В возрасте семи лет ребенок переживает кризис развития, связанный прежде всего с тем, что меняется социальная ситуация развития – он становится школьником.
Неготовность ребенка к школе можно выявить еще до поступления, в течение первого года обучения это выражается в повышенной тревожности, страхах, перерастающих в школьные неврозы и, соответственно, проявляющихся в неуспеваемости.
Адаптации ребенка к школе длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от нескольких факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни, также, если ребенок посещал детский сад, родители могут провести аналогию адаптации к школе и как проходила адаптация ребенка к детскому саду, таким образом, возможно, избежать ряд возникающих проблем.
В период адаптации важным моментом является создание обучающей среды, которая сочетает в себе элементы учебной и, привычной для ребенка, игровая деятельности.
Немаловажным фактором остается поддержка взрослых. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.
Признаки успешной адаптации:
- Ребенку нравится в школе, он с удовольствием и интересом посещает уроки, рассказывает о школе дома.
- Если ребенок испытывает затруднения при усвоении программы ему необходимо оказать помощь, не критиковать его и не наказывать, возможно, родители выбрали сложную программу и стоит перейти на обучение по традиционной системе.
- Если ребенок справляется со сложной программой, предполагающей изучение иностранного языка, необходимо отслеживать, не является ли такая нагрузка чрезмерной, чтобы вовремя предотвратить возможные проблемы со здоровьем.
- Очень важно вселить в ребенка уверенность, не дать ему впасть в уныние ("У меня ничего не получится!"), эту задачу должны выполнять как родители. так и педагоги школы.
- Ребенок должен проявлять самостоятельность при выполнении заданий и обращаться за помощью к взрослым только после попыток самостоятельно выполнить упражнение. Родителям необходимо воздержаться от чрезмерной помощи детям.
- Важным признаком того, что адаптация проходит успешно является налаживание межличностных отношений с одноклассниками и учителем.
Если ребенок посещает дошкольное учреждение, не стоит перегружать его дополнительными занятиями. так как это может вызвать нежелание ребенка идти в школу.
В нашей школе для детей, не посещающих дошкольное учреждение организованна группа раннего развития. Дети 6-7 лет посещают ее 2 раза в неделю по 2 часа. Они знакомятся со школой, с будущими учителями. Учителя будущих первых классов проводят с ними занятия по математики, развитию речи, также с детьми занимается педагог-психолог. На занятиях используются упражнения на развитие основных психических процессов, коррекционные сказки, целью которых является адаптация детей к школе. Учителя физкультуры организуют динамические паузы. Педагог-психолог проводит индивидуальные беседы с детьми и родителями. В марте месяце дети принимают участие в первом своем школьном концерте на дне открытых дверей.
В результате посещения детьми и родителями группы раннего развития, дети уверенно себя чувствуют уже с первых дней учебы, им знакомы помещения школы, они привыкли к требованиям учителя. Прежде всего, тревожность снижается у родителей, что является важной составляющей процесса адаптации ребенка к школе.
Для детей, которые посещают дошкольные учреждения, организуются экскурсии в школу, ученики школы приходят в детские сады и проводят концерт для будущих первоклассников. Родители, которые не уверенны в том, отдавать ли ребенка в школу, могут прийти на консультацию к педагог-психологу.
В сентябре месяце, проходит психолого-педагогическая диагностика, выделяются дети группы риска. После диагностики проходят индивидуальные консультации для родителей и с детьми, чьи родители дают разрешение, проводятся групповые занятия с педагогом-психологом, целью которых является успешная адаптация ребенка к школе. Диагностика также проводится в середине и в конце учебного года.
Программа занятий рассчитана на 34 часа.
Цель программы: развитие у младших школьников познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности в условиях учебно-игровой деятельности.
Задачи программы:
- Создать комфортные развивающие условия для младших школьников, способствующие развитию познавательных процессов и личностных особенностей у детей.
- Способствовать общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности у младших школьников в условиях совместной учебно-игровой деятельности.
- Создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе.
- Развивать у обучающихся компетентность в вопросах нормативного поведения и самостоятельность действий по инструкции педагога.
Предварительный этап – 10 часов.
Включает подготовку и проведение диагностики, обработку диагностических данных, комплектацию группы, консультирование педагогов и родителей.
Основной этап – 16 часов.
Включает проведение развивающих занятий 2 раза в неделю (по 40 минут).
Структура занятий:
- Ритуал приветствия позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
- Разминка способствует проявлению у детей активности, настрой на продуктивную групповую деятельность. Включает игровые задания на развитие внимания, памяти, мышления.
- Основное содержание занятия подразделяется на два блока:
1-й блок: фронтальная работа с педагогом-психологом по развитию познавательных процессов и речи, как показателей мышления;
2-й блок: самостоятельная работа направленная на развитие воображения детей, мелкой моторики.
- Рефлексия прошедшего занятия – выяснение эмоционального состояния ребёнка по отношению к занятию.
- Ритуал прощания. Подведение итога занятия, настрой детей на новую встречу.
Заключительный этап – 8 часов.
Включает в себя организацию и проведение повторной психодиагностики, обработку данных диагностического обследования, информирование педагогов и родителей о результатах работы группы в рамках программы.
Таким образом, все мероприятия направлены на то, чтобы максимально насытить учебный процесс каждого ребенка формами эффективного сотрудничества с педагогом и взаимосотрудничества со сверстниками в доступной игровой деятельности.
Предлагаемые мероприятия ориентированы на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, в период адаптации, способствуют поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности с педагогом и сверстниками.
Проведение всей описанной деятельности возможно, только при сотрудничестве администрации школы, учителей, педагога-психолога школы и дошкольного учреждения, воспитателей.