Урок на тему "Школа современная и школа в старину"

Разделы: Начальная школа


Цели: дать первичные сведения о дореволюционной школе; развивать речь учащихся, умение работать с книгой, воспитывать волевые качества у ребят, теплоту чувств; желание учиться.

Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, рисунок- Л. Толстой в окружении крестьянских детей, выставка книг, иллюстрации – изображения современного школьника и школьника дореволюционной России, г/з песни «Если б не было школ», компьютерная презентация «Дореволюционная школа» (Приложение 1), компьютерная презентация «Школа будущего» (Приложение 2), рисунки по теме «Школа будущего».

В старину учились дети
Их учил церковный дьяк,
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б – как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь.
И учитель для науки
По субботам их порол.
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!
Вот каким пером писали –
Из гусиного крыла.
Н. Кончаловская

Компьютерные (новые информационные технологии обучения).

Ход урока

I. Компьютерная презентация «Дореволюционная школа»

Приложение 1 (презентация «Дореволюционная школа»)

Далеко не каждый ребенок мог попасть в школу. А кому и посчастливилось ходить в школу, тот попадал не в такое светлое и просторное здание, в котором сейчас размещается почти каждая школа. В одной комнате размещалось сразу несколько классных групп. А учитель был один на все четыре класса. Он имел право строго наказывать учеников за малейшую провинность: за невыученный урок или непослушание. Да и само учение в школе было нелегким делом. Для того чтобы научиться читать, надо было сначала выучить название каждой буквы. А названия эти были трудными непонятными, например: А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, Д – добро и т.д. Чтобы прочитать, допустим, слово парта, надо было сначала назвать каждую букву первого слога: покой – аз – рцы, потом прочитать слог пар-, затем нужно было назвать каждую букву следующего слога: твердо – аз – и прочитать получившийся слог – та, наконец, прочитать все слово парта.

Лев Николаевич в своей школе учил деревенских детей так, что им было очень интересно заниматься.

Осенью 1859 года писатель Л.Н. Толстой открыл школу для крестьянских детей и объявил, что школа – бесплатная и что телесных наказаний – розог – в ней не будет.

Сперва крестьяне пожимали плечами: где же это видано, чтоб бесплатно учить, и будет ли прок, если не посечь озорного да ленивого.

Но скоро все увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа ни на какую другую – ни на убогие казенные училища, ни на тягостные, с зубрежкой, ругательствами и побоями уроки грамоты у сельского попа, дьячка или отставного солдата.

В толстовской школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, боролся с ними, бегал наперегонки, летом ходил на речку или в лес, зимой катался на санях с гор.

Лев Николаевич составил для детей «Азбуку», «Книги для чтения». Это была очень трудная работа. Толстой отдал ей несколько лет жизни. Он хотел, чтобы рассказы в «Азбуке» были понятны, интересны, и учили ребят добру. Он пересказывал сказки, былины, басни, вспоминал происшествия, которые приключились с ним самим, некоторые истории он записал со слов своих учеников. Толстой мечтал, чтобы русские дети учились читать по его «Азбуке», получили из неё свои первые знания.

II. Изучение нового материала.

– Дома вы читали рассказ Л.Н. Толстого о деревенской школе и подчеркнули карандашом непонятные вам слова.

– Какие у вас впечатления от этого рассказа?

– Что удивило вас в рассказе? (Описание урока).

– Какой вы представляете себе школу?

– А учителя?

Сегодня мы сравним школу в старину, современную школу и школу будущего.

III. Словарная работа (по ходу чтения).

  • Поденная работа – работа, относящаяся к расчету или учету по дням.
  • Слобода – большое село с некрепостным населением.
  • Сени – в деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом.
  • Полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.
  • Бежать во весь дух – очень быстро бежать.
  • Немой – лишенный способности говорить.
  • Коли – то же, что если.
  • Украдкой – скрытно, незаметно от других.

IV. Выборочное чтение.

Каков же Филипок?

– Чего он хотел?

– Почему мама не пустила Филипка в школу?

– Как же он собрался в школу?

– Почему он не стал искать свою шапку, а надел отцовскую? (Торопился)

V. Работа с текстом.

Перед детьми ставится проблема: представить себя на месте Филипка.

Почему Филипок пошел в школу? Он мог бы пойти на горку кататься или играть с другими детьми. Почему же он пошел именно в щколу?

– Как вы думаете? Была ли у деревенских детей обязанность ходить в школу?

Учитель: Нет, таких бедных школ, какую показал писатель, в царской России было очень мало. Нередко их открывали и содержали на свои деньги не царские власти, а просто отдельные частные лица – передовые писатели, например Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, художники, композиторы, преданные своему народу, заботящиеся о его просвещении. В очень многих деревнях и селах школ вообще не было; большинство же школ для детей трудового народа ютилось в лачугах; учили ребят не учителя, а случайные люди, умевшие кое-как читать и писать. В настоящее время право на образование закреплено статьей 43 Конституции Российской Федерации – «каждый имеет право на образование».

– Где находилась школа?

– Какие трудности пришлось преодолеть Филипку, чтобы попасть в школу?

– Сколько школ в нашем микрорайоне?

– Трудна ли для вас дорога в школу? Почему? (Нет, так как школа расположена недалеко от дома.)

– Прочитайте все, что говорится о школе, о занятиях, об учителе. (Школа находилась в избе, «слышно, гудят голоса детей. Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине» и т.д.)

– Сравните школу из рассказа и современную школу. В чем сходство и различия? Сравнить освещение, мебель, питание.

– Хотели бы вы учиться в дореволюционной школе? Почему?

VI. Здоровьесберегающие технологии.

Сравнить освещение, мебель, питание, систему безопасности.

VII. Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика.

Очень важной частью работы по развития мелкой моторики является «пальчиковая гимнастика». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «пальчиковые игры» как бы отображают реальности окружающего мира – предметы, животных. Людей, их деятельность, явления природы. В ходе таких игр у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с большого, на последнюю строчку показать ладошки.

VIII. Работа в группах.

– Сегодня мы узнали, какой была школа сто лет назад.

– Что изменилось с тех пор?

– Можно ли утверждать, что школа уже не изменится? Почему?

– Какой вы представляете школу будущего. (Показ презентаций, рисунков, проектов.)

IX. Показ презентации, рисунков учеников школы будущего.

Приложение 2 (презентация «Школа будущего»)

Некоторые дети у нас приготовили презентации школы будущего и рисунки. Сейчас мы посмотрим, как ребята представляют школу будущего.


Рисунок 1


Рисунок 2

X. Итоги урока:

Послушайте песню «Если б не было школ» (из кинофильма «утро без отметок»). (См. доп. Материал к уроку.)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

«ЕСЛИ Б НЕ БЫЛО ШКОЛ»
Сл. Ю. Энтина Муз. В. Шаинского

Если б не было школ,
До чего человек бы дошел!
До того б человек докатился: 2 раза
В дикаря бы опять превратился.

Припев:
Если б не было школ!
Если б не было школ!

Если б не было школ,
До чего человек бы дошел:
Ел руками бы мясо сырое 2 раза
И на первое, на второе!

Припев.

Если б не было школ,
До чего человек бы дошел:
Весь лохматый и в шкуре звериной, 2 раза
Он явился бы в школу с дубиной!

Припев.

Сегодня мы узнали какой была школа 100 лет назад, что изменилось с тех пор и мы утверждаем, что и в будущем будет меняться.