Цели:
1. Сформировать представление о величине “площадь” и единицах измерения площади, способность к сравнению площади фигур “на глаз”, путем наложения, с использованием различных мерок.
2. Развивать логическое мышление, речь, внимание, математические и исследовательские способности; отрабатывать приемы сложения и вычитания многозначных чисел.
3. Формировать интерес к математике, умение работать в паре.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, учебник, карточки с буквами, таблички с терминами, таблички со способами сравнения площадей, толковый словарь Ожегова, геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги, раздаточный материал: геометрические фигуры, мерка- квадратик, мерка в 1дм, сигналы-мордашки, лист самооценки.
Ход урока
Этап урока | Содержание | Развитие УУД | ||||||||||||||||
I. Оргмомент | Займите свои места. У: Руки? Д: На месте. У: Ноги? Д: На месте. У: Локти? Д: У края. У: Спина? Д: Прямая. |
|||||||||||||||||
II. Разминка | Отвечайте быстро на мои вопросы:
|
|||||||||||||||||
III. Актуализация знаний | Сегодня, ребята, мы встретимся с
нашей старой знакомой. А какой, вы узнаете,
выполнив вычисления. 200+142=342 160-70=90 123+12=135 324+16=340 712-102=610 427-400=27 800-80=720 130+111=241 Расположите ответы в порядке возрастания.
На какие группы можно разбить числа этого ряда? (Круглые и некруглые, двузначные и трехзначные, сумма цифр в числах 7 и 9) Перевернем карточки с числами (ученик помогает). Какое слово получилось? (Величина) Это наша старая знакомая (появляется карточка на доске с термином). Что такое величина? (Количественная характеристика предметов, то, что можно измерить, сравнить) Какие величины вы знаете? (Длина, масса, объем, температура, время) Появляются карточки с величинами. Как измеряют величины? (Выбирают мерку и узнают, сколько раз в ней уложится) Вспомним, как измеряются эти величины. Работа по учебнику. Стр. 55. (Слайд 1) Чему равна масса котенка в мышатах? А чему равна его масса в воробьишках? Разве котенок становится тяжелее, когда его измеряют другой меркой? Почему же так получается? (мерки разные) Какие единицы массы вы знаете? (Слайд 2) В банку входит 5 стаканов воды или 10 чашек воды. Чему равен объем банки в стаканах? В чашках? Какие единицы объема вы знаете? (Слайд 3) Какие единицы длины вы знаете? Сейчас вы будете работать в парах. Измерьте длину парты в ладонях, в дециметрах. Покажите ладонь. Посчитайте, сколько раз ладонь умещается в длине парты и сколько раз умещается дециметр. Сделайте в учебнике запись. Проверяем. Разве парта стала длиннее, когда ее измеряли другой меркой? Какое правило нужно помнить при сравнении величин? (Их надо измерять одинаковыми мерками) Давайте сравним наше открытие с правилом в учебнике. Чтение правила. Стр. 55 |
Коммуникативные: учет позиции других людей, умение слушать, вступать в диалог.
Регулятивные: самостоятельное формулирование нового и коррекция полученной формулировки на основе правила в учебнике. |
||||||||||||||||
IV. Постановка цели урока | Вы, ребята, на уроке
познакомитесь еще с одной величиной. Можно ли “на глаз” определить, что занимает больше места – поверхность доски или парты? Кто знает, как об этом говорят математики? (У доски больше площадь) Что вы представляете себе, когда слышите слово площадь? Названия каких площадей вы знаете? (Слайд 4) Посмотрите, как выглядит Красная площадь. Это центральная площадь Москвы. Если бы площадь умела говорить, наверняка поведала бы нам много важного и интересного. Это были бы рассказы о героических сражениях и страшных казнях, народных гуляньях, о храбрых князьях, о мужестве простых людей и многом другом. В наше время на Красной площади проходят парады, праздники. Что же означает слово “площадь”? Где можно узнать значение слова? (В толковом словаре) У слова несколько значений. Я их озвучу. А вы определите, в каком значении мы будем использовать это слово на уроке математики.
Кто догадался, какова тема нашего урока? (Площадь) Как вы думаете, ребята, что на уроке вы должны узнать, чему научиться? Какие цели поставим? (Познакомиться с новой величиной, единицами измерения, научиться измерять площади, сравнивать их) |
Регулятивные: целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно. |
||||||||||||||||
Физминутка | ||||||||||||||||||
V. Открытие нового знания | Какую цель поставили? а) Работа с геометрическими фигурами. Посмотрите на доску. Чем похожи эти фигуры? (Квадраты) Чем отличаются? (Цветом, размером) Какая фигура занимает меньше места на плоскости? (Красный квадрат) Как вы это установили? (“На глаз”) Подумайте, как еще можно узнать, какая фигура занимает меньше места на плоскости? (Наложением) Что вы скажете о площади двух других квадратов? (Площади их равны) Какими же способами можно сравнить площади фигур? (“На глаз”, наложением – появляются таблички) Возьмите тетрадь, покажите площадь поверхности тетради. А теперь покажите площадь поверхности учебника. Площадь какого предмета больше? Меньше? Почему вы так решили? Назовите в классе предметы, которые имеют площадь. Сравните площадь стены и классной доски? Площадь обложки дневника или обложки учебника? Что скажете о площади окон в классе? б) Работа по учебнику. Ребята, а вы умеете находить площадь фигур? А хотите научиться? Где можно этому научиться? (У учителя, родителей, в учебнике) Обратимся к учебнику. Выполним задание 4. Учитель читает задание. О какой фигуре говорится? Что мы должны сделать? Выполните задание в парах. Проверка: m=6а m=3в m=2с Почему прямоугольник один, а результаты получились разные? (Измеряли разными мерками) Что важно помнить при сравнении, измерении площади фигур? (Мерка должна быть одинаковой) Давайте об этом еще раз прочитаем в правиле. Это нужно запомнить. в) Практическая работа. Выполним интересное задание. (Слайд 5) “Золушка и Незнайка – соседи. У Золушки – участок розового цвета, у Незнайки - синего. Ваша задача: определить, у кого из них участок больше. У вас на партах 2 фигуры - это модели участков наших героев. Попробуйте сравнить площади этих фигур известными нам способами. Можно ли определить “на глаз”? Попробуйте наложением. С какой проблемой столкнулись? Что же делать? (Нужна мерка) Сейчас мы проведем исследование. Что такое исследование? (Научное изучение, выяснение чего-то) Вы будете выступать в роли исследователей. Какими качествами должны обладать исследователи? (Быть внимательными, наблюдательными) Сейчас вы будете работать в паре. Будете измерять площадь участков. В качестве мерки возьмем квадрат. Как же вы будете действовать? Положите перед собой модели участков. Разбейте эти участки на одинаковые квадраты. (Практическая работа в парах) Сколько квадратов вмещает участок Золушки? А участок Незнайки? (Слайд 5) К какому выводу пришли? (Площади одинаковы) Как же можно сравнить площади фигур? (Выбрать мерку, посмотреть, сколько раз она умещается в каждой фигуре и сравнить число мерок) Третий способ сравнения площади фигур: используя мерку. (Появляется табличка) Что использовали в качестве мерки? (Квадрат) |
Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные: Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные: |
||||||||||||||||
Физминутка | ||||||||||||||||||
VI. Первичное закрепление | Ребята, что же такое площадь? Как измеряется площадь фигур? (С помощью мерки) Работа по учебнику. Стр. 56 Выполним упражнение 5. (Слайд 6) Прочитайте задание. Разберем образец. Выполняем остальные задания. Ученики отвечают у доски, выполняют самооценку, пользуясь листом самооценки. |
|||||||||||||||||
VIII. Итог урока | Подведем итог: Какую цель ставили на уроке? Достигли? Что помогало в достижении цели? С какой новой величиной познакомились? Приходилось ли в жизни сравнивать площади? Как можно сравнить площади фигур? Какие мерки предложите для измерения площади фигур? Что нужно помнить при выборе мерки? Рефлексия. Оцените свою работу на уроке с помощью сигналов-мордашек. Выставление оценок за урок. Д/з: стр. 56 №6, №7 (по вариантам) |
Регулятивные: оценка: осознание качества и уровня усвоения материала |