Совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. Сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции и партнерской формы организации.
(Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования)
.
В условиях, когда большинство семей озабочены решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, осуществляют порой воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательно-образовательного процесса?
Мы стараемся общаться с родителями, ежемесячно планируя проведение бесед, подготовку информационных материалов, но все это происходит стихийно и не обязывает родителей к совместной деятельности.. Для того, чтобы избежать этих ошибок, перед воспитателями необходимо поставить следующие задачи:
- определить частоту общения с родителями всей группы,
- планировать содержание общения, его цели, ожидаемые результаты,
- продумывать позитивную информацию о ребёнке, начиная разговор с положительной оценки и успехах ребенка,
- беседовать только на темы воспитания, развития и здоровья,
- работать над формированием стиля общения.
Особенность проектной деятельности заключается в том, что продуктивная деятельность педагога, учреждения разбивается на отдельные завершенные циклы. А так как основной принцип организации жизнедеятельности дошкольника – это событийность, то каждый проект – это творчество, получение знаний и, конечно, праздник!
На практике любой проект представляет собой и исследовательскую, творческую, и игровую, и практическую деятельность детей. В зависимости от поставленных целей проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными. Родители являются активными участниками всех проектов. Творческая деятельность сплачивает коллектив, поднимает познавательный интерес у детей, способствует формированию коммуникативных навыков, позволяет раскрыться каждому ребенку и поднять свою значимость. Преимущество проектной деятельности – улучшение качества проживания ребенком дошкольного детства.
В свете новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию, именно проектная деятельность отвечает требованиям организации проживания дошкольниками дошкольного детства.
Возможные темы проектов:
- вернисажи,
- театральная пятница,
- математическая игротека,
- совместное оформление коллекций,
- составление альбомов “ Мои любимые”. “ Моя семья”
- совместное оформление букваря,
- выполнение домашнего поручения,
- выращивание овощей из рассады и другие
Структура работы по созданию и реализации проекта
- Актуальность.
- Цели.
- Задачи.
- Разработка плана деятельности по достижению цели (рабочий план).
- Ресурсы (фиксация имеющихся для реализации ресурсов и смета на приобретение необходимых материалов).
- Этапы проекта (подготовительный, организационный, этап реализации).
- Участники проекта.
- Ожидаемый результат.
- Механизм отслеживания результатов.
Наши проекты:
Коллективный: «Дети и дорога».
Результат проекта:
Теоретический
- Перспективное планирование по возрастам.
Рекомендации родителям.
Конспекты бесед, занятий, вечеров развлечений.
Подбор художественной литературы по теме.
Разработка сюжетно-ролевых игр.
Практический - Макеты по правилам дорожного движения во всех возрастных группах.
КВН с родителями.
Выставка рисунков.
Вечера развлечений.
Конкурс плакатов.
Индивидуальный: «Работа с батиком»
Результат проекта:
Теоретический - Планирование работы по возрастам.
Методические рекомендации по работе с детьми
(техника, материалы и оборудование).
План занятий кружка «Юный художник».
Конспекты занятий.
Практический - Альбом с детскими работами.
Выставка детских работ к празднику 8 марта.
Мастер-класс для педагогов и родителей.
Семинар-практикум.
Создание семейных работ.
Организовывая работу, педагог должен:
- иметь четкое представление о целях, задачах и этапах проекта и его проблематикой;
- познакомить с проектом родителей, помочь им найти своё место в данном проекте;
- заинтересовать каждого ребенка;
- использовать мотивацию и эмоциональную отзывчивость детей.
Организация досуга - как результат проекта - самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации совместное мероприятие. Но оно позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; испробовать разные подходы; посмотреть, как это делают другие. Таким образом, родители приобретают опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с другими родителями и в процессе этого общения формируется новый стиль семейного воспитания
Такие формы наиболее интересны, потому что способствуют вовлечению родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованности и активному участию в воспитательно-образовательном процессе и, таким образом, созданию условий для нормального личностного развития ребёнка в семье и в детском саду.