Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной [диалогической и монологической] речи.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи [ОНР], относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, т.к. у этих детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдается значительное отставание в формировании навыков описательно-повествовательной речи. Серьёзные затруднения возникают у таких детей при пересказе и составлении рассказов по наглядной опоре [например, серии сюжетных картин].
Таким образом, связная речь требует от говорящего широкого охвата действительности, подробного и полного её восприятия, что возможно только при достаточно высоком умственном и речевом развитии. Очень важно учить детей распределять внимание между содержанием и формой высказывания, требовать от них логически обоснованных, правильных в языковом отношении высказываний.
Чтобы достичь этого, следует предусмотреть систему специальных упражнений, в процессе которых педагог должен:
- создавать ситуацию речевого общения в группе, моделирующую реальное устное общение. С этой целью ему следует [порой в достаточно быстром темпе] сообщать информацию, вызывающую ответную реакцию детей;
- побуждать их к высказыванию собственного отношения к тому или иному факту, событию, явлению;
- добиваться использования усвоенного речевого материала;
- предусматривать формирование различных видов связной речи [сообщение, описание, повествование, рассуждение и т. д.].
Одним из начальных этапов работы является обучение связности высказывания. При помощи специальных упражнений учащиеся овладевают умениями объединять в логической последовательности несколько предложений. При этом они должны соблюдать правильную интонацию, соответствующий порядок слов, использовать союзные слова и союзы, наречия, местоимения. На первых порах можно использовать следующие тренировочные упражнения:
- с деформированным текстом из 3-4 фраз, направленные на то, чтобы научить детей располагать предложения в логической последовательности;
- на дополнение данного предложения другим, логически с ним связанным;
- на логическое продолжение мысли [Коля выбежал из дома. Он:];
- на составление связного высказывания по двум-трём опорным вопросам: "Кто идёт?"; "Куда идёт?"; "Кого встретил?";
- на нахождение в контексте предложений, не подходящих по смыслу.
Далее следует перейти к отработке умения отражать причинно-следственные отношения между фактами действительности в различных формах высказывания. Так, обучая детей повествованию, [т.е. умению рассказать о прочитанном, увиденном, каких-либо событиях] и т.д., следует направлять их внимание на смену действий и причинно-временную их последовательность. А так как средством выражения этих отношений являются глаголы, то детей с недоразвитием речи III уровня надо специально учить выбирать глаголы в определённой [логической] последовательности и опираться на них при построении рассказа.
Очень важно научить ребёнка пользоваться средствами межфразовой связи: личными, указательными местоимениями, наречиями, обозначающими место и время действия: тут, там, тогда, текстовыми синонимами.
Наиболее продуктивными обучающими приёмами являются:
- составление рассказа по серии картинок;
- соотнесение данных вразбивку предложений с определёнными картинками серии;
- составление начала или конца повествования;
- составление повествования по ключевым словам, по вопросам, по аналогии с изменением последовательности действия как с опорой на картинку, так и без неё и т.д.
Воспитателю необходимо проводить дополнительную работу по формированию у них умения вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать его с другими объектами, выделять в них общее и различия. Так, описание объектов действительности предусматривает активное использование имён прилагательных, то необходимый запас их должен быть накоплен в процессе работы над лексическими средствами.
Для детей с речевым недоразвитием необходимо предусмотреть прежде всего развитие инициативных форм речи: умение задавать вопросы, самостоятельно [по собственной инициативе] составлять развёрнутые, заранее не подготовленные сообщения и т. д.
Практика обучения детей с недоразвитием речи показала, что особенно замедленно и с большими трудностями они овладевают такой формой высказываний, как рассуждение, которое требует продуманности, аргументированности, выражения своего отношения к высказываемому, отстаивания своей точки зрения.
Чтобы овладеть рассуждением, ребёнок должен научиться вскрывать причинно-следственные отношения между явлениями и фактами действительности. Это умение формируется постепенно, в определённой последовательности. На первых порах целесообразно как можно чаще предлагать детям повторять вслед за воспитателем или ребёнком формулировки заданий, обобщающие выводы, правила и т.д., позднее следует систематически упражнять их в свободных высказываниях, постоянно побуждая к этому путём создания ситуаций, способствующих речевой активности детей. При этом воспитатель должен регулировать и стимулировать последовательность, логичность, связность и развёрнутость высказываний. Достигается это различными способами, и прежде всего - системой вопросов. Кроме того, необходимо постоянно привлекать внимание детей к собственной речи в процессе формулирования заданий, выводов, доказательств, обобщений, рассуждений, правил и т.д.
Следует также формировать у них контрольно-оценочные действия путём организации проверки правильности выполнения тех или иных заданий. В процессе проверки [на первых порах при максимальной помощи со стороны взрослого] дети на практике обучаются построению связных высказываний. Последовательность высказывания определяется последовательностью производимой детьми учебной работы, а связность - порядком выполнения учебных действий. Не менее эффективным средством развития умения строить связные высказывания является взаимная оценка детьми собственных высказываний.
В качестве задач формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня выдвигаются:
- формирование установок на ориентировку в языковом материале [синтаксической, семантической и фонетической];
- развёртывание способов ориентировки в языковом материале;
- развитие "чувства слова".
Многие дети с речевым недоразвитием испытывают трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой законченной фразы, в связи, с чем возникла необходимость в дополнительном вопросе, требующем назвать изображённое действие ["Что делает мальчик, девочка?"]. У большинства детей при этом отмечались ошибки на употребление словоформ, нарушающие связь слов в предложении, длительные паузы с поиском нужного слова, нарушение порядка слов. Детям оказывалась помощь в виде последовательного использования стимулирующих, наводящих и уточняющих вопросов.
Наиболее эффективные приёмы формирования у детей связной речи:
- дополнение предложений, начатых педагогом, нужных по смыслу словом, обозначающим признак предмета ["У гуся шея длинная, а у утки:"] и т.д.;
- составление предложений по вопросам типа:["Каковы на вкус лимон и апельсин?"];
- упражнение в выделении и обозначении контрастных признаков двух предметов, связанных с пространственными характеристиками [апельсин большой, а мандарин маленький; дерево высокое, а куст низкий; река широкая, а ручей узкий];
- последовательное выделение ряда признаков, отличающих между собой предметы одной группы [например: ель и берёза; белый гриб и мухомор:];
- приём параллельного описания [по частям] двух предметов - педагогом и ребёнком [описание коровы и козы, собаки и кошки] и др.
- использование схем при составлении описательных рассказов;
- иллюстративные панно при обучении составлению описательных рассказов, и пересказу.
При пересказе совершенствуются структура речи, её выразительность, произношение, углубляется умение строить предложения и текст в целом.
Таким образом, можно отметить, что используя системный подход в обучении, специальное планирование раздела работы по развитию связной речи, использование наглядности, разнообразных, дополняющих друг друга приёмов, видов и форм обучения с учётом особенностей речевого и познавательного развития детей с ОНР, значительно способствует развитию связной речи и творческих возможностей детей.