Адаптация учащихся первых классов (опыт работы)

Разделы: Школьная психологическая служба


В возрасте семи лет ребенок переживает кризис развития, связанный прежде всего с тем, что меняется социальная ситуация развития – он становится школьником.

Неготовность ребенка к школе можно выявить еще до поступления, в течение первого года обучения это выражается в повышенной тревожности, страхах, перерастающих в школьные неврозы и, соответственно, проявляющихся в неуспеваемости.

Адаптации ребенка к школе длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от нескольких факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни, также, если ребенок посещал детский сад, родители могут провести аналогию адаптации к школе и как проходила адаптация ребенка к детскому саду, таким образом, возможно, избежать ряд возникающих проблем.

В период адаптации важным моментом является создание обучающей среды, которая сочетает в себе элементы учебной и, привычной для ребенка, игровая деятельности.

Немаловажным фактором остается поддержка взрослых. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

Признаки успешной адаптации:

  1. Ребенку нравится в школе, он с удовольствием и интересом посещает уроки, рассказывает о школе дома.
  2. Если ребенок испытывает затруднения при усвоении программы ему необходимо оказать помощь, не критиковать его и не наказывать, возможно, родители выбрали сложную программу и стоит перейти на обучение по традиционной системе.
  3. Если ребенок справляется со сложной программой, предполагающей изучение иностранного языка, необходимо отслеживать, не является ли такая нагрузка чрезмерной, чтобы вовремя предотвратить возможные проблемы со здоровьем.
  4. Очень важно вселить в ребенка уверенность, не дать ему впасть в уныние ("У меня ничего не получится!"), эту задачу должны выполнять как родители. так и педагоги школы.
  5. Ребенок должен проявлять самостоятельность при выполнении заданий и обращаться за помощью к взрослым только после попыток самостоятельно выполнить упражнение. Родителям необходимо воздержаться от чрезмерной помощи детям.
  6. Важным признаком того, что адаптация проходит успешно является налаживание межличностных отношений с одноклассниками и учителем.

Если ребенок посещает дошкольное учреждение, не стоит перегружать его дополнительными занятиями. так как это может вызвать нежелание ребенка идти в школу.

В нашей школе для детей, не посещающих дошкольное учреждение организованна группа раннего развития. Дети 6-7 лет посещают ее 2 раза в неделю по 2 часа. Они знакомятся со школой, с будущими учителями. Учителя будущих первых классов проводят с ними занятия по математики, развитию речи, также с детьми занимается педагог-психолог. На занятиях используются упражнения на развитие основных психических процессов, коррекционные сказки, целью которых является адаптация детей к школе. Учителя физкультуры организуют динамические паузы. Педагог-психолог проводит индивидуальные беседы с детьми и родителями. В марте месяце дети принимают участие в первом своем школьном концерте на дне открытых дверей.

В результате посещения детьми и родителями группы раннего развития, дети уверенно себя чувствуют уже с первых дней учебы, им знакомы помещения школы, они привыкли к требованиям учителя. Прежде всего, тревожность снижается у родителей, что является важной составляющей процесса адаптации ребенка к школе.

Для детей, которые посещают дошкольные учреждения, организуются экскурсии в школу, ученики школы приходят в детские сады и проводят концерт для будущих первоклассников. Родители, которые не уверенны в том, отдавать ли ребенка в школу, могут прийти на консультацию к педагог-психологу.

В сентябре месяце, проходит психолого-педагогическая диагностика, выделяются дети группы риска. После диагностики проходят индивидуальные консультации для родителей и с детьми, чьи родители дают разрешение, проводятся групповые занятия с педагогом-психологом, целью которых является успешная адаптация ребенка к школе. Диагностика также проводится в середине и в конце учебного года.

Программа занятий рассчитана на 34 часа.

Цель программы: развитие у младших школьников познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер личности в условиях учебно-игровой деятельности.

Задачи программы:

  • Создать комфортные развивающие условия для младших школьников, способствующие развитию познавательных процессов и личностных особенностей у детей.
  • Способствовать общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности у младших школьников в условиях совместной учебно-игровой деятельности.
  • Создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе.
  • Развивать у обучающихся компетентность в вопросах нормативного поведения и самостоятельность действий по инструкции педагога.

Предварительный этап – 10 часов.

Включает подготовку и проведение диагностики, обработку диагностических данных, комплектацию группы, консультирование педагогов и родителей.

Основной этап – 16 часов.

Включает проведение развивающих занятий 2 раза в неделю (по 40 минут).

Структура занятий:

  • Ритуал приветствия позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
  • Разминка способствует проявлению у детей активности, настрой на продуктивную групповую деятельность. Включает игровые задания на развитие внимания, памяти, мышления.
  • Основное содержание занятия подразделяется на два блока:

1-й блок: фронтальная работа с педагогом-психологом по развитию познавательных процессов и речи, как показателей мышления;

2-й блок: самостоятельная работа направленная на развитие воображения детей, мелкой моторики.

  • Рефлексия прошедшего занятия – выяснение эмоционального состояния ребёнка по отношению к занятию.
  • Ритуал прощания. Подведение итога занятия, настрой детей на новую встречу.

Заключительный этап – 8 часов.

Включает в себя организацию и проведение повторной психодиагностики, обработку данных диагностического обследования, информирование педагогов и родителей о результатах работы группы в рамках программы.

Таким образом, все мероприятия направлены на то, чтобы максимально насытить учебный процесс каждого ребенка формами эффективного сотрудничества с педагогом и взаимосотрудничества со сверстниками в доступной игровой деятельности.

Предлагаемые мероприятия ориентированы на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста, в период адаптации, способствуют поиску эффективных путей преодоления возникающих трудностей в совместной учебно-игровой деятельности с педагогом и сверстниками.

Проведение всей описанной деятельности возможно, только при сотрудничестве администрации школы, учителей, педагога-психолога школы и дошкольного учреждения, воспитателей.