Цели урока:
- Образовательная: расширить представление учащихся о взаимосвязях музыки и изобразительного искусства на примере фрагментов концертной симфонии для арфы с оркестром В.Кикты "Фрески Софии Киевской", подчеркнуть важность обращения композитора к народной музыке как источнику музыки профессиональной.
- Развивающая: развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы находить параллели в образах музыки и изобразительного искусства.
- Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие музыки, показать важность, показать значимость обращения к духовным ценностям своего народа как неразрывной связи поколений.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской "Музыка" для 5 класса, фонохрестоматия для 1 и 5 классов, раздаточный материал с нотной записью мелодий "Орнамент I" и "Орнамент II" из концертной симфонии; краски, бумага для рисования, кисти.
План урока:
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
- Закрепление нового материала.
- Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие в форме вокальной попевки, исполняемой учителем - "Здравствуйте, ребята, здравствуйте!" (поступенное восходящее движение от первой ступени к пятой по звукам тонического трезвучия). Ответ детей - "Здравствуйте, учитель, здравствуйте!" (полное повторение исходной попевки).
Учитель: мы продолжаем большую тему второго полугодия "Музыка и изобразительное искусство". Интересные мысли высказывал Альберт Швейцер по проблеме общего вопроса взаимодействия искусств. Он считал, что уже самим названием происходит деление видов искусств по материалу, которым пользуются при художественном отображении мира. Музыкантом называют того, кто выражает своё отношение к миру языком звуков, живописцем - того, кто пользуется красками, поэт - говорит словами. Но всё это - художник, в душе которого и поэт, и живописец, и музыкант. Всё его творчество основано на взаимодействии этих видов искусств. Различие в том, что у одного преобладает один или другой из этих художников, и он выбирает для выражения окружающей действительности тот язык, который является наиболее привычным именно для него.
Сегодня на уроке мы совершим музыкальное путешествие в Киев, в Собор Святой Софии. Тема нашего урока - " Древний храм златой вершиной блещет ярко:". С укреплением Киевского государства и принятием христианства искусство приобрело монументальный, величественный характер. Характерным памятником того времени служит Софийский собор в Киеве. Главный православный храм был построен в XI веке по приказу Ярослава Мудрого. Его мозаики и фрески, выполненные византийскими мастерами, поражают величием общего замысла. В истории искусства существует немного примеров единства архитектурного замысла и настенной живописи, равных по силе воздействия Софийскому собору. Снаружи двенадцать малых куполов увенчивали главный купол; внутри над множеством изображений отдельных персонажей на столбах, на стенах и сводах, царил суровый образ вседержителя. Вступая под своды собора, видя фигуры в золотом сиянии мозаики, древние киевляне приобщались к христианскому пониманию небесной иерархии, которая своей непоколебимостью должна была укреплять иерархию земную. В XI веке в Киеве работали греческие мастера - строители и живописцы. По их замыслу возводились храмы и украшались мраморными плитами, мозаиками, фресками и иконами. В XII веке в Киев была привезена из Константинополя знаменитая икона Владимирской богоматери, один их лучших памятников. Византийской живописи. Среди городов обширного Киевского государства Киев был главным художественным центром. Только здесь развивалось тонкое искусство мозаик. Собор пережил много тяжёлых событий. В 1240 году Софийский собор был разграблен и разрушен воинами Батыя. Был воссоздан из руин спустя 150 лет митрополитом Киприаном. В 1596 году собор перешёл к украинской грекокатолической церкви. В 1630- году собор был отобран у неё киевским митрополитом Петром, который провёл работы по реставрации и основал мужской монастырь. Работы по обновлению храма продолжались вплоть до 1740 года, когда он окончательно приобрёл нынешний облик. На рубеже XVII- XVIII был внешне перестроен в стиле барокко. Этот храм и в наши дни поражает красотой и величием, рождает чувство восхищения и гордости за человека, сумевшего так искусно осуществить строительство. И в этом - труд и талант архитекторов, труд и талант рабочих. Софийский собор внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры в 1990 году. Внутри собора сохранилось множество древних фресок, мозаик, орнаментов, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта. Дети, а вы знаете, что такое орнамент?
Ученик: орнамент - это узор, где повторяются определённые элементы. Орнаменты могут быть очень простые и сложные, использовались в узорах народных костюмов, для украшения предметов домашнего обихода.
Учитель: орнамент-узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов. Основное назначение орнамента - украсить поверхность предмета. В давние времена орнамент имел ещё и обрядовую, магическую роль. Определённые линии имели своё значение. На ритуальной чашке древний земледелец горизонтальной волнистой линией обозначал небесную воду, вертикальными - дождь, точками и галочками - семена и всходы растений. Так он выражал свою надежду на дождь, хороший урожай.
Фреска - живопись по сырой штукатурке, т.е. за несколько минут, пока раствор ещё не "схватился" и свободно впитывает краску, с ним можно работать. Такой раствор художники - монументалисты называют "спелым". Писать по нему нужно легко и свободно, и как только художник почувствует, что ход кисти теряет плавность и она начинает "боронить", краска не впитывается, надо заканчивать работу: всё равно краски уже не закрепятся. Поэтому фреска - одна их самых трудоёмких видов живописи, требующая величайшего творческого напряжения и собранности.
Учитель: в вашем раздаточном материале есть тема "Орнамент I". Я сыграю её вам, после чего, ориентируясь по нотной записи, вы определите первоначальную интонацию, если встречается - повторяющуюся интонацию. При исполнении вокализом необходимо передать движением руки характер мелодии (учащиеся слушают фрагмент, определяют характер мелодии как волнообразный, затем слушают данный фрагмент в записи). Вы узнали главную тему? Повторялась ли она? Если повторялась, то были ли в ней изменения? Назовите музыкальные инструменты, которые играли главную тему.
Ученик: тема повторялась неоднократно, почти не изменялась. Она звучала в исполнении арфы, всего оркестра:
Учитель: вы верно сказали, что тема исполняется несколько раз. Повторное её проведении исполняют разные инструменты., поэтому тема звучит по-новому, с новой тембровой окраской. Первое проведение - арфа, второй раз эту тему играет вифрафон, ударный инструмент из группы ударных симфонического оркестра. Главный инструмент в этом произведении - концертной симфонии - арфа. Обращаясь к глубокой древности, композитор выбрал соответствующее название - "Фрески Софии Киевской". Почему в качестве главного инструмента композитор В. Кикта использует арфу? Кто из ярких представителей народного фольклора аккомпанировал себе на гуслях?
Ученик: арфа по своему звучанию очень напоминает гусли, старинный русский инструмент. Из народного фольклора нам известны сказитель Баян (опера М.И. Глинки "Руслан и Людмила"), Садко (опера Н.А. Римского-Корсакого).
Учитель: вы можете предположить, как звучали былины в старину (динамика, темп)? Обратите внимание на нотную запись в музыке В.Кикты ( отсутствие тактовых линий),определении темпа в нотах(свободно), в каком ладу написана тема.
Ученик: былины и сказы звучали негромко, ведь их рассказывал один человек; звучали повествовательно, неторопливо, свободно, выразительно, чтобы слушателю было интересно. Лад меняется: он и мажорный, и минорный.
Учитель: исполним под аккомпанемент тему "Орнамент" в характере старинной былины ( учащиеся, ориентируясь на нотную запись, исполняют тему "Орнамента").
Учитель: зная средства музыкальной выразительности, вы правильно определили переменность в ладу, чередование мажора и минора. Такой лад называется переменным и является особенностью русской народной музыки. Музыкальный орнамент, сочинённый композитором, несёт в себе определённый смысл. Предлагаю прослушать ещё одно проведение темы "Орнамента", где обратим внимание на изменение в теме - в тембре звучания и характере самой темы (звучит "Орнамент II").
Ученик: тема звучит более мягко в исполнении инструмента из группы деревянных духовых.
Учитель: эту тему исполнял кларнет. Мы переходим к работе с учебником на стр. 110-111. Читаем текст, рассматриваем изображение собора и старинные фрески. Интерьер собора сохранил большое количество фресок и мозаик XI века, выполненных лучшими византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Стиль мозаик соответствует византийскому искусству первой половины XI века, так называемому аскетическому стилю. Тематика фресок собора разнообразна: византийский император, колесница, музыканты, скоморохи в колпаках, ряженые, травля медведей, волков, кабанов. Портрет Ярослава Мудрого не сохранился, но есть изображение сыновей и четырёх его дочерей. Это реальные, а не вымышленные персонажи. Обратите внимание на два цвета, которые здесь преобладают: это зелёный и коричневый цвет, естественные цвета.
У композитора В.Кикты есть музыкальная фреска, которая называется "Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого". Представьте себе, что вы - композитор, которому только предстоит написать музыкальный фреску на заданную тему. Какой темп исполнения вы выберете, какому инструменту поручите солировать, какая динамика нужна для характеристики данных персонажей? (учащиеся выбирают необходимые "характеристики"). Выслушав ваши предположения, предлагаю прослушать 4-ю часть симфонии - "Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого" (слушание предложенного фрагмента).
Ученик: можно предположить, что девушки пришли со свечами в храм помолиться. Мы знаем, что дочери у Ярослава были, это персонажи реальные, земные, но в музыкальной фреске их образы больше фантастические, чем реальные. В этом музыкальном фрагменте вновь звучала арфа. Скрипки звучали не обычно, звук дрожал, как пламя свечи в руках у девушек. Мелодия у скрипок имела нисходящий характер. Девушки словно появились из глубины веков и вновь ушли:
Учитель: вы снова услышали звучание арфы, но сейчас она аккомпанирует и звучит довольно однообразно. На этом фоне звучат трели скрипок. Выдержанные звуки постоянно повторяются и имеют нисходящее направление движения, что ещё больше создаёт ощущение неподвижности и некоторой призрачности. Давайте попытаемся передать движениями руки изменение динамики звучания в этой части концертной симфонии ( дети показывают движениями руки оттенки звучания от пиано - крещендо - форте - диминуэндо - и вновь к пиано).Сумел композитор создать образ дочерей Ярослава Мудрого? Ваше видение этого образа совпало с видением композитора В.Кикты?
Я говорила о разнообразии тематики фресок Собора. Вашему вниманию предлагаю 8-ю часть симфонии, которая будет контрастно звучать к 4-й части. Прежде чем слушать эту часть симфонии, вслушайтесь в первоначальные интонацию (учитель играет на инструменте, дети по интонации определяют ритмы танца, наигрыши в мелодии, яркие акценты). Далее слушаем 8-ю часть, чтобы по характеру музыки определить, какие персонажи "нарисовал" композитор (звучит 8-я часть "Скоморохи", учитель не называет её названия).
Ученик: Характер музыки весёлый, задорный.
Учитель: вы верно определили характер музыки. Эта часть концертной симфонии называется "Скоморохи". Мелодия построена на коротких плясовых наигрышах, мелодия не останавливается, бряцают струнные, слышны перезвоны бубенцов, звукоподражание балалайкам и наигрышам свирелей. Скоморохи - древнейшие представители народного эпоса, народного музыкального искусства. В песнях, на народном языке музыкальных скоморохов - искусников нередко именовали "весёлыми людьми", "весёлыми молодцами". В различных былинах можно найди добрые слова о них. Например, в былине о госте Терентьище описываются
Весёлы скоморохи,
Скоморохи люди вежливые,
Скоморохи очестливые.
В былине о Ставре Годиновиче Старове жена спрашивает князя Владимира: Чем ты, Владимир Князь, в Киеве потешаешься? Есть ли у тебя весёлые молодцы? В другой песне изображается толпа "весёлых", т.е. скоморохов, расхаживающими с музыкальными инструментами по улице:
Весёлые по улицам похаживают,
Гудки и волынки понашивают:
Как шли-пошли весёлые
Два молодца удалые,
Они срезали по пруточку,
Они срезали по гудочку:
В других песнях встречаем соединение названий "скоморохи" и "весёлые":
Прошли скоморохи, прошли молодые,
Молодые весёлые:
Многочисленные исторические памятники, народные песни и поговорки, былины являют скоморохов в большинстве своём в древнейшем образе, в виде гусельников. Они играют на "звончатых" или "яровчатых", на гуслях, поют песни, пляшут для развлечения слушателей, одеваясь в особое "скоморошье платье". Скоморохи посещали княжеские пиры, свадьбы, принося с собой праздник и веселье. Конечно, композитор В.Кикта не оставил без внимания такие яркие народные персонажи. Используя схему инструментов симфонического оркестра и прослушав фрагмент этой части, вы назовёте инструменты, которые тембром очень похожи на звучание народных инструментов.
Ученик: как будто звучали дудочки, гусли, балалайки: Могут подражать звучанию таких инструментов арфа, флейта, струнные инструменты, а также некоторые ударные.
Учитель: вы должны были заметить, что тема скоморохов повторялась, но в неё вторглась мелодия, похожая на "Орнамент": первый раз она звучала на фоне арфы, второй раз в финале, раздольная и широкая, как песня. Как вы думаете, почему композитор вновь повторяет эту тему?
Ученик: композитор как будто связывает темой "Орнамент" все части своей концертной симфонии. Эта тема стала историей храма.
Учитель: в каждое музыкальное произведение есть смысл, который автор стремится донести до слушателя. "Фрески Софии Киевской" В. Кикты часто называют инструментальной былиной. В этой музыке рассказ о Софийском соборе, чтобы сохранит память о нём, ведь собор был для Древней Руси святыней. С ним связаны важные вехи в истории древнерусского государства. Сейчас Украина - отдельное самостоятельное государство, как и Россия. Несмотря на это разделение два наших государства едины своей многовековой историей и культурой, которая продолжает объединять людей. Сумел ли композитор, наш современник, сочинить музыку, навеянную образами изобразительного искусства, историей, создав неповторимый художественный образ?
Ученик: музыкальные фрески, написанные композитором, созвучные фрескам храма Софии Киевской.
Учитель: любое прогрессивное искусство всегда основывалось на искусстве народном. Народ в своём устном творчестве сложил мифы, сказки, пословицы, поговорки, многие художественные образы возникли в народном творчестве. И даже такое изысканное, тонкое искусство, как музыка, произошло от народного творчества. Народные песни, мелодии, танцы - источник творчества профессиональных композиторов, которые черпают вдохновение в народной музыке. Соединив фантазию, творческое воображение, исторические знания, вымысел, жизненный опыт, художник создаёт произведение, выражая жизненную правду. Тем самым он выражает своё отношение к истории и народному творчеству, размышления о том, как важно сохранить всё, что связано с историческим прошлым для неразрывной связи поколений.
Учитель: сейчас я предлагаю вам красочно изобразить образы, которые вам понравились. Тем самым вы зрительно сумеете ощутить выразительные возможности музыки, взглянув на свои рисунки. Представьте себе, что вы прослушали музыкальную сказку - быль. Но есть сказка и про краски: берёшь кусочек жёлтого солнышка, смешиваешь с частью синего неба и получаешь зелёный цвет, который преобладает во фресках. Тёплые цвета - это цвета, которые как бы приближаются к огню, солнцу, свету, это оттенки жёлтого и красного. Холодные цвета - это цвет воды, льда, неба, здесь преобладают оттенки зелёного и синего. Разные жизненные события, явления природы отвечают представлениям о тепле и холоде. "Тёплые" жизненные события - дом, мама, лето, радость, солнце. К "холодным" жизненным событиям относится туман, печаль, плач, разочарование. В палитре живописца обязательны следующие цвета: жёлтый, красный, синий; составные цвета - зелёный, фиолетовый, оранжевый; а также коричневый ("земляной") и нейтральный цвета: белый, чёрный, серый.
Цвет также является символом жизни и смерти, может выражать радость и горе. Тёплые и холодные цвета вызывают у человека разные ощущения. Оранжевый цвет или цвет охры как бы приближают к нам окрашенные предметы. Сине-зелёные цвета как будто удаляют предметы. В живописи часто тёплые и холодные цвета часто взаимодействуют, контрастируют друг с другом. Теперь, используя свои знания ещё и в области цвета, нарисуйте образы концертной симфонии Виктора Григорьевича Кикты. Своим рисунком вы выразите отношение к прослушанной музыке и истории, которую узнали о Софийским собором (рисуют, после чего имеет смысл обсудить работы вместе с авторами).
Учитель: нам необходимо сделать вывод из сегодняшнего урока. Какой, на ваш взгляд, образ является главным в этом произведении?
Ученик: это образ и тема "Орнамент". Эта музыкальная тема звучит несколько раз, она как будто связывает все другие образы воедино образы.
Учитель: сам композитор В.Кикта писал, что "Орнамент" является самым значительным образом. Этот образ связан с чувствами, которые охватывают каждого человека, присутствующего в храме и прикоснувшегося к его истории: гордость за историю Собора Софии Киевской, пережившего разрушения и вновь возрождённого; ощущения, что здесь бывал сам Ярослав Мудрый; огромное желание узнать больше из истории древнерусского государства.
Урок я завершу слова М.Сарьяна: "Художник живёт в атмосфере своей страны, живёт в окружении своих соотечественников. Каждый народ представляется мне могучим деревом. Корни этого дерева уходят в родную почву, а усыпанные цветами и плодами ветви принадлежат миру". Как вы поминаете прочитанное мною высказывание М.Сарьяна? (обсуждение с детьми высказывания).
Домашнее задание: узнай и запиши историю православного храма города, в котором ты живёшь.