Цели:
- Обучающие
Средства обучения:
- Истомина Н.Б. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Б. Истомина. – 6-е изд., испр. и доп. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2008.
- Карточки с заданиями для самостоятельной работы.
План урока:
- Организационный момент (2 мин)
- Этап актуализации знаний (10 мин)
- Изучение нового материала, формирование новых умений (5 мин)
- Этап закрепления, систематизации, применения новых знаний, умений (15 мин)
- Этап информации о домашнем задании (3 мин)
- Подведение итогов урока, рефлексия (5 мин)
Ход урока
Этапы урока | Деятельности учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Создание рабочей обстановки на уроке – проверяет отсутствующих, настраивает учащихся на работу, напоминает о необходимости быть внимательными и аккуратными, задает эмоциональный настрой на весь урок. | Взаимные приветствия учащихся и учителя, быстрое включение класса в рабочий ритм. |
На доске записаны задания для устного счета: 1. Вычисли: 5,1 + 3,6 |
Решение: 5,1 + 3,6 = 8,7 |
|
2. Поставь запятую на место, чтобы получились
верные равенства 32 + 18 = 5 |
Решение: 3,2 + 1,8 = 5 |
|
Предлагает вниманию учащихся задание, вызывающее
познавательное затруднение: Длина первой части провода 5,7 м, длина его второй части – 3,1 м. Какова длина провода? На сколько длина первой части провода больше, чем длина второй? |
Выполняют первую часть задания: 5,7 + 3,1 = 8,8 (м) – длина провода – Чтобы найти ответ на вопрос, насколько длина первой части провода больше, чем длина второй, нужно: 5,7 – 3,1 = ? |
|
– Мы не умеем этого делать. Как выйти из данной ситуации? | Предлагают представить десятичные дроби в виде
обыкновенных: 5,7 – 3,1 = 5 7/10 – 3 1/10 = 2 6/10 = 2,6 Делают вывод: вычитание десятичных дробей выполняется поразрядно, т.е. аналогично сложению.
|
|
3. Изучение нового материала, формирование новых умений | Формулирует правило вычитания десятичных дробей: При вычитании десятичных дробей столбиком необходимо: 1) Подписать одну дробь под другой так, чтобы цифры одноименных разрядов были точно друг под другом (запятая под запятой). 2) Вычесть дробь поразрядно. 3) В получившемся результате поставить запятую под запятой. |
Формулируют правило вместе с учителем. |
4. Этап закрепления, систематизации, применения новых знаний, умений | Задания для устной работы: На доске записаны 4 группы выражений. – Определите, по какому признаку данные выражения разбиты на группы: 1) 2) 3) 4) |
Фронтальная работа класса. Ответы: 1) Равное количество цифр после запятой. 2) Количество цифр после запятой у первой дроби больше, чем количество цифр после запятой у второй дроби. 3) Количество цифр после запятой у первой дроби меньше, чем количество цифр после запятой у второй дроби. 4) Из целого числа вычитается десятичная дробь. |
Вычислите примеры (первый пример из каждой
группы).
16, 31 – 6, 15 |
Решение: 16, 31 – 6, 15 = 10,16 |
|
Предлагает учащимся решить оставшиеся примеры
самостоятельно: 6,37 – 1,35 |
Индивидуальная работа учащихся. Первичное
закрепление учебного материала Решение: 6,37 – 1,35 = 5,02 |
|
Показывает ответы, заранее написанные на откидной доске. | ||
– Ребята, проанализируйте свои ошибки: Это
вычислительная ошибка? Неправильно записали дробь под дробью? Запятую под запятой? Забыли поставить запятую в результате? |
Рефлексия на данном этапе урока. | |
Работа с учебником. № 935 (устно): Найди разность: 385,31-12,784. Миша выполнил задание так:
|
Фронтальная работа класса. Решение: Миша выполнил задание неверно, он забыл поставить ноль после единицы. Маша выполнила задание верно. |
|
Маша выполнила задание так:
|
||
Кто выполнил задание верно: Миша или Маша? | Решение: Например (один из вариантов), 4,2 и 0,6 4,2 + 0,6 = 4,8 |
|
№ 940
Используя все данные цифры: 4, 2, 0, 6, запиши две десятичные дроби и найди их сумму и разность. (Цифры в записи десятичных дробей не повторяются) Организует самостоятельную работу учащихся для последующей оценки уровня сформированности знаний и умений по новой теме: |
Индивидуальная работа учащихся по карточкам. | |
1 вариант Вычислить: 24,6 – 2,3 Дополнительное задание. Вставить пропущенные цифры:
|
Решение: 24,6 – 2,3 = 22,3 Решение:
|
|
2 вариант Вычислить: 37,5 – 5,2 Дополнительное задание. Вставить пропущенные цифры:
|
Решение: 37,5 – 5,2 = 32,3 Решение: 16,603 |
|
5. Этап информации о домашнем задании | Информирует учащихся о домашнем задании. Для самостоятельной работы дома учащимся предлагаются следующие задания: № 936: Вычисли:
№ 938: Найди значение разности: а) б) в) Проверь полученные ответы, выполнив сложение. Выясняет вопросы, возникшие у учащихся, по предложенным заданиям. |
Записывают домашнее задание. |
6. Подведение итогов урока, рефлексия | – Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги. Что нового вы узнали на уроке? Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения? Предлагает учащимся самостоятельно закончить предложения. | Учащиеся оценивают свою активность, эффективность
работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Сегодня я узнал… |