Если вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях.
При написании данной статьи, мы отдавали себе отчёт в том, что на сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что технология обучения методу проектов в начальной школе полностью разработана и апробирована. Мы понимаем, что проекты в начальных классах – это трудная задача. Дети ещё слишком малы для проектирования. Скорее всего, речь не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект.
Дети уже по природе своей исследователи. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное желание экспериментировать, искать истину распространяется на все сферы деятельности, что доставляет много хлопот взрослым и далеко не всегда безопасно для самого юного исследователя. Но в развитии ребёнка, реализации его творческих способностей этот опыт имеет важное значение.
С педагогической точки зрения не важно, содержит ли детское исследование новую информацию или ребёнок открывает уже известное. И у учёного, сделавшего шаг в неизвестное, и у ребёнка, который нашёл самостоятельно много раз открытое до него, оказываются задействованными одни и те же механизмы творческого мышления. Но для учёного главное – само новое знание, а для юного исследователя самое ценное – исследовательский опыт.
Именно этот опыт творческого мышления и является основным педагогическим результатом, важным приобретением ребёнка.
Мы будем опираться на имеющийся личный опыт по организации проектной деятельности в начальных классах и опыт коллег, методистов, опубликованный в педагогической литературе, Интернете (Приложение 1).
Одним из средств повышения интереса к исследованию является компьютер, который есть дома у 76,9 % учащихся наших классов. У детей сформированы первоначальные навыки работы с компьютером, Интернетом, так как они изучают предмет «Информатика», посещают занятия кружка «Первые шаги в информатике», а учебные кабинеты в начальной школе оснащены компьютером на рабочем столе учителя, мультимедийным проектором, принтером и сканером. Многие дети уже имеют опыт по представлению собранной дополнительной информации по окружающему миру, литературному чтению, русскому языку в виде гипер-медиа-сочинения (это аналог текстового рукописного сочинения традиционной школы, включающей в себя произведения, создаваемые детьми в рамках художественного труда и изобразительного искусства).
Мы предположили, что теперь учащиеся могут осваивать технические навыки и конкретные модели деятельности с применением средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). При этом обучение будет носить активно – деятельностный, проектный характер.
Учащийся выполняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него, и при этом:
- осваивает модели учебной деятельности;
- приобретает конкретные технические навыки в использовании ИКТ, получает представление о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов);
- получает наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий;
- развивает навыки общения.
Как известно, технология организации проектной деятельности состоит из следующих этапов: подготовительного или вводного,. поисково-исследовательского..Поисково-исследовательский этап сменяется трансляционно-оформительским. На этом этапе происходит анализ полученной информации и формулируются выводы.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления проекта можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание человека.
Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяет достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация даёт возможность ученику самостоятельно скомпоновать собранный материал исходя из особенностей конкретного проекта. При разработке презентации учитывается, что она:
- быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
- вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
- усиливает воздействие выступления.
Последний этап работы над проектом – заключительный. Учащиеся публично защищают свой проект, подводят итоги. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры – важнейший социальный навык. За 7-10 минут необходимо рассказать о работе, её самых сложных моментах, особенностях, сделанных авторами открытиях. Чаще всего защита проекта не укладывается в регламент, поэтому к ней следует тщательно готовиться и заранее отрепетировать. Мультимедийные презентации PowerPoint в этом случае помогают оптимизировать данный этап.
Очень часто окончание работы над проектом является началом работы над следующим, т.к. в ходе деятельности у учащихся возникает новая проблема, которая формулируется в тему нового проекта. Мы поощряем такое желание детей, и лучшие работы ежегодно отправляем на общероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», который проводится Издательским домом «1 сентября». На сайте уже опубликованы работы: «Растения луга в городе», «Сокровища Александровской Слободы», «Птицы нашего города», «Царство на берегах Нила. Древний Египет».
Конечно, не у всех ребят получалось всё сразу, но они при работе над своим проектом познакомились с основными приёмами создания презентации PowerPoint, а вставка звука, анимирование слайдов вызвало у них ещё больший интерес. Как уже говорилось выше, ученики наших классов были в достаточной мере подготовлены к работе с использованием ИКТ, так как посещали занятия кружка «Первые шаги в информатике», которые проводили учитель информатики МБОУ СОШ №11 Волков Ю.П. и учитель начальных классов Волкова Т. П. Именно на этих занятиях младшие школьники получили первый опыт создания собственных проектов в google_protectAndRun ("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Универсальной учебной компьютерной среде ПервоЛого, разработанной российским Институтом новых технологий образования совместно с канадской фирмой Logo Computer Systems Inc.
Данная программа интегрирует графику, программирование, мультипликацию, звуки и позволяет осуществлять проектный подход к занятиям по всем направлениям учебного плана, а так же объединять на одном уроке различные школьные дисциплины, поэтому интересна для ознакомления и применения она будет и педагогам.
В основу обучения детей положены практические групповые занятия, проводимые в классе, оснащённом современными персональными компьютерами, подключёнными к локальной сети. Продолжительность занятия – 30 мин, в том числе на компьютере не более 20 мин. Одним из главных методов изучения материала является самостоятельное выполнение практических заданий на компьютере. Идёт освоение детьми первоначальных навыков работы на компьютере с использованием интегрированной графической среды ПервоЛого, они учатся работать с различными видами информации, в т.ч. графической, текстовой, звуковой, обучаются основам алгоритмизации и программирования, приобщаются к проектно-творческой деятельности.
Подтвердились ожидаемые результаты обучения – умение учащимися самостоятельно осуществлять творческие проекты в интегрированной мультимедийной среде ПервоЛого, так как на создание простейших мультимедийных проектов по заданной теме, создание собственных мультимедийных проектов и конкурс творческих проектов отводится достаточное количество учебного времени – 28 часов из 68. Опыт работы педагогов, проекты учащихся представлены на сайте ИД «1 сентября» в фестивале педагогических идей «Открытый урок» в 2007 году.
По результатам диагностики, проведённой психологом в классах, где дети занимаются проектной деятельностью, уровень школьной мотивации (методика Н. Г. Лускановой) имеет положительную динамику, что отражено на графике (рис.1).
Рисунок 1.
Сокращённый вариант теста Амтхауэра (А.Н. Воронин, С.Д. Бирюков) показал, что в результате работы по созданию собственных проектов, значительно возросло количество детей, умеющих работать с информацией различного уровня (рис.2)
Рисунок 2.
Уровень развития креативности у младших школьников в наших классах был определён с помощью тестов креативного мышления П. Торренса (обработка Е.Е. Туник). На графике показано отсутствие отрицательной динамики данного качества (рис.3).
Рисунок 3.
Таким образом, мы имеем возможность формировать личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования: овладение начальными навыками адаптации в динамично меняющемся и развивающемся мире; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий, различных способов поиска, сбора, обработки, передачи и интерпретации информации, а также освоение способов решения проблем творческого и поискового характера ведёт к освоению метапредметных результатов.
В заключение, хочется сказать, что использование метода проектов действительно является средством формирования и развития личности младших школьников, готовит учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.