Включение родителей в проектную деятельность

Разделы: Работа с дошкольниками


Совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. Сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции и партнерской формы организации.
(Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования)

.

В условиях, когда большинство семей озабочены решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, осуществляют порой воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательно-образовательного процесса?

Мы стараемся общаться с родителями, ежемесячно планируя проведение бесед, подготовку информационных материалов, но все это происходит стихийно и не обязывает родителей к совместной деятельности.. Для того, чтобы избежать этих ошибок, перед воспитателями необходимо поставить следующие задачи:

  1. определить частоту общения с родителями всей группы,
  2. планировать содержание общения, его цели, ожидаемые результаты,
  3. продумывать позитивную информацию о ребёнке, начиная разговор с положительной оценки и успехах ребенка,
  4. беседовать только на темы воспитания, развития и здоровья,
  5. работать над формированием стиля общения.

Особенность проектной деятельности заключается в том, что продуктивная деятельность педагога, учреждения разбивается на отдельные завершенные циклы. А так как основной принцип организации жизнедеятельности дошкольника – это событийность, то каждый проект – это творчество, получение знаний и, конечно, праздник!

На практике любой проект представляет собой и исследовательскую, творческую, и игровую, и практическую деятельность детей. В зависимости от поставленных целей проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными. Родители являются активными участниками всех проектов. Творческая деятельность сплачивает коллектив, поднимает познавательный интерес у детей, способствует формированию коммуникативных навыков, позволяет раскрыться каждому ребенку и поднять свою значимость. Преимущество проектной деятельности – улучшение качества проживания ребенком дошкольного детства.

В свете новых Федеральных государственных требований к дошкольному образованию, именно проектная деятельность отвечает требованиям организации проживания дошкольниками дошкольного детства.

Возможные темы проектов:

  1. вернисажи,
  2. театральная пятница,
  3. математическая игротека,
  4. совместное оформление коллекций,
  5. составление альбомов “ Мои любимые”. “ Моя семья”
  6. совместное оформление букваря,
  7. выполнение домашнего поручения,
  8. выращивание овощей из рассады и другие

Структура работы по созданию и реализации проекта

  1. Актуальность.
  2. Цели.
  3. Задачи.
  4. Разработка плана деятельности по достижению цели (рабочий план).
  5. Ресурсы (фиксация имеющихся для реализации ресурсов и смета на приобретение необходимых материалов).
  6. Этапы проекта (подготовительный, организационный, этап реализации).
  7. Участники проекта.
  8. Ожидаемый результат.
  9. Механизм отслеживания результатов.

Наши проекты:

Коллективный: «Дети и дорога».

Результат проекта:

Теоретический

- Перспективное планирование по возрастам.

Рекомендации родителям.

Конспекты бесед, занятий, вечеров развлечений.

Подбор художественной литературы по теме.

Разработка сюжетно-ролевых игр.

Практический - Макеты по правилам дорожного движения во всех возрастных группах.

КВН с родителями.

Выставка рисунков.

Вечера развлечений.

Конкурс плакатов.

Индивидуальный: «Работа с батиком»

Результат проекта:

Теоретический - Планирование работы по возрастам.

Методические рекомендации по работе с детьми

(техника, материалы и оборудование).

План занятий кружка «Юный художник».

Конспекты занятий.

Практический - Альбом с детскими работами.

Выставка детских работ к празднику 8 марта.

Мастер-класс для педагогов и родителей.

Семинар-практикум.

Создание семейных работ.

Организовывая работу, педагог должен:

  1. иметь четкое представление о целях, задачах и этапах проекта и его проблематикой;
  2. познакомить с проектом родителей, помочь им найти своё место в данном проекте;
  3. заинтересовать каждого ребенка;
  4. использовать мотивацию и эмоциональную отзывчивость детей.

Организация досуга - как результат проекта - самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации совместное мероприятие. Но оно позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; испробовать разные подходы; посмотреть, как это делают другие. Таким образом, родители приобретают опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с другими родителями и в процессе этого общения формируется новый стиль семейного воспитания

Такие формы наиболее интересны, потому что способствуют вовлечению родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованности и активному участию в воспитательно-образовательном процессе и, таким образом, созданию условий для нормального личностного развития ребёнка в семье и в детском саду.