Жизненное самоопределение сельских школьников

Разделы: Администрирование школы


Будущее российского села зависит от тех миллионов юношей и девушек, которым предстоит уже в ближайшем будущем сыграть ключевую роль в экономической и социальной жизни села, в подъеме сельского хозяйства и социальном обустройстве села. Будущее российского села напрямую зависит от тех целей и ценностей, которыми руководствуется сегодня сельская молодежь, от ее социально – психологической и нравственной готовности к реформированию аграрного сектора страны.

Выпускники нового тысячелетия – это свободные дети с многообразием ценностных позиций, которые формируются в условиях постоянного выбора.

Сельская школа признана изменить отношение социума к окружающей действительности, способна помочь своим выпускникам быть успешными и самоопределившимися.

Школа, открытая к сотрудничеству со средой, которая мобилизирует внутренние силы сельского сообщества и закладывает основу для создания социально безопасной среды обитания, способна оказать действенную помощь каждому выпускнику, как в жизненном, так и в профессиональном самоопределении.

Жизненное самоопределение – ведущая проблема в жизни молодых людей, так как от этого зависит дальнейшее содержание жизни и жизненный успех каждого. Проблемы: кем быть, в чем смысл жизни, в чем ценности жизни, предназначение – волнуют учащихся старших классов, особенно выпускников.

Жизненное самоопределение сельских школьников гораздо проблематичнее городских, что связано со сменой места жительства на период получения профессии и вытекающими отсюда материальными, психологическими последствиями. Абсолютное большинство уходящих из школы ребят стремится покинуть село навсегда. Выбор молодежи села иного образа жизни, чем их родители ведет к серьезным демографическим, социально – экономическим проблемам.

По данным исследований профессионального самоопределения сельских выпускников МОУ «Соловьевской СОШ», можно сделать вывод, что выпускники не готовы к тому, чтобы определиться в профессиональном плане по 2-3 профессиям. 84% выпускников ориентированы только на одну профессию и не более.

Изучение профессиональных предпочтений сельских старшеклассников показало, что 82 % опрошенных учащихся уже определились с выбором профессии. Однако среди выбранных ребятами специальностей сельскохозяйственные профессии практически отсутствуют, так же как и немногие выбирают специальности, востребованные в сельском социуме. Были названы такие профессии:

Выбор профессии определяется для большинства старшеклассников прежде всего тем, насколько интересна профессия и какие варианты представляет для самореализации – 51%; насколько она дает хороший заработок – 56%; престижна – 48%. Стремление иметь доступ к власти отмечено у 13% старшеклассников. К сожалению, никто из опрошенных не отметил, что для него в выборе профессии важно, чтобы она носила творческий характер.

Будущее место работы старшеклассниками оценивается следующим образом:

  • на частном предприятии работать мечтают 9% опрошенных; на государственном – 37%;
  • иметь собственное дело – 43%; для 11% опрошенных будущее место работы не имеет значения;

К сожалению только 3% выпускников хотят остаться работать в родном селе.

Не определились с жизненными планами 18% опрошенных. Например, методика «Незаконченные предложения» показала, что предложение «Если я останусь жить и работать на селе, то…» чаще всего было закончено следующим образом:

  • «я постараюсь работать, чтобы заработать денег »;
  • «мне будет трудно, но я постараюсь не оставаться на селе»; «долго я не проживу на селе»;
  • «буду работать где придется».

Качественный анализ высказываний школьников показал, что оценка дальнейших перспектив жизни на селе является или достаточно реальной, или безнадежной и бесперспективной.

Очевидно. Что это определяется огромным количеством социальных проблем на селе в настоящее время. Например, наиболее распространенными ответами на вопрос «Чтобы жизнь в моем селе изменилась к лучшему, надо…» были следующие:

  • «выучиться»;
  • «иметь хороших руководителей»;
  • «выдавать достойную зарплату»;
  • «позаботиться о досуге жителей» и др.

В своем жизненном самоопределении сельские старшеклассники считают для себя важным получение дальнейшего образования (100%). При этом предпочитают иметь:

  • высшее образование – 44%; общее среднее образование (школа, гимназия) – 28%;
  • профессиональное образование – 28%.

Положительным фактом является мнение старшеклассников о том, что получение хорошего образования зависит от:

  • собственного усердия – 72%;
  • упорного труда – 28%

Это свидетельствует о желании ответственно подойти к собственной жизни.

Говоря об условиях, необходимых для достижения успеха в жизни, старшеклассники называют следующие:

  • происходить из семьи с достатком – 10%;
  • иметь нужные знакомства – 5%;
  • иметь хорошие способности – 82%;
  • иметь образованных родителей – 3%.

Эти данные подтверждают предыдущий вывод и в большей мере свидетельствуют о достаточно сформированной ответственности, самостоятельности, готовности принимать решения относительно своей собственной жизни.

Изучение ценностей жизненного самоопределения сельских старшеклассников показало. Что в жизни они стремятся прежде всего:

  • к созданию хорошей семьи – 32%;
  • к личной свободе, интересной творческой работе, возможности реализоваться, самосовершенствованию – 30%;
  • к успеху, хорошей карьере – 22%;
  • к счастливой личной жизни – 28%;
  • к высокому материальному уровню жизни – 37%.

При этом признаками жизненного успеха являются:

  • состоявшаяся карьера – для 50%;
  • быть не хуже других – 22%;
  • выделиться среди всех, иметь то, чего нет у других, и достичь материального благополучия – 17%;
  • реализация талантов и способностей – 11%.

Интересен тот факт, что ответы по этим двум вопросам носят противоречивый характер. Если на первое место по рангу выходит «создание хорошей семьи», то успех в жизни связан прежде всего с карьерой.

Вопрос о профессиональной ориентации значим не только сам по себе; выбор профессии школьниками позволяет получить информацию:

– о жизненных ценностях и ориентациях
– о субъективном преломлении социально-экономической ситуации региона
– о качестве образования и т.д.

Выбор ребятами профессий отражен на рисунке 1. Уточним, что определились с выбором профессии 82% респондентов, что даже несколько превысило ожидания.

Анализ выбора ребятами профессии позволяет сделать заключения:

Воздействие на жизненные решения школьников социальных стереотипов, что проявляется в предпочтении профессий «юрист», «экономист».

Присутствует ориентация на реально значимые и востребованные специальности – педагог, врач, водитель. Перечень выбранных профессий свидетельствует именно о преобладании практической ориентации – ребята в большинстве случае выбирают те профессии, которые они видят в ближайшем окружении.

Романтическая притягательность профессий неопределенного содержания типа «менеджер».

Среди выбранных профессий нет ни одного космонавта и ни одного ученого.

По-видимому, заявленная президентом ориентация на развитие нанотехнологий пока не воспринимается школьниками как заманчивая перспектива построения карьеры.

Установки на профессиональное образование. Среди родителей опрошенных высшее образование имеют 12%; и 58% школьников собирается получить высшее образование. Большинство из них, 42% собираются «в ВУЗ на бюджет». Среднетехническое образование рассчитывают получить 26% опрошенных.

В ответ на вопрос: «Какой из предложенных профилей обучения ты бы выбрал или выбрал уже» на первом месте физико-математический профиль, на втором месте – выбор социально-экономического, психолого-педагогического, гуманитарного, торгово-коммерческого профилей.

Эти результаты также свидетельствуют о неоднозначной связи между обучением, профессиональными планами и будущей жизненной успешностью. Большинство школьников выбрали физико-математический профиль обучения, но очень малая часть из них собирается связать профессиональную деятельность с этой сферой.

Отношение школьников к обучению по сельскохозяйственному профилю в целом положительно. 50% учащихся определили, что это полезно и нужно, однако 27% ребят нечего сказать по данному вопросу, т.к. подобный профиль не ведется и не имеется представления о нем.

Значимой является проблема взаимодействия семьи и школы в воспитании и жизненном становлении ребенка. Можно отметить зафиксированный уже в других исследованиях факт различия атрибуции причин успешности и неспешности ребят. Большинство родителей отмечают, что успеваемость детей в школе достаточно удовлетворительная – 12% «отличников», 46% – «ударников». На вопрос о том, почему ребенок учится успешно, большинство родителей отвечают «у него хорошие способности» (35%), «он организованный и трудолюбивый» (28%) и 27% отмечают, что его учат хорошие преподаватели. На вопрос же о причинах неспешности ребенка ответы тяготеют ко внешней атрибуции – 37% родителей считают, что программы слишком сложны и 27% – что «ребенку неинтересно». Этот факт свидетельствует о здоровой тактике атрибуции, когда причины успехов приписывают себе, а неуспехов – обстоятельствам.

Родители отвечали на вопрос-сопоставление – какие задачи школа должна решать, и какие реализует в действительности. Родители (73%) считают важнейшей «идеальной» задачей школы – формирование потребности и желания учиться; а реализуемой в действительности – «помочь приобрести настоящих друзей» (27%). Как ни странно, задачу «научить детей сотрудничать и общаться» при этом считают важной, но не выполняющейся в реальной деятельности школы. Задачи воспитания родители практически не возлагают на школу; но организацию досуга детей считают заслугой школы (единственный родитель отметил, что воспитание должно быть задачей школы и 15% отметили, что школа эту задачу решает в действительности).

Подводя итоги обзора можно сделать заключения о том, что:

Для выбора профессии современных школьников характерен сдвиг с цели на процесс – родители мало обсуждают с детьми содержание и условия профессиональной деятельности, акцентируя внимание на получении ребенком следующего уровня образования.

В рейтинге профессий можно отметить две «вершины распределения», две тенденции – ориентацию на модные специальности (психолог, менеджер) и на профессии востребованные (водитель, врач). Практически отсутствует ориентация на те профессии, которые рассматриваются как перспективные с точки зрения развития страны и региона – робототехника, нанотехнологии, нефтедобыча и т.п.