Задачи:
- Развивающая
Предварительная работа: Наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой, беседы о характерных признаках зимы, чтение стихов о зиме, рассматривание иллюстраций.
Словарная работа: искрится, мостит дорогу, метель, пейзаж.
Активизация слов: зима, пушистая, снеговик, холодно, снег, зимняя.
Оборудование: аудиозапись « Времена года» И.П. Чайковского; большой лист бумаги (белый или голубой); плоские изображения (трава; земля, покрытая снегом, покрытая желтой травой и листьями; дерево с зелеными листьями; дерева покрытое снегом; дерево с желтыми листьями. Три изображения девочек: одна в легком летнем платье, с бантиком и в туфельках, вторая в осенней куртке, резиновых сапогах и берете, третья – одета в шубу, шапку и валенки).
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас в нашем детском саду. Давайте улыбнемся друг другу. Хорошо. А теперь послушайте музыку.
Звучит аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского.
Воспитатель: Какая красивая музыка? На что она похожа, как можно сказать про нее? (Легкая, веселая, пушистая, снежная, зимняя.)
Воспитатель: Это зимняя музыка, а вам нравится зима? А чем вам нравится зима? Я тоже люблю зиму.
Воспитатель: Ребята, а почему вы любите зиму? Что вам больше всего нравиться делать зимой? А в какие игры вы любите играть зимой? (Кататься с горки, на санках, играть в снежки, лепить снежную бабу, валяться в снегу и т.д.)
Воспитатель:
Оделась речка в тонкий лед
А снег идет, идет, идет…
Вовсю старается зима!
Белит поля, белит дома,
Мостит дорогу для саней –
Поедет Дед Мороз по ней.
Воспитатель: Вот какое чудесное стихотворение о зиме я вам прочитала, будто нарисовала зимний пейзаж. Мы тоже сегодня с вами будем создавать зимнюю картину.
Воспитатель: Ребята, подумайте какая зимой земля: белая, черная, зеленая? (Белая)
Воспитатель: Правильно, земля белая, потому что зимой ее покрыл белый снег. Поэтому я и прикреплю белую полоску на нашу картину внизу листа.
Воспитатель: А теперь посмотрите, у меня на столе есть изображения деревьев с зелеными листьями, с желтыми листьями и деревья, покрытые снегом. Подумайте, какие из них подойдут для нашей картины.
(Выходят 1–2 ребенка и выбирают те изображения деревьев, которые подходят для зимней картины.)
Воспитатель: Правильно, зимой деревья тоже покрыты снегом.
(Воспитатель прикрепляет изображения на картину.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это к нам идет. (Снеговик.)
Снеговик: Здравствуйте, ребята. Я пришел к вам в гости и подготовил для вас интересную игру. Давайте, поиграем все вместе.
Логоритмическое упражнение
Как на горке снег, снег (поднять руки вверх на слова «снег», «снег»)
И под горкой – снег, снег (опустить руки вниз)
И на елке – снег, снег (соединить руки над головой в замок)
И под елкой – снег, снег (опустить руки вниз)
Снеговик: Молодцы, ребята, какие вы дружные и внимательные.
Воспитатель: Снеговик, давай вместе с нами создавать зимнюю картину.
Снеговик: Ребята, можно на вашей картине будет изображена девочка?
Воспитатель: Можно ребята? (Да.)
Воспитатель: Посмотрите, вот на эти изображения девочек. (Три изображения девочек, одна в легком летнем платье, с бантиком и в туфельках, вторая в осенней куртке, резиновых сапогах и берете, третья – одета по-зимнему: в шубу, шапку и валенки.) Чем они отличаются? (Девочки по-разному одеты.) Правильно.
Воспитатель: Кто хочет подойти и выбрать подходящее нам для картины изображение девочки? (Выходит ребенок и выбирает нужное изображение) Почему ты выбрал это изображение девочки? Как она одета? Можно ей в этой одежде гулять зимой? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, эта девочка тепло одета, поэтому ей можно гулять зимой. (Воспитатель прикрепляет изображение девочки в зимней одежде к картине.)
Воспитатель: Ребята, давайте, еще раз рассмотрим картину. « На картине зима. Все белое-земля, деревья. Холодно. Девочка надела теплую шубу и шапку, варежки и валенки и пошла, гулять на улицу».
Снеговик: Красивая картина получилась, но зимой часто метут метели, дуют сильные ветры. Давайте и мы попробуем сильно подуть как ветер зимой. (Звучит музыка шум ветра. Дети выполняют дыхательное упражнение: дети набирают полной грудью воздух и выдыхают через рот, медленно сильной струей.) Молодцы.
Воспитатель: А теперь давайте еще раз рассмотрим картину. Какое время года на картине? (Зима) Какие деревья зимой? Почему? (Зимой деревья белые, потому что их покрыл снег) Как одета девочка? (Девочка одета в теплую шубу, шапку, варежки и валенки, потому что на улице зимой холодно)
Снеговик: Ребята, зимой часто идет снег, падая на землю, он блестит, и искриться на солнце. Давайте и мы на нашей картине нарисуем снег. Рисовать снег мы будем пальчиками. Но для того чтобы у нас лучше получилось, мы разогреем наши пальчики. Повторяйте все за мной.
(Дети выполняют пальчиковую гимнастику «пальчик-мальчик»):
– Пальчик-мальчик, где ты был,
Где ты с братцами ходил,
– С этим я в снегу валялся,
– С этим с горочки катался,
– С этим по лесу гулял,
– С этим я в снежки играл.
Снеговик: Молодцы. А теперь аккуратно окунайте пальчик в синюю краску и рисуйте снег. (Дети рисуют снег гуашью с помощью пальчиков. Воспитатель помогает, напоминает, чтобы дети заполняли рисунком все пространство листа).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая чудесная получилась картина. Снеговик тебе нравится наша картина. (Да). Давайте подарим Снеговику нашу картину (дарит картину).
Снеговик: Спасибо, ребята, я очень рад такому подарку. А сейчас мне пора до свиданья до новых встреч. (Уходит.)
Воспитатель: Давайте попрощаемся со Снеговиком (До свиданья Снеговик).
Ребята сегодня мы с вами создавали зимнюю картину и рисовали на ней снег пальчиками. Наше занятие закончено.