Цели урока:
- образовательные - повторить и обобщить изученный материал; закрепить правила нахождения скорости, времени, расстояния.
- развивающие - развитие логического и пространственного мышления учащихся; развитие визуальных каналов восприятия информации.
- воспитательные - воспитание настойчивости, целеустремленности, умения оценивать свои знания; воспитание гражданственности, патриотизма, чувства гордости за свой город, страну; воспитание положительного отношения, интереса к здоровому образу жизни через занятия спортом.
Задачи урока:
- Проверить уровень сформированности знаний по данной теме через различные формы работы.
- Активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в процессе решения задач.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, карточки для рефлексии.
Приложение: презентация.
Этапы урока:
- Организационный момент. Мотивация учащихся на работу.
- Историческая справка.
- Решение задач.
- Физкульминутка.
- Задачи для самостоятельного решения.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Ученики занимают свои места. Учитель проверяет их готовность к уроку (наличие тетрадей, ручек, карандашей, линеек, дневников). Объявляется тема и цели урока. (Слайд 1).
2. Вступительное слово учителя. Историческая справка.
(Возможно построение беседы с учащимися по ходу исторической справки).
Ребята, сегодня мы проводим необычный урок - Олимпийский урок математики.
В 2007 году Россия завоевала право на проведение Зимних Олимпийских игр в нашем городе Сочи. (Слайд 2).
Зимние Олимпийские игры - крупнейшие международные соревнования по зимним видам спорта, проводящиеся один раз в 4 года под эгидой Международного олимпийского комитета. Зимние Олимпийские игры начали проводиться с 1924 года как дополнения к летним Играм.
Олимпийские игры зародились в Древней Греции, и пока они длились, никто не должен был брать в руки боевое оружие. Только спортивное! И вот Олимпийские игры шагнули через века, и в наше время в Греции зажигается Олимпийский огонь.
Возрождением Олимпийских игр мы обязаны французскому общественному деятелю Пьеру де Кубертену - талантливому, энергичному и увлеченному человеку. Чтобы организовать проведение Игр, им был основан Международный олимпийский комитет (МОК). (Слайд 3)
В 1924 году в Шамони (Франция) под патронажем МОК была проведена "Международная спортивная неделя по случаю VIII Олимпиады". Популярность проведённого события привела к тому, что прошедшая "неделя" стала называться первыми зимними Олимпийскими играми. В честь этого события в Шамони установлен памятник первым Зимним Олимпийским играм. (Слайд 4)
Для того, чтобы заниматься спортом и побеждать, нужно иметь определенные качества характера, которые необходимо воспитывать в себе. Эти качества объединяются в жизненные принципы, следуя которым можно добиться успеха и в спорте, и в жизни.
Олимпийское движение - смесь спорта с культурой и образованием - стремится к созданию образа жизни, основанного на радости. Его цель - культивировать гармоничное воспитание тела и ума. Спорт должен стать частью образовательного процесса для каждого молодого человека, так же как наука, литература и искусство. Сегодня с помощью образования Олимпизм стал универсальным учением, основанным на фундаментальных человеческих ценностях.
Алексей Иванович Маркушевич, советский математик и педагог сказал: "Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует мозг, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели". (Слайд 5)
Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
Итак, сегодня на уроке спорт и математика будут неразрывны.
3. Решение задач.
Учитель: О каком виде спорта идет речь? (Слайд 6).
Современное зимнее двоеборье, лыжная гонка со стрельбой из винтовки. Проходя дистанцию в 20 км, спортсмен производит по 5 выстрелов на четырёх огневых рубежах. За каждый промах - штраф 2 мин, которые прибавляют ко времени, показанному в лыжной гонке.
В 1960 включен в программу зимних Олимпийских игр.
Выслушиваются ответы учеников.
Правильный ответ - биатлон.
Учитель: Наша первая задача как раз об этом виде спорта.
(Слайд 7).
Задача 1. На соревнованиях по биатлону одновременно стартовали два лыжника: первый со скоростью 320 м/мин, а второй - со скоростью 300 м/мин. Мишени находятся на расстоянии 8 км от места старта. На каком расстоянии от мишеней будет находиться второй лыжник в момент прибытия туда первого лыжника?
Решение задачи обсуждается фронтально.
Учитель: Как найти расстояние? Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Какие действия необходимо выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи?
После устного обсуждения задачи, решение оформляется письменно в тетрадях. (Слайд 8).
Учитель: Какие еще зимние виды спорта, входящие в Олимпийскую программу вам известны?
Выслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Следующая задача о конькобежцах.
Задача 2. (Слайд 9). Скорость одного конькобежца на 2 м/с больше скорости другого. Если второй начнет движение на 20 с раньше первого, то первый, стартуя с того же места, что и второй, догонит его через 80 с. Определите скорости спортсменов.
Один ученик работает у доски с комментированием, остальные в тетради. Затем самопроверка по содержимому слайда. Задача решается с помощью уравнения. При решении уравнения используется правило прибавления одного и того же выражения к обеим частям уравнения. (пропедевтика решения уравнений). (Слайд 10).
4. Физкультминутка.
(Слайд 11)
1. И.п. - руки скрещены за спиной с захватом за предплечья. 1-2 - подняться на носки; 3-4 - исходное положение.
2. И.п. - основная стойка, руки на пояс.
1-3 - пружинистые полуприседания; 4 - исходное положение.
3. И.п. - стойка ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1 - поворот вправо, руки в стороны; 2 - исходное положение. То же влево.
4. И.п. - стойка ноги вместе, руки на пояс. 1 - прыжком поворот вправо; 2 - исходное положение. То же с поворотом влево.
5. Задачи для самостоятельного решения.
Задача 3. (Слайд 12). Два лыжника стартовали в одном заезде спортивных соревнований на дистанции 12 км. Скорость первого 500 м/мин, а второго - на 20 м/мин меньше. Какое расстояние до финиша останется ехать второму лыжнику в момент прибытия туда первого?
На доске выполняется краткая запись или чертеж задачи. Решение выполняется самостоятельно. Проверка ответов по истечении определенного времени. (3-4 мин)
Задача 4. (Слайд 13). Один лыжник пробегает на лыжах 8 м в секунду, а другой - 6 м в секунду. Через сколько секунд первый опередит второго на 50 м, если они одновременно побегут из одного и того же места и в том же направлении?
Самостоятельное решение с последующей взаимопроверкой по парам. Затем проверка на доске. (Слайд 14).
6. Итоги урока. Домашнее задание.
7. Рефлексия. (рефлексивную карточку приготовить заранее на каждого ученика)
(Слайд 15).
- Понравился ли тебе урок?___________________________________
- Что не понравилось на уроке?________________________________
- Оцени свою деятельность за урок по 5 - бальной системе. ________
- Какой фрагмент урока был самым интересным?__________________
(Слайд 16).
Примечание:
- Смена слайдов презентации происходит по щелчку.
- При создании презентации были использованы картинки и фотографии свободного использования ресурсов сети Интернет.