Урок-проект "Путешествие в страну загадок"

Разделы: Начальная школа


Цель: активизировать познавательную и творческую деятельность детей через составление загадок, создать детский журнал загадок «Гномик».

Задачи:

  • развивать мышление: умение сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предмета;
  • развивать память, речь, внимание;
  • развивать творческие способности детей.
  • расширять знания детей об окружающем мире;
  • воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру,
  • формировать потребность участвовать в творческой созидательной деятельности.
  • формировать навыки совместной деятельности, умение общаться.

Дидактические материалы: презентация (Приложение 1), карточки (опоры-таблицы) – Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, предметные картинки.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, сигнальные карточки красного и зеленого цвета.

Форма использования: проецирование на экран при фронтальной работе с классом.

Ход урока

1 этап – организационный момент (заранее разделить на 3 группы)

Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие. А отправляться в путешествие нужно с хорошим настроением. Давайте улыбнемся! Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я желаю вам успехов. Я думаю, что на этом уроке вы узнаете много нового и интересного.

2 этап – формулирование темы и целей деятельности

Жил-был гном и звали его Гномыч. 1 слайд (Приложение 1)

Что вы знаете о гномах? ( Гномы – сказочные существа маленького роста. Они обитают глубоко в подземельях, где копят сокровища. Гномы могут вознаградить за доброту и жестоко наказать за равнодушие, жестокость. Иногда они дарят волшебные подарки. Но не всегда эти подарки приносят людям радость.)

Гномы бывают добрые и злые. А как вы думаете наш Гномыч какой? (Добрый, смешной, добродушный, веселый.)

Так вот это был необычный гном. В то время когда его товарищи искали сокровища под землей, он разгадывал загадки. Именно загадки стали его самым любимым сокровищем. Разгадывать загадки – это его самое любимое дело. А вы любите разгадывать загадки?

Тогда вы легко угадаете, на что похож домик нашего Гномыча.

Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь – гладко, откусишь – сладко. (Яблоко)

2 слайд (Приложение 1)

Что вы можете сказать о характере Гномыча, о его любимых занятиях?
Жил себе гном не тужил, пока не услышал, что есть такая страна – Страна Загадок.
Может кто-то из вас знает что-нибудь об этой удивительной стране?
Что мы знаем о Стране Загадок? Начнем с того, что это страна и, значит, как во всякой стране, в ней есть горы, реки, моря, города, дороги. Точнее – загадочные горы, загадочные реки, загадочные моря, загадочные города... А чему можно научиться в стране Загадок? (Разгадывать загадки, придумывать их, рисовать загадки.) Гномыч потерял покой. Ведь попав в страну Загадок можно научиться составлять загадки. А это была его мечта.
А вы хотите научиться составлять загадки? Как вы думаете, что легче: отгадывать загадки или их придумывать? Вот это нам и предстоит узнать.
Мы отправимся в Страну загадок вместе с Гномычем. Сегодня мы разгадаем много загадок и придумаем свои загадки. Все загадки мы оформим в журнале.

3 этап – подготовительный

3 слайд (Приложение 1)

Путь предстоит дальний. Давайте поиграем, может дорога нам покажется короткой.

Игра называется «Цепочка». (Цель – учить детей выделять признаки объектов.)

Учитель показывает картинку с изображением объекта, ученик называет его. Затем картинка передается другому ученику. Он должен назвать один из признаков объекта (какой он) и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Для каждой команды свой объект.

Объекты: лиса, груша, мяч.

И вот по загадочной дороге мы пришли в город Загадок. 4 слайд (Приложение 1)

Город этот заселен загадочными (точнее, загаданными) предметами. Жители Страны Загадок появляются перед нами только в том случае, если мы их разгадаем, а в остальное время они прячутся в своих домиках и оттуда рассказывают нам о себе загадочные вещи.

Давайте поиграем.

Игра «Угадай по описанию». (Цель – учить детей по описанию определять объект.)

Учитель показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Составляем свой рассказ по плану. 5 слайд (Приложение 1)

1. Что (кто) это? (не называя ответ)
2. Какой он? (цвет, форма, размер)
3. Где находится? (живет?)
4. Для чего нужен? что любит?

Объекты для 3 команд: 1 команда – мышка, 2 команда – елка, 3 команда – облако.

Приглашается по одному человеку из каждой команды, он описывает предмет, другие отгадывают.

На что похожи рассказы, которые вы составили? (на загадки)

Мы с вами попали на улицу Неоконченных Картин. 6 слайд (Приложение 1)

Проходил как-то по городу ленивый художник. Видит – стоят пустые дома, построенные специально для еще не придуманных загадок. "Дай-ка, – думает, – нарисую загадки и поселю их в домики". Начал он рисовать, но лень ему стало. Бросил он начатое дело и пошел дальше. Подошел к другому домику – и там работу начал, да не закончил. Так не дорисовал ленивый художник целую улицу.

Вот эти неоконченные загадки. Давайте поможем ленивому художнику. Расскажите, что хотел нарисовать художник.

Физкультминутка

А вы знаете, что есть молчаливые загадки? Мы пришли на улицу Молчаливых загадок. 7 слайд (Приложение 1) Их можно загадывать молча, с помощью жестов. Кто из вас хочет загадать молчаливую загадку?

Ученик выходит к доске, берет карточку, на которой написано название предмета. Ученик должен показать жестами предмет. Все остальные повторяют движения за ним и затем отгадывают предмет.

(Приложение 3: молоток, мяч, медведь, расческа, кошка, лампочка, телефон.)

И вот, наконец-то мы пришли на улицу Похожестей и Непохожестей. 8 слайд (Приложение 1)

На улице Похожестей и Непохожестей живут очень красивые загадки. Здесь можно поселить любой предмет – каждому найдется место. Здесь загадочные предметы живут в окружении друзей, на которых они похожи. Похожие предметы не прячутся, свободно выходят из домика и с удовольствием рассказывают, что общего у них с героем загадки и что отличного.

В одном из домиков живет гриб. Давайте придумаем загадку про гриб. 9 слайд (Приложение 1)
На какие предметы похож гриб? (На зонтик, дом, мужичка.)
Чем гриб отличается от зонтика? (Гриб растет, а зонтик нет.)
Чем гриб отличается от дома? (Нет окон и дверей.) от мужичка? (Нет бороды.)

(Составляя загадку, надо обратить внимание детей, что отличия нужно искать важные, существенные, а не просто любые.)

Все, что мы сейчас сказали, можно записать в табличке. 10 слайд. (Приложение 1)

На что похоже? Чем отличается?
зонтик растет
дом Без окон и дверей
мужичок Без бороды

Используем связку « Как…, но …», чтобы связать слова.

Послушайте, какую загадку составил Гномыч. 11 слайд (Приложение 1)

Как зонтик, но растет,
как дом, но без окон и дверей,
как мужичок, но без бороды.

В другом домике предметы поступают иначе – они рассказывают, чем похож на них герой загадки. Возьмем свечку. 12 слайд (Приложение 1)

Что делает свечка? (Светит, тает, капает.) А какой еще предмет светит? (Лампа, солнце)
Что тает? (Снег.) Что капает? (Дождь.)

Давайте посмотрим на табличку-опору. 13 слайд (Приложение 1)

Какой? (Что делает?) Что такое же?
Светит Лампа
Тает Снег
Капает Дождь

Разделив каждую пару слов связкой "а не", получим загадку: 14 слайд (Приложение 1)

Светит, а не лампа;
тает, а не снег;
капает, а не дождь".

4 этап – проектная деятельность

Давайте все вместе пополним сокровищницу Гномыча. Попробуйте составить свои загадки. 15 слайд (Приложение 1)

Каждой команде дается рисунок предмета, о котором надо составить загадку. Также каждой команде будет оказана помощь в виде табличек-опор (Приложение 2).

Все ваши загадки мы оформим в журнале «Гномик». 16 слайд (Приложение 1)

За работу! Гномычу не терпится разгадать ваши загадки.

Самостоятельная работа учащихся по составлению загадок. Учитель осуществляет помощь. Если в команде возникает затруднение, ученики поднимают сигнальную карточку красного цвета, позвав учителя на помощь. Когда команда закончит работу, нужно поднять сигнальную зеленую карточку. Она скажет: все готово.

5 этап – практическое применение проекта.

Давайте разгадаем загадки, которые придумали ребята.
Каждая команда знакомит со своими загадками. Остальные команды отгадывают загадки.

6 этап – самоанализ проектной деятельности

Расскажите Гномычу о том, как вы работали в команде. 17 слайд (Приложение 1)

Каждому члену команды нужно заполнить табличку о своей работе. Ели вы согласны с утверждением, то ставите +, если это не так -. (Приложение 4)

Табличка дается каждому ученику, он оценивает свою работу на уроке.

Я слушал других членов команды  
Я предлагал свои идеи  
Я упорно трудился  

7 этап – итог работы

Что вы сегодня научились делать? (научились составлять загадки).

Понравилось ли вам составлять загадки?

Легкое это дело или трудное?

Я думаю, что Гномыч остался доволен результатом нашей работы. 18 слайд (Приложение 1)

Вы можете продолжить работу по созданию детского журнала загадок «Гномик».

В этом журнале будут все загадки, которые вы составили сегодня на уроке. 19 слайд (Приложение 1)

Спасибо за урок!

Окончание проекта, его итог – создание журнала загадок.

Для работы над журналом распределяются роли: художники-оформители, наборщики текста.

По окончании работы часть ребят (по 1–2 человека из команды) могут представить свой журнал в других классах, совершив путешествие в Страну Загадок, поиграть в игры «Цепочка», «Угадай по описанию», «Молчаливые загадки», загадать загадки из журнала «Гномик».

Можно использовать для представления проекта презентацию из Приложения 5.

Использованы материалы из Интернета:

  1. http://www.trizminsk.org/e/23105.htm#c01
  2. http://www.academy.edu.by/sites/logoped/metodzag.htm
  3. http://www.trizway.com/art/renewal/196.html
  4. Использованная литература:
  5. Проектная деятельность в начальной школе/авт.сост. М.К, Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Развиваем воображение и фантазию/Светлова И.Е. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000.