Смело заявлю: «Все любят книжки с картинками». Подтвердят многие, что это верно. Многочисленные беседы с детьми за время 25-летней работы в школе часто касались и вопроса оформления школьных учебников. Детей в наше время постоянно упрекают в том, что они не читают книг. Много причин тому, но одна из них – это «серое оформление». Сразу услышу возражение: «Нет, есть учебники ярко, красочно оформленные, богато иллюстрированные!» Да, но не все. Вот о работе с этими «обделёнными книгами» и поведу разговор.
Первый вводный урок во всех классах уже много лет у меня начинается с рубрики «Знакомство с учебной книгой». Алгоритм действий увлекает ребят и вот почему: без спешки мы сначала держим книгу в руках, проверяем её «на вес», внимательно рассматриваем со всех сторон – эта мелочь, как может показаться на первый взгляд, помогает ребятам понять значимость, важность работы! Нам всё нужно разобрать: кто автор книги, указав не только фамилию, но и имя автора , и его отчество полностью. Затем дети зачитывают полное название книги, не забывая про указанные на обложке даты. И только после этого находят и говорят, где издана книга и в каком издательстве. А дальше предлагаю задание «на скорость» – ищут ответ на вопрос: «Сколько в учебнике глав, параграфов, где помещены хронологические таблицы, словарь, цветные вкладки, документы». Каждый ответ ребёнка отмечается мной в «Карте активности ученика на уроке», что стимулирует их на получение отметки. В работу включены все дети, поиск и нахождение нового всегда и всем интересно!
Завершается это вид учебной деятельности заданием «Выбери и назови из списка в оглавлении, текст какого параграфа тебе захотелось сразу прочитать и почему?» Учащиеся выступают аргументированно, создаётся атмосфера дискуссии, позитивной всегда, что особенно ценно.
Домашнее задание обязательно включает чтение
выбранного учеником параграфа с кратким
пересказом основного содержания. Цель
достигнута – интерес разбудили, вопрос о
мотивации на данном уроке решён положительно, а
что дальше, как удержать этот успех ещё на 69
уроках истории или на 34 уроках обществознания? На
первом уроке всё помогает учителю: после лета
дети соскучились, да и поиграть никто не против,
контроль их умений скрытый, оценка результата
только положительная. А вот дальше идут будни
обучения.
Как я решаю это противоречие – между высокой
мотивацией на начало учебного года и перегрузом
трудоёмкой работы еженедельно у учеников, когда
мотивация «просто на глазах уходит».
В данной статье ставится цель не рассказать обо всех методических приёмах в моей практике, а показать, как решается выделенное мной противоречие через создание электронных приложений к учебникам по истории и обществознанию.
Итак, пришёл второй, за ним третий, четвёртый уроки и т.д. Пересказ текста сменяет лабораторная работа, за ней практическая, просмотр видеосюжетов, чтение стихов, написание сообщений и докладов, работа с периодической печатью, встречи с интересными людьми, работа с книжным фондом, дискуссии, создание малых и больших проектов, выступление на конференциях, викторины, публикации в школьной газете, олимпиады, конкурсы. То, что здесь перечислено, выполняют практически все учителя истории и обществознания – таковы требования времени. Дети много используют Интернет-материалов, тоже примета времени. А не забыли ли мы о главном герое рассказа, ШКОЛЬНОМ УЧЕБНИКЕ? Нет, не забыли, мы им пользуемся на каждом занятии, но от частоты использования он не стал красочным. Цветные вкладыши в нём далеко не по всем темам представлены, и находятся они в середине учебника, а не после каждого параграфа, можно и забыть к какой теме они относятся.
Вот и пришло решение о разнообразии «серого материала» посредствам создания электронных приложений к учебникам. На практике это происходит так: я объявляю о Конкурсе Презентаций по какой-либо теме. Дети получают инструкцию-алгоритм выполнения задания с правом корректировать, внося свои предложения. Создают Презентации в электронном виде, только используя текст указанных параграфов учебника (это главное условие). Интернет-ресурсы используют для музыкального и иллюстративного оформления. Работают группой, где распределены роли самими учащимися (чтец, оператор, дизайнер, составитель текста и т.д.). Работа завершается Парадом Презентаций в присутствии жюри.
Обсуждение сильных и слабых сторон созданных презентаций, выявление ошибок, поиск путей исправления этих ошибок, участие в выполнении заданий по содержанию, поощрение лучших исполнителей – всё это проходит удивительно и эмоционально насыщенно!
Затем создаётся творческая группа из учащихся, выразившая желание продолжить работу в данном направлении. Ученики исправляют ошибки, неоднократно возвращаются к текстам, отбирают лучшее, советуются с учителем не только истории, но и информатики. Итогом становится создание диска, который содержит богатый материал, иллюстрированный, музыкально оформленный. Тема представлена совершенно по-другому, материал адаптирован.
Обычно, я организую внеклассную встречу, на
которой старшеклассники дарят созданный ими
ДИСК – ЭЛЕКТРОННОЕ ПОСОБИЕ тем, кто идёт за ними
(например, 8-й 7-му классу) для работы каждого
ученика. Так состоится передача эстафеты
поколений, обмен опытом, сотрудничество, общая
соборная радость от важности выполненного дела!
И учебник стал вдруг ближе и понятнее, произошло
примирение с ним и тогда фраза «Книга – лучший
подарок!» действительно наполнится
искренностью для детей, ради которых и пишут
школьные учебники.