Решение задач на движение

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

  • образовательные - повторить и обобщить изученный материал; закрепить правила нахождения скорости, времени, расстояния.
  • развивающие - развитие логического и пространственного мышления учащихся; развитие визуальных каналов восприятия информации.
  • воспитательные - воспитание настойчивости, целеустремленности, умения оценивать свои знания; воспитание гражданственности, патриотизма, чувства гордости за свой город, страну; воспитание положительного отношения, интереса к здоровому образу жизни через занятия спортом.

Задачи урока:

  • Проверить уровень сформированности знаний по данной теме через различные формы работы.
  • Активизировать мыслительную деятельность учащихся посредством участия каждого из них в процессе решения задач.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, карточки для рефлексии.

Приложение: презентация.

Этапы урока:

  1. Организационный момент. Мотивация учащихся на работу.
  2. Историческая справка.
  3. Решение задач.
  4. Физкульминутка.
  5. Задачи для самостоятельного решения.
  6. Домашнее задание.
  7. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Ученики занимают свои места. Учитель проверяет их готовность к уроку (наличие тетрадей, ручек, карандашей, линеек, дневников). Объявляется тема и цели урока. (Слайд 1).

2. Вступительное слово учителя. Историческая справка.

(Возможно построение беседы с учащимися по ходу исторической справки).

Ребята, сегодня мы проводим необычный урок - Олимпийский урок математики.

В 2007 году Россия завоевала право на проведение Зимних Олимпийских игр в нашем городе Сочи. (Слайд 2).

Зимние Олимпийские игры - крупнейшие международные соревнования по зимним видам спорта, проводящиеся один раз в 4 года под эгидой Международного олимпийского комитета. Зимние Олимпийские игры начали проводиться с 1924 года как дополнения к летним Играм.

Олимпийские игры зародились в Древней Греции, и пока они длились, никто не должен был брать в руки боевое оружие. Только спортивное! И вот Олимпийские игры шагнули через века, и в наше время в Греции зажигается Олимпийский огонь.

Возрождением Олимпийских игр мы обязаны французскому общественному деятелю Пьеру де Кубертену - талантливому, энергичному и увлеченному человеку. Чтобы организовать проведение Игр, им был основан Международный олимпийский комитет (МОК). (Слайд 3)

В 1924 году в Шамони (Франция) под патронажем МОК была проведена "Международная спортивная неделя по случаю VIII Олимпиады". Популярность проведённого события привела к тому, что прошедшая "неделя" стала называться первыми зимними Олимпийскими играми. В честь этого события в Шамони установлен памятник первым Зимним Олимпийским играм. (Слайд 4)

Для того, чтобы заниматься спортом и побеждать, нужно иметь определенные качества характера, которые необходимо воспитывать в себе. Эти качества объединяются в жизненные принципы, следуя которым можно добиться успеха и в спорте, и в жизни.

Олимпийское движение - смесь спорта с культурой и образованием - стремится к созданию образа жизни, основанного на радости. Его цель - культивировать гармоничное воспитание тела и ума. Спорт должен стать частью образовательного процесса для каждого молодого человека, так же как наука, литература и искусство. Сегодня с помощью образования Олимпизм стал универсальным учением, основанным на фундаментальных человеческих ценностях.

Алексей Иванович Маркушевич, советский математик и педагог сказал: "Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует мозг, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели". (Слайд 5)

Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

Итак, сегодня на уроке спорт и математика будут неразрывны.

3. Решение задач.

Учитель: О каком виде спорта идет речь? (Слайд 6).

Современное зимнее двоеборье, лыжная гонка со стрельбой из винтовки. Проходя дистанцию в 20 км, спортсмен производит по 5 выстрелов на четырёх огневых рубежах. За каждый промах - штраф 2 мин, которые прибавляют ко времени, показанному в лыжной гонке.

В 1960 включен в программу зимних Олимпийских игр.

Выслушиваются ответы учеников.

Правильный ответ - биатлон.

Учитель: Наша первая задача как раз об этом виде спорта.

(Слайд 7).

Задача 1. На соревнованиях по биатлону одновременно стартовали два лыжника: первый со скоростью 320 м/мин, а второй - со скоростью 300 м/мин. Мишени находятся на расстоянии 8 км от места старта. На каком расстоянии от мишеней будет находиться второй лыжник в момент прибытия туда первого лыжника?

Решение задачи обсуждается фронтально.

Учитель: Как найти расстояние? Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Какие действия необходимо выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи?

После устного обсуждения задачи, решение оформляется письменно в тетрадях. (Слайд 8).

Учитель: Какие еще зимние виды спорта, входящие в Олимпийскую программу вам известны?

Выслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Следующая задача о конькобежцах.

Задача 2. (Слайд 9). Скорость одного конькобежца на 2 м/с больше скорости другого. Если второй начнет движение на 20 с раньше первого, то первый, стартуя с того же места, что и второй, догонит его через 80 с. Определите скорости спортсменов.

Один ученик работает у доски с комментированием, остальные в тетради. Затем самопроверка по содержимому слайда. Задача решается с помощью уравнения. При решении уравнения используется правило прибавления одного и того же выражения к обеим частям уравнения. (пропедевтика решения уравнений). (Слайд 10).

4. Физкультминутка.

(Слайд 11)

1. И.п. - руки скрещены за спиной с захватом за предплечья. 1-2 - подняться на носки; 3-4 - исходное положение.

2. И.п. - основная стойка, руки на пояс.

1-3 - пружинистые полуприседания; 4 - исходное положение.

3. И.п. - стойка ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1 - поворот вправо, руки в стороны; 2 - исходное положение. То же влево.

4. И.п. - стойка ноги вместе, руки на пояс. 1 - прыжком поворот вправо; 2 - исходное положение. То же с поворотом влево.

5. Задачи для самостоятельного решения.

Задача 3. (Слайд 12). Два лыжника стартовали в одном заезде спортивных соревнований на дистанции 12 км. Скорость первого 500 м/мин, а второго - на 20 м/мин меньше. Какое расстояние до финиша останется ехать второму лыжнику в момент прибытия туда первого?

На доске выполняется краткая запись или чертеж задачи. Решение выполняется самостоятельно. Проверка ответов по истечении определенного времени. (3-4 мин)

Задача 4. (Слайд 13). Один лыжник пробегает на лыжах 8 м в секунду, а другой - 6 м в секунду. Через сколько секунд первый опередит второго на 50 м, если они одновременно побегут из одного и того же места и в том же направлении?

Самостоятельное решение с последующей взаимопроверкой по парам. Затем проверка на доске. (Слайд 14).

6. Итоги урока. Домашнее задание.

7. Рефлексия. (рефлексивную карточку приготовить заранее на каждого ученика)

(Слайд 15).

  • Понравился ли тебе урок?___________________________________
  • Что не понравилось на уроке?________________________________
  • Оцени свою деятельность за урок по 5 - бальной системе. ________
  • Какой фрагмент урока был самым интересным?__________________

(Слайд 16).

Примечание:

  • Смена слайдов презентации происходит по щелчку.
  • При создании презентации были использованы картинки и фотографии свободного использования ресурсов сети Интернет.