Консультации и тренинги для родителей

Разделы: Классное руководство


Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут. Тематические и индивидуальные консультации могут быть проведены для родителей по рекомендации классного руководителя, если классный руководитель видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации.

Тематические и индивидуальные консультации должны тщательно готовиться. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с ребенком, его ближайшим окружением, педагогами, причем делать это необходимо тактично и умело. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по их решению. Не всякий классный руководитель может провести такие консультации, поэтому всегда уместно привлечение компетентных людей и специалистов к поиску решения в трудной ситуации.

Требования к проведению консультации:

  1. Консультация проводится по запросам родителей, ребенка и классного руководителя.
  2. Проблема, которая будет обсуждаться, классному руководителю хорошо известна и рассматривалась им самим с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов.
  3. В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и свое отношение к проблеме.
  4. Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.
  5. Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.
  6. В ходе консультации необходимо обратить внимание на все то хорошее и положительное, что есть в ребенке, и только потом говорить о проблемах.
  7. В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.
  8. Консультация должна дать родителям реальные рекомендации но проблеме специалистов, педагогов, классного руководителя.
  9. Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье и в лучшую сторону.
  10. Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.

Возможной формой сотрудничества с родителями являются тренинги. Тренинги – это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения. Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находятся в ведении школьного психолога. Классный руководитель беседует с учащимися и их родителями и предлагает им принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Тренинговые занятия детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, изменяют позиции детей и взрослых; способствует пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности. Однако очень важно помнить, что тренинги имеет право организовывать и проводить только специалист, имеющий соответствующие образование и опыт.

Диагностические методики изучения семьи учащихся

Классный руководитель при общении с семьями учащихся должен соблюдать определенные правила, а именно:

  • к родителям каждого ребенка нужно проявлять искреннее уважение;
  • общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;
  • изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
  • изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Классный руководитель должен иметь следующую информацию о семье ученика:

  • общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;
  • жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность; ,
  • образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;
  • уровень педагогической культуры родителей;
  • авторитетность семьи в глазах ребенка;
  • степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
  • семейные традиции, обычаи и ритуалы;
  • положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);
  • воспитательные возможности семьи.

Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.

Часто сетуют на то, что родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Но, видимо, не стоит этому удивляться. Очень часто родительские собрания и встречи превращаются в «разбор полетов», на которых унижается человеческое достоинство родителей. Классному руководителю следует помнить – родительское собрание – это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Один из видов практики – это диагностические методики, которые позволяют родителю остаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у него хорошо в воспитании ребенка, а что не очень и требует исправления.

Можно приводить много различных исследований, с помощью которых классный руководитель сможет вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем, посещать школу, однако главное, чтобы родители усвоили одно очень важное и глубокое правило, продиктованное жизнью: «Воспитание детей в семье – это обучение их умению обходиться без родителей».