Цели урока:
- познакомить учащихся с содержанием стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы»;
- учить понимать настроение, мысли поэта;
- формировать навыки выразительного чтения; воспитывать способность, желание увидеть в музыке, в картинах художников всю красоту зимней природы.
Оборудование: учебники; вырезанные из бумаги снежинки; картины художников: А. Пластов «Первый снег», К.Ф. Юон «Конец зимы. Полдень», И.Э. Грабарь «Февральская лазурь»; музыкальная запись С. Прокофьева Вариации Феи Зимы из балета «Золушка».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
С раннего детства нам запоминаются стихи о весенней, летней, зимней природе. Читая, их мы словно открываем, книгу природы. Давайте вспомним стихи о зимней природе, где природа оживает, где она нарисована в образах, близких к миру сказок и песен.
(Подготовленные дети читают стихи А. С. Пушкина)
Вы прослушали пушкинские строки, которые дали глубже понять и увидеть красоту зимней природы. А сегодня мы с вами посмотрим, как изобразил зиму в своём стихотворении И. С. Никитин. Мы совершим путешествие в мир поэзии, искусства , музыки, и увидим как поэты, художники, музыканты изображают в своих произведениях зиму. А поможет нам в этом маленькая снежинка.
II. Работа над темой урока
Маленькая снежинка с неба упала,
И на бумагу к поэту попала
1. Введение в тему
- Прочитайте название стихотворения. (Стихотворение называется «Встреча зимы».)
- Как вы думаете, о чём оно? (Оно, наверное, о том, как приходит зима и как её встречают.)
- Ребята, а кто из вас любит это время года?
- Как вы встречаете зиму, расскажите. (Ответы детей. Они делятся своими впечатлениями.)
2. Чтение стихотворения учителем
(После чтения учитель выдерживает паузу.)
Встреча зимы
Поутру вчера дождь В стёкла окон стучал, Над, землёю туман Облаками вставал. Веял холод в лицо В полдень дождь перестал, Ночь прошла. Рассвело. На дворах и домах На безлюдный простор Словно рад он чему, — Здравствуй, гостья-зима! Есть раздолье у нас, — Нам не стать привыкать, — |
Искони уж таков Православный народ: Летом, смотришь, жара — В полушубке идёт; Жгучий холод пахнул — Всё равно для него: По колени в снегу, Говорит: «Ничего!» В чистом поле метель И крутит, и мутит, — Наш степной мужичок Едет в санках, кряхтит: «Ну, соколики, ну! Выносите, дружки!» Сам сидит и поёт: «Не белы-то снежки!..» Да и нам ли подчас Когда мать в колыбель И разгул непогод Рассыпай же, зима, И случится ли, к нам Уж прими ты его Для постели ему |
3. Первичное понимание текста
– Понравилось вам стихотворение?
– Какие чувства вы испытывали при чтении этого
стихотворения? (В начале мне было грустно, шёл
осенний холодный дождь, веял холод в лицо и
плакал лес. А потом природа меняется: упал белый
пушистый снежок на грязную землю, воздух стал
чистым, лес весело смотреть. И мои чувства
менялись. Стало радостно, светло на душе...)
4. Самостоятельное чтение детьми стихотворения «жужжащим» чтением
5. Выборочное чтение
– Можно ли сказать, что Никитин в стихотворении
«Встреча зимы» создаёт как бы подвижные картины
природы? (Да, это действительно так.)
– Проследите, как меняется всё вокруг утром, в
полдень, ночью и на рассвете. (Дети зачитывают
строки начала стихотворения.)
– Какой поре посвящено стихотворение? (Стихотворение
посвящено предзимью. Когда зима ещё не наступила,
но идёт первый снег.)
– Подумайте, почему людей радует первый снег.
Найдите эти строки и перечитайте их. (Ребята
зачитывают эти строки. Первый снег закрывает
грязь кругом. Становится чисто, светло и красиво.)
– Перечитайте приветствие зиме. Можно ли
сказать, что автор одушевляет природу? (Да, он
называет зиму гостей, приглашает к себе.)
– Ребята, любил ли поэт русскую зиму? (Да, он её
любил.)
– А как он относился к русским людям, к простому
человеку? (Мы видим из стихотворения, что он
любил и уважал русский народ.)(Зачитывают отрывки
о мужичке, о маме.)
– Как понимаете слова «искони»? (Издавна, с
незапамятных времён.)
6. Выразительное чтение в классе
– Подготовьтесь читать выразительно. Прочитайте друг другу.
III. Физкультминутка
Мы белые снежинки
Летим, летим, летим
Дорожки и тропинки
Мы все запорошим.
IV. Зима в картинах русских художниках
Маленькая снежинка с неба упала,
И на холст художнику попала
(Дети рассматривают картину А. Пластова «Первый снег»)
– Очарованию первого снега, ещё нежного,
робкого, посвящена картина русского художника
Пластова.
– Какое настроение у вас возникает, когда вы
смотрите на картину? (Радостное, весёлое,
хочется выбежать во двор, протянуть руки и
поймать первые снежинки)
Обычный деревенский пейзаж (зимний день) изображён на картине Юона «Конец зимы»
На картине мы видим деревянный сарай с поредевшей за зиму поленницей дров, ребят собравшихся на лыжную прогулку, домашнюю птицу, копошащихся в снегу. Вдали заснеженный лес.
Сам художник рассказывал об истории создания картины так «Было необычное утро, казалось, что природа праздновала какой-то небывалый праздник, – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и ярких теней на синем снегу».
Какая картина, по вашему мнению, могла бы служить иллюстрацией к произведению И.С.Никитина «Встреча зимы»
(На столах у ребят лежат вырезанные из бумаги снежинки, дети прекрепляют их под картины художников)
V. Зима в картинах русских композиторов
Маленькая снежинка с неба упала,
И на ноты к композитору попала.
(Звучит музыка советского композитора С. Прокофьева. В это время детям предлагается нарисовать красивую снежинку.)
Информация для детей: А знаете ли вы, что в природе в одном снегопаде снежинки могут быть различными по форме (от 8 до 40 форм). А всего люди насчитывают 246 различных форм снежинок. Но у всех шесть лучей.
VI. Итог урока
– С какими произведениями мы познакомились
на уроке ?
– Завершая наше путешествие, я хочу, чтобы музыка
зимы звучала в вашей душе и прибавляла вам
бодрости, здоровья и хорошего настроения.