Интегрированный урок (математика + география) по теме "Атмосфера. Роль математики в изучении свойств атмосферы". 6-й класс

Разделы: Математика, География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (304 кБ)


Образовательные цели: создать условия для осознания и осмысления знаний и общеучебных умений по теме “ Температура воздуха”.

Развивающие цели: развивать навыки регулятивных действий: анализировать, сравнивать, делать выводы, проводить контрольно-оценочную саморефлексию.

Воспитательные цели: показать роль межпредметных связей как средства формирования целостной картины мира, формирование коммуникативных навыков обучающихся.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, деятельностный.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Средства наглядности: презентация по теме урока, раздаточный дидактический материал.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний по математике.

Фронтальная работа.

1. Вспомните правила сложения вычитания рациональных чисел (правило сложения отрицательных чисел, правило сложения чисел с разными знаками).

2. Раскройте скобки, воспользовавшись правилами сложения и вычитания рациональных чисел:

  • -(-8,1)=
  • -(+4,7)=
  • +(+9,5)=
  • +(-2,5)=
  • -(-71)=
  • -(+64)=
  • -(2 + а)=
  • +(-3 + с)=

3. Выполните действия и восстановите зашифрованное слово:

  1. 7 + (-8) = 
  2. -4,6 + (+6,1) =
  3. 26 – (-5) =
  4. 0,2 + (-0,5) =
  5. -6,3 + 7,8 =
  6. -5/8 – (-3/4) =
  7. -9 + 10,2 =
  8. -0,3 – 0,7 =
  9. 0,5 – 1/2 =
  10. 1 + (-7/8) =
  11. -30 + 31,2 =

-----------------------------------------------------------

Т(-1); Ц(-2,1); Е(1,5); К(5); М(31); О(4,7); П(-0,3); Н(-7,6); А(1,2); В(9,1); У(0); С(-0,8); Р(1/8)

III. Актуализация знаний по географии.

Беседа.

1. Температура – одно из свойств воздуха атмосферы. Как нагревается воздух? Установите правильную последовательность:

  1. Солнце.
  2. Нагрев воздуха.
  3. Нагревание земной поверхности.

(Ответ: А, С, В)

2. Какую роль играет математика при изучении температуры воздуха?
– Помогает производить расчеты температуры воздуха на разных высотах ;
– рассчитывать амплитуду;
– анализировать изменения температуры в течение определенного времени.

IV. Приобретение новых знаний.

1. Запиши и запомни определение “Амплитуда воздуха”.

Работа на интерактивной доске

2. Реши задачу.

а) 18 октября самая высокая температура воздуха составляла +2°С, а самая низкая – -5° С. Определите суточную амплитуду колебаний температур.

tmax =+2° C
tmin=-5
°C
A=2-(-5)=7
°C

б) Средняя температура самого теплого месяца в году составила +22° С, а самого холодного – -14° С. Какова годовая амплитуда температур?

tmax=22° C
tmin=-14° C
A=22-(-14)=36° C

в) В один из летних дней столбик термометра поднялся до 36° С, амплитуда колебаний температуры в этот день составила 12° С. Определите самую низкую температуру.

tmax=+36° C
A= 12° C
tmin=36-12=24° C

Беседа.

Как меняется температура воздуха в течение суток?

В какие часы наблюдается самая высокая температура воздуха? Самая низкая? В чем причина такой закономерности?

Как можно сравнить температуру воздуха одних суток с температурой воздуха других суток? (Ученики приходят к выводу о необходимости расчета средних температур.)

IV. Актуализация знаний по математике.

Фронтальная беседа.

Вспомните, что такое среднее арифметическое число и как его рассчитывают.

V. Применение математических знаний при решении географических задач.

Реши задачу:

Определите среднесуточную температуру воздуха и амплитуду температур по следующим данным: в 1ч. -4° С, в 7ч. -1° С, в13ч. +3° С, в 19ч. +1° С.

Tср = (-4+(-1)+3+1):4= -0,25° С
А= +3-(-4)=7° С

VI. Практическая работа.

1. По данным таблицы постройте график суточного хода температур.

2. По графику рассчитайте суточную амплитуду температур и tср

1-й вариант. tср=17,7° C ; А= 23-13 = 10°С

2-й вариант. tср=-10,1°С; А = -9 – (-11)=2°С

3. Работа в парах.

Сравните суточный ход температур воздуха в июле январе и объясните причины сходства и различия.

Обсудите в парах результаты практической работы, поставьте друг–

другу оценки.

VII. Подведение итогов урока.

Беседа.

  1. Какие понятия математики и географии вам были известны к этому уроку?
  2. Чему научились? (Научились применять математический аппарат для объяснения явлений изменения температуры воздуха.)
  3. Что лучше всего получилось?
  4. Что вызвало затруднения?
  5. Оцените результаты урока на термометре настроения по следующим критериям:
    – понятно:
    – интересно;
    – полезно;
    – ваш критерий.