Из чего состоит предложение? Что выражает предложение? Как оформляется предложение на письме? Какова роль существительного в предложении?
Физминутка
Постоянные признаки имени существительного
Клик для перехода на слайд 18:
- Вторая дождинка оторвалась от края облака тогда, когда проплывала над : (клик по слайду 18). Она попала к другим капелькам воды и очень удивилась тому, что увидела.
Клик для перехода на слайд 19 "Одушевленные/неодушевленные":
- Распределите существительные в два столбика: в 1-й - одушевленные существительные, во 2-й - неодушевленные: водомерка, окунь, водоросли, лягушка, осока, лилия, головастик, галька, акула, акватория.
Два ученика работают за доской (один записывает одушевленные, а второй - неодушевленные существительные), а остальные учащиеся самостоятельно распределяют существительные по столбикам в тетрадях.
- Проверим, правильно ли распределены существительные? (1-й клик по слайду 19 "Одушевленные/неодушевленные")
- Какие имена существительные называются одушевленными, какие - неодушевленными?
- Куда же попала вторая капелька? (2-й клик для появления названия реки в 1-м столбике, 3-й клик для появления названия реки в 2-м столбике)
- Как пишется название реки? Почему?
Клик для перехода на слайд 20 "Имена собственные/нарицательные":
- Куда впадает Волга?
Клик по слайду 20 "Имена собственные/нарицательные":
- Определите, как связаны слова в каждой строке и дополните пару подходящим по смыслу словом.
- Какой город стоит на реке Волге? Подсказка: мы - жители этого города.
- Догадались, какое имя можно вписать?
- Как называются слова в левом столбике? Почему?
- Как называются слова в правом столбике? Почему?
Работа с текстом по индивидуальным карточкам
Клик для перехода на слайд 21:
- Третья дождинка упала на ветви дерева (клик по слайду 21). Она скатилась вниз, чтобы напоить дерево, высыхающее от жажды. Можно ли понять, какому дереву поможет капелька?
Клик для перехода на слайд 22 "Рябина":
- Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу имена существительные, используя слова из справки.
- Проверим, что получилось.
Если при ответе допущена ошибка, то учитель нажимает скрытую кнопку в правом верхнем углу слайда, звучит сигнал.
Особую красоту лесу придает (что?) рябина.
У нее ажурные (что?) : . (1-й клик по слову "листья")
Осенью созревают ярко-красные (что?) ... . (2-й клик по слову "ягоды")
Из них варят (что?) : . (3-й клик по слову "варенье")
Очень любят рябину (кто?) дрозды и (кто?) : . (4-й клик по слову "снегири")
- Что объединяет все прочитанные предложения? Можно ли эту запись назвать текстом? Почему?
- О каком дереве говорится в тексте? Озаглавьте этот рассказ. (5-й клик по слайду 22 "Рябина")
Клик для перехода на слайд 23 "Круговорот воды в природе":
- Молодцы! Дерево сразу преобразилось!
Итог урока
- Теплые лучи солнца коснулись капель, они превратились в пар (1-й клик по слайду 23 "Круговорот воды в природе") и полетели к своему облачку. Мы совершили путешествие (2-й клик) - "Круговорот воды в природе", которое помогло нам вспомнить все, что мы знаем об именах существительных.
Выставление отметок и поощрение учеников
В течение всего урока работа и ответы учеников оценивались поощрительными медальками и отметками.