Развитие способности понимания при изучении темы Иммунитет" в 8-м классе

Разделы: Биология


Замысел урока:

  • сформировать первичное представление об иммунитете,
  • продолжить формирование общеучебных умений (работа с учебником, словарём),
  • смоделировать объект исследования.
Этап урока Задача этапа Что я решаю на этом этапе?
1. Постановка проблемы и актуализация знаний. Центральный этап урока. Формирование первичного понимания, моделирование объекта исследования. Представить, смоделировать объект исследования.

Установить, что является объектом.

2. Погружение в проблему. Узнать, как работает иммунитет. Установить, где происходит процесс, нахожу участников процесса, устанавливаем роль участников этого процесса.
3. Возможно ли влияние на иммунитет. Осмысление процесса - иммунитет. Установить: процесс одно- или разнообразен. Может ли человек изменить свой иммунитет.
4. Рефлексия полученных знаний в творческой форме. Ребята должны самостоятельно вывести определение иммунитета. Сформировать условия для свободного творческого развития.

Цель урока: сформировать первичное представление об иммунитете.

Задачи урока:

  • сформировать условия для свободного творческого развития,
  • обеспечить закрепление основных биологических понятий,
  • продолжить формирование общеучебных умений (работа с учебником, словарём),
  • смоделировать объект исследования.

Ход занятия

I этап. Постановка проблемы и актуализация знаний (формирование первичного понимания, моделирование объекта исследования).

Все, наверное, слышали в разговорной речи такие утверждения как "хороший" или "плохой" иммунитет.

Что такое иммунитет? В 8 классе мы изучаем анатомию. Что изучает наука анатомия?

- Анатомия - наука о строении организмов (словарь).

Иммунитет - это орган?

- Версии детей. Обратимся к словарю.

Орган - часть организма, имеющая определённое строение и специальное назначение (словарь).

Если иммунитет - орган, то, какое он имеет строение и в какой части организма он находится?

- Рассуждая, учащиеся приходят к выводу, что иммунитет - не орган.

Реклама нам сообщает: "Выпейте имунеле, и ваш иммунитет будет прекрасным"

Может быть иммунитет - это тело?

- Версии детей. Обратимся к словарю.

Тело - отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом или ограниченная замкнутой поверхностью (словарь).

Тогда из какого вещества состоит иммунитет, какое он имеет состояние, форму, какими физическими свойствами он обладает?

- Рассуждая, учащиеся приходят к выводу, что иммунитет - не тело.

Чем ещё может быть иммунитет?

Подсказка учителя. Вспомните хорошо известное вам биологическое понятие - фотосинтез.

Фотосинтез - это органическое вещество? Нет.

Фотосинтез - это углекислый газ? Нет.

Фотосинтез - это вода? Нет.

Фотосинтез - это кислород? Нет.

Фотосинтез - это всё вместе, это тот процесс, в результате которого происходит преобразование этих веществ.

Попробуйте найти общее между иммунитетом и фотосинтезом.

- Это процесс (версия детей).

Значит, иммунитет может быть процессом. А что такое процесс? (учащиеся предлагают обратиться к словарю).

Процесс - ход, развитие какого-нибудь явления (словарь).

Что будет являться результатом процесса - иммунитет?

- Здоровье (версия детей).

Что такое здоровье?

- Обратимся к словарю (версия детей).

Здоровье - правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие (словарь).

Что может нарушить нормальную деятельность организма?

- Противник: вирусы, бактерии, чужеродные тела (версии детей).

Куда попадает это противник в организме?

- В кровь ( ответ учащихся).

Какие клетки крови будут защищать наш организм?

- Эритроциты выполняют транспортную функцию, тромбоциты участвуют в свёртывании крови. Остаются лейкоциты (предполагаемое рассуждение детей).

Какой напрашивается следующий вопрос?

- Как лейкоциты будут уничтожать чужеродные тела (версия учащихся)?

II этап. Погружение в проблему (мало знать, что такое иммунитет, важно знать, как он работает).

Работа в группах.

Задание. С помощью текста учебника составьте алгоритм защиты организма, где участвуют лейкоциты.

Объясните механизм защиты с позиции И.И.Мечников ученикам.

Работая в группах, учащиеся приходят к пониманию, что лейкоциты могут активно передвигаться, и проникать через стенки капилляр в ткани, где они поглощают и переваривают чужеродные частицы. И.И.Мечников назвал это процесс фагоцитозом (от греч. фагос - поглощение), а клетки, его осуществляющие, - фагоцитами.

III этап. Возможно ли повлиять на иммунитет? Если возможно, то как?

Скажите противник одно- или разнообразен? Приведите примеры.

- разнообразный; сильный, слабый; вирусы, бактерии

Ребята, есть такое заболевание СПИД.

Расшифруем: синдром приобретённого иммунодефицита.

Как вы понимаете слово иммунодефицит?

- нарушен процесс

Кто его нарушил?

- противник - вирусы

Вирус этот так и называется вирус иммунодефицита человека, сокращённо ВИЧ.

У каждого вируса есть своё место локализации, так вот ВИЧ поселяется в Т-лимфоцитах и нарушает их деятельность.

Какой напрашивается вопрос?

- Какую роль играют Т-лимфоциты в иммунитете ( вопрос учащихся)?

Ребятами разыгрывается сценка.

Участники: лейкоциты, Т-лимфоциты, В-лимфоциты, антитело, вирус гриппа, ВИЧ.

1 ситуация: в организм проник вирус гриппа. Т-лимфоциты активируют деятельность В-лимфоцитов. В-клетки вырабатывают антитела. Т-лимфоциты и лейкоциты активно уничтожают вирус гриппа. Организм здоров.

2 ситуация: в организм проник ВИЧ и поселился в Т-лимфоцитах. В-клетки не работают, антител нет, лейкоциты сделать ничего не могут. Нормальная деятельность организма нарушена - здоровья нет.

Задание группам: Укажите, какова роль Т-лимфоцитов в иммунитете?

Алгоритм рассуждения ребят:

Т-лимфоциты - разновидность лейкоцитов.

Т-лимфоциты, как и лейкоциты, способны пожирать чужеродные вещества (антигены).

В более сложных случаях Т-лимфоциты вырабатывают вещества, стимулирующие В-лимфоциты.

В-лимфоциты вырабатывают антитела, атакующие антигены.

Антигены, связанные антителами не способны размножаться, их активность снижается.

Антигены, связанные антителами, уничтожаются Т-лимфоцитами или лейкоцитами.

Без Т-лимфоцитов невозможно образование антител и нет средств защиты с сильным противником. Образовался дефицит иммунитета.

Так возможно ли повлиять на иммунитет?

Да. Если хочешь быть здоровым, нужно вести здоровый образ жизни. От сильного противника необходимо своевременно делать прививки.

IV этап. Рефлексия полученных знаний в творческой форме.

1.Дайте определение иммунитету в виде рисунка (нарисуйте иммунитет).

2. Д/з Подготовится к представлению и защите своей модели иммунитета.