Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Разделы: Логопедия


Коммуникативная компетентность - это система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели и эмоционально благоприятному для участвующих сторон.

В ее структуре выделяются следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий. Эти компоненты не являются частями целого. Содержание каждого компонента раскрывается через другие. Во время общения все компоненты должны быть включены в работу.

Когнитивный компонент образует знания о ценностно-смысловой стороне общения. Ребенок учится общению неосознанно, наблюдая за общением близких людей, подражая им.

Ценностно-смысловой компонент - это личностные ценности, самооценка и оценка собеседника, которые регулируют общение и придают ему определенный смысл. Начиная с дошкольного периода и продолжая в младшем школьном возрасте, следует формировать самопринятие, самоуважение и принятие, и уважение других людей. Именно это не только облегчает, "разрешает" общение, но и делает его нравственным. Ведь если "Я" уважаю себя и других, то легко могу пообщаться с ними, без напряжений, опасений или страданий.

Личностный компонент образуют особенности личности вступающего в общение. Аутистичность, застенчивость, беззастенчивость, отчужденность, эгоистичность, заносчивость, тревожность, агрессивность, конфликтность, авторитарность негативным образом сказываются на общении. Коммуникативная компетентность старшего дошкольника должна базироваться на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности и уважении к людям, справедливости, альтруизме, честности, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, неагрессивности, неконфликтности. Дошкольный период наиболее сенситивен для воспитания личностных черт, в младшем школьном возрасте многие из них уже заложены, но изменения (развитие и коррекция) вполне возможны. Чем старше ребенок, тем сложнее и дольше будут коррекционные мероприятия.

Эмоциональный компонент, прежде всего, связан с созданием эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией прогнозированием ситуации общения.

Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт.

Очень часто трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Так как это отклонение в развитии сопровождается не только незрелостью отдельных психических функций, но и особенностями эмоционально-личностной сферы.

Недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, ограниченный объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики, - все это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё пожелание; повышенная ранимость и обидчивость. Общение со сверстниками становится все более и более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сенситивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми.

Мы поставили перед собой цель изучить особенности коммуникативной компетенции детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста.

Для исследования психологического аспекта были использованы следующие методики:

  • "Диагностика развития социального интеллекта" (автор Гилфорд в модификации Я.И.Михайловой)
  • Оценка личностной тревожности ребенка (автор Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен "Выбери нужное лицо")
  • "Самооценка"

При изучении коммуникативной функции речевой деятельности были использованы следующие методики:

  • "Особенности развития произносительных навыков и развития фонематического слуха"
  • "Уровень развития диалогической речи"

При изучении когнитивной функции речевой деятельности были использованы следующие методики:

  • "Развитие семантической стороны речи и лексико-грамматических навыков" - называние малочастотных слов, уровень обобщения, особенности словообразования.
  • "Развитие навыков связного высказывания" - рассказ по картине.

В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Они были распределены по двум группам; в первую группу вошли 10 (7 мальчиков, 3 девочки) детей с речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи); во вторую группу вошли 10 (6 девочек, 4 мальчика) детей с нормативным речевым развитием.

Психологическая диагностика и исследование когнитивной функции речи проводились индивидуально. Для исследования коммуникативной функции была организована диагностическая игра "А что у вас?" и был использован соревновательный момент для исследования произносительных навыков.

Диагностика развития социального интеллекта Дж. Гилфорда в модификации Я.И. Михайловой включала в себя два адаптированных субтеста: "Истории с завершением" и "Группы экспрессии".

Субтест № 1 "Истории с завершением". Результаты этого теста позволяют предвидеть возможное поведение ребенка в определенной ситуации. Ребенку поочередно предъявлялись пять изображений знакомых ситуаций и по три картинки их завершения. За каждый правильный выбор присваивался 1 балл. Таким образом, максимальное число баллов равно 5.

Субтест № 2 "Группы экспрессии". Он предназначен для измерения способности к восприятию невербальной экспрессии. Ребенку предъявлялись 7 карт с нарисованными элементами выражения эмоций и эмоциональных состояний. На каждой карте по 2 "опорных" рисунка, отражающие одно из эмоциональных состояний (радость, боль, сила, удивление, гнев, страх, растерянность) и 4 "вариативных", среди которых ребенок должен был найти сходное эмоциональное состояние. За правильное называние эмоций присваивался - 1 балл, за правильный выбор такой же эмоции и эмоционального состояния среди "вариативных" картинок так же присваивался - 1 балл. Таким образом, за решение по одной карте можно получить 1 балл, 0 баллов и максимальное 2 балла.

Обобщим результаты исследования в таблице.

"Исследование развития социального интеллекта" таблица 1

  Субтест №1 Субтест № 2 Средний общий балл
Дети с общим недоразвитием речи 2 6 8
Дети с нормативным речевым развитием 4 10 14
Максимальный балл 5 14 19

Вывод: Результаты исследования свидетельствуют о том, что дети с нарушением речи демонстрируют более низкий показатель способности воспринимать социальные ситуации и слабо развитую способность прогнозировать развитие ситуации, что отрицательно сказывается на установлении социальных контактов со взрослыми и сверстниками. Так, например, в ситуациях "Ссора из-за машинки", "Воровство конфет", "Кто виноват?" дети с недоразвитием речи прогнозируют выход из ситуации через наказание взрослым "Мама будет ругать, накажет" или через драку, что может свидетельствовать о напряженности во время общения со сверстниками и агрессивности. Очень информативна, оказалась ситуация "Давай играть вместе". Все дети правильно оценили ее. "Мальчик приглашает жестом девочку поиграть с ним в песочнице". Но при введении дополнительной информации со стороны психолога "Девочка не знакома с мальчиком", 100% детей с общим недоразвитием речи прогнозировали уход девочки, выбирая сюжет "Девочка не знает мальчика и уходит". При этом 70% детей с нормативным речевым развитием дают правильный прогноз "Девочка будет играть с мальчиком". Эта ситуация показывает, что ребенок с общим недоразвитием речи "уходит" от контактов с незнакомыми сверстниками, боясь оказаться отвергнутым, что говорит о формировании низкой самооценки. Ситуация "Падение" была правильно понята обеими группами детей. Но 30% детей из группы с общим недоразвитием речи прогнозировали несколько усиленную эмоцию "Мальчик не просто плачет, он лежит и не может встать". При определении групп экспрессии наиболее доступными для восприятия группой детей с общим недоразвитием речи были эмоции радости, боли, силы, что свидетельствует о сужении эмоционального диапазона ребенка с недоразвитием речи. Другие группы (удивление, растерянность, гнев, страх) дети не могли не только назвать, но и найти сходные состояния на "вариативной" картинке. Таким образом, можно сделать вывод, что социальный интеллект отражает весь жизненный опыт ребенка и его развитию способствует расширение социальных контактов с различными людьми, а не только с близкими и родными.

Для оценки личностной тревожности детям предлагалось выполнить тест "Выбери нужное лицо" Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен. Тест представляет собой 14 картинок (отдельно для мальчиков и для девочек) на которых изображены различные ситуации. Снизу рисунка по два изображения мимических композиций (лицо улыбающееся и печальное). Время на выполнение данного теста не регламентировалось. Если ребенок не понимал происходящего на рисунке, ему давались дополнительные разъяснения. Дети с недоразвитием речи работали молча, свои выборы не комментировали. Общая сумма "печальных" выборов переводилась в проценты. Таким образом, определились уровни тревожности: нормальный - менее 50% "печальных" выборов, повышенный - выше или равно 50%, опасно высокий - выше 70% "печальных" выборов.

Представим данные тестирования в таблице.

Оценка личностной тревожности Таблица 2

Группы детей Уровни тревожности
нормальная повышенный опасно высокий
Дети с общим недоразвитием речи 40% 30% 30%
Дети с нормативным речевым развитием 80% 20% 0%

Вывод: Примечательно то, что, как и в предыдущем тесте, детям с общим недоразвитием речи приходилось давать пояснения к ситуациям, изображенным на картинках. Дети с недоразвитием речи продемонстрировали более высокую тревожность, чем дети с нормативным речевым развитием. Тревожность мешает общению, так как тревожный ребенок демонстрирует либо робость в общении, либо излишнюю агрессивность, что само собой затрудняет установление контактов со сверстниками и взрослыми.

Так как ребёнок с общим недоразвитием речи мало общается, он не может быть интересным для сверстников, поэтому часто чувствует себя уязвлённым и отвергнутым. Все это приводит к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём "Я", которое замкнуто и обособлено от других. Отчуждённое отношение к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

Далее мы проводили данные исследования лингвистического аспекта коммуникативной компетенции.

При оценке коммуникативной функции речевой деятельности изучались произносительные навыки. С этой целью были использованы чистоговорки на разные группы звуков. В исследование был включен соревновательный момент. Сначала детям предлагалось произнести чистоговорку четко в медленном или удобном для ребенка темпе, а затем попытаться произнести в ускоренном темпе "Кто скажет быстро и четко".

Вывод: Все дети группы с общим недоразвитием речи, посещают логопедические занятия, тестовый материал хорошо был им знаком (даже выучен). Они с удовольствием демонстрировали свои достижения в произношении чистоговорок. Здесь разницы между группами детей не было. Но когда было предложено, произнести чистоговорки, ускоряя темп, речь детей с общим недоразвитием становилась нечеткой, при этом у детей наблюдалась напряженность, суетливость. Перед произнесением они делали глубокий вдох, задерживали дыхание, забывали текст, смешивали звуки в произношении и, не выдерживая соревнования, отказывались выполнять задание. Дети же с нормативным речевым развитием охотно включались в соревнование, азартно выполняли задание, стараясь улучшить результат (пробовали еще и еще, не боясь ошибиться). Это еще раз говорит о том, что дети с общим недоразвитием речи, тревожны, боясь потерпеть фиаско в речевой деятельности, будут "отмалчиваться".

Далее для исследования уровня диалогической речи мы провели игру "А что у вас?". Задавая всевозможные вопросы, дети должны были отгадать, что спрятал ведущий. Предварительно игра проводилась в группах воспитателями и учителем в дошкольной гимназии на уроке. Взрослый разъяснял правила игры, учил задавать вопросы.

Вывод: Наблюдения за детьми во время игры позволяют сделать вывод, что уровень развития спонтанного диалога у детей с нормативным речевым развитием выше, чем у детей с недоразвитием речи. В игре дети с ОНР вели себя скованно. Задавая вопрос, старались действовать по алгоритму, который был дан взрослым "Можно спросить какой формы, цвета, размера, что с ним можно делать?..", либо без вопросов называли любой предмет, стараясь угадать сразу, что спрятал ведущий (эта тактика использовалась чаще всего). Очень трудно ребенку с недоразвитием речи было исполнять роль ведущего, так как нужно было сразу давать ответ на вопрос. Ответы в основном были односложные. На вопросы "Что с этим предметом можно делать?", "Где храниться этот предмет?" дети с ОНР не всегда могли ответить. В итоге быстро выходили из игры, теряли интерес. Дети с нормативным речевым развитием из игры не выходили, старались занять роль ведущего.

При оценке когнитивной функции речевой деятельности изучались семантическая сторона речи и лексико-грамматические навыки (называние малочастотных слов, уровень обобщения, особенности словообразования).

Называние малочастотных слов: (водопад, клумба, венок, стадион, памятник, фонтан, калитка, сачок, букет, конверт) - за каждое слово 1 балл.

Группы детей Средний показатель
Дети с общим недоразвитием речи 4 балла
Дети с нормативным речевым развитием 8 баллов
Максимальный балл 10 баллов

Уровень обобщения

Методика "Классификации" - было предложено разложить картинки по видам транспорта: водный транспорт, воздушный транспорт, городской транспорт, служебный транспорт. Критерии оценок: 3 балла - справился самостоятельно, назвал обобщающее слово. 2 балла - справился с помощью взрослого, назвал не все обобщающие слова. 1 балл - обобщение сделал, обобщающие слова не назвал.

Группы детей Средний показатель
Дети с общим недоразвитием речи 1,8 балла
Дети с нормативным речевым развитием 2,6 баллов
Максимальный балл 3 балла

Особенности словообразования

Было предложено образовать от конкретных существительных прилагательные, и образовать существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами.

В заключении было предложено составить рассказ по картине из логопедического альбома Иншаковой О.Б..

Группы детей части текста последовательность частей текста характер предложений средний показатель
последовательно с нарушениями непоследовательно распространенные простые однословные
Дети с общим недоразвитием речи 1     1   2   4
Дети с нормативным речевым развитием 2 3     3     8
Максимальный балл 3 3     3     9

Вывод: Из таблиц видно, что уровень когнитивного компонента речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи значительно ниже, чем у детей с нормативным развитием. Лексический запас беден, детям сложно выполнить вербальные классификации. Так при выполнении классификаций, виды транспорта разложили, но не могли подобрать обобщающее слово. При исследовании словообразования было отмечено, что чаще всего дети с недоразвитием речи образуют слова по данному образцу. Выполняя заданный алгоритм, с трудом переключаются. При составлении рассказа по картинке нуждаются в помощи взрослого, ждут одобрения, подсказки.

Обобщим выводы нашего исследования:

Таким образом, можно выделить особенности коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Лингвистический аспект:

  • наличие развернутой фразовой речи с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики;
  • характерно неточное понимание и употребление обобщенных понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значениями;
  • словарный запас ниже, чем у детей без речевой патологии;
  • трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры;
  • недостаточная дифференциация звуков на слух;
  • низкая речевая активность и недостаточная критичность к своему дефекту;
  • отмечаются нарушения коммуникативной функции - снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи), незаинтересованность в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения и негативизм.

Психологический аспект:

  • личность ребенка 6-7 лет с ОНР характеризуется специфическими особенностями: коммуникативными нарушениями, проявлениями тревожности и агрессивности разной степени выраженности;
  • при интеграции с детьми с нормативным речевым развитием самооценка у ребенка с ОНР снижается.