Мастерская по теме "Алгоритм структуры "Ветвление". Создание универсальной программы для решения квадратного уравнения"

Разделы: Информатика


Цели:

  1. научить применять блоковую структуру «Ветвление» при создании универсальных программ для решения задач из других предметных областей;
  2. развивать операционное мышление, умение применять уже полученные знания для решения надпредметных задач;
  3. воспитывать способность к сотрудничеству, навыки взаимопонимания и коммуникационные навыки, информационную культуру.

Ход урока

Индукция

I. На экране картина «Витязь на распутье» В. Васнецова с эпиграфом урока: «Работу программистов следует оценивать не по их изобретательности и логике, а по полноте анализа каждой ситуации» /Алан Джей Перлис/.

II. На трех столах (по числу групп) папки с рабочими материалами:

  1. Распечатанные задания;
  2. Конверт с карточками, обозначающими узлы блок-схемы;
  3. Рисунок «мишени» для рефлексии;
  4. Лист формата А3, стикеры, клей, маркеры.

III. На отдельно стоящем столе конверты разного цвета с изображениями «ветвящихся» объектов. Из этих конвертов учащимся предлагается выбрать один и пока не вскрывать. Учитель задает вопросы:

  1. Что объединяет все предложенные изображения?
  2. Как эти изображения связаны с алгоритмизацией?
  3. Посмотрите на экран. Какая картина на нем изображена? Какие строки из русских сказок сразу приходят на ум при виде этой картины?
  4. Как вы думаете, какова тема нашего урока?
  5. Какого типа задачи мы может решить, используя структуру «Ветвление»?

Социализация

IV. Учащимся предлагается объединиться в 3 группы (желательно, по изображению на конверте). Каждой группе выдается папка с заданиями и необходимыми для работы материалами. Предлагается открыть папку и выполнить Задание 1.

Задание 1. Вскройте свои конверты, прочитайте предложенное высказывание <Приложение>. Обсудите высказывание с группой, подумайте, какая группа людей может думать подобным образом (например, «Мудрецы», «Программисты», «Пользователи», «Умники(цы)», «Системные администраторы» и т.п.). Если вам нравится название этой группы людей, то выберите его в качестве названия своей группы, или придумайте свое, если вы не согласны с предложенными высказываниями. Запишите название группы на листе формата А3 сверху. Представитель группы объявляет название группы, объясняет, почему выбрали именно такое название.

Самоконструкция

V. Выполнить задание 2.

Задание 2 (выполняется индивидуально). Вспомнить и записать, как решается квадратное уравнение в курсе алгебры.

Социоконструкция

VI. Выполнить задание 3.

Задание 3. Обсудить всей группой представленные словесные алгоритмы решения квадратного уравнения, выбрать один из вариантов за основу или написать новый, учитывая предложенные варианты.

Деконструкция и реконструкция — над каждым заданием работает вся группа

VII. Выполнить задание 4.

Задание 4. Взять в папке конверт с карточками, обозначающими узлы блок-схемы. Выбрать из карточек те, которые потребуются для создания блок-схемы алгоритма решения квадратного уравнения. В наборе карточек:

  1. 3 овала;
  2. 3 параллелограмма;
  3. 6 прямоугольников;
  4. 4 ромба;
  5. 5 прямоугольников с волнистым нижним краем.

Разложить (приклеить к листу формата А3, на котором уже написано название группы) их в правильном порядке, записав нужные действия на карточках и соединив их стрелками.

Афиширование

VIII. Выполнить задание 5.

Задание 5. Вывесить полученный результат работы группы, пояснить свой алгоритм по следующей инструкции:

  1. Выступает представитель группы.
  2. Представители других групп задают вопросы на понимание.
  3. Представители других групп оценивают выступление.
  4. Самооценка группы своей работы другими членами группы.

Разрыв

IX. Выполнить задание 6.

Задание 6. По полученному алгоритму индивидуально написать программу для решения квадратного уравнения. Проверить правильность работы программы для всех вариантов решения (два корня, один корень, нет корней) — индивидуально каждый учащийся. Убедиться в том, что программа работает верно для любых наборов коэффициентов, то есть является универсальной. Те члены группы, которые закончат работу раньше, помогают остальным.

X. Выполнить задание 7.

Задание 7. На маленьком стикере индивидуально написать мини-эссе на тему: «Универсальность — это …, поэтому универсальность и является свойством алгоритма» — индивидуально. Приклеить свое эссе к системному блоку компьютера. Желающие могут зачитать свое эссе вслух.

Дополнительное задание. На отдельном стикере(ах) сформулировать задачу(и), решаемые в школе, которые хотелось бы запрограммировать, тем самым сделав универсальными — индивидуально. Приклеить свои задачи к системному блоку компьютера, которые учитель соберет для пополнения банка задач.

Рефлексия

XI. Выполнить задание 8.

Задание 8. Группам предлагается оценить свою работу, заполнив «мишень»: нужно поставить пометку в одну из областей, в зависимости от того, как группа оценивает себя по предложенным показателям. Четвертый показатель по желанию придумать самостоятельно.