«Ты мира не узнаешь, не зная края своего» (М.Горький)
Цель развлечения: приобщать дошкольников к культуре и быту поморов на основе использования исторических фактов из жизни М.В.Ломоносова и фольклора северного края (песни, частушки, игры, пословицы, поговорки, загадки), продолжать развивать творческие способности детей в разных видах деятельности (музыкальная, речевая, театрально-игровая), воспитывать у дошкольников интерес к изучению культуры и истории северного края.
Материал к развлечению:
оформление зала: центральная стена представлена
в виде крестьянской избы (стол, лавки, утварь,
декорированное окно (море, корабли),правая
сторона изображает береговую линию (макет
парусного судна, рыбацкие сети, коряги, пни,
камни, экран для мультимедийного представления),
на левой стороне располагается музейная
экспозиция, посвященная творчеству
М.В.Ломоносова (Приложение 1,
фото1,2,3);
народные музыкальные инструменты: ложки с
бубенцами, бубен, рожок, трещотка; демонстрационный
материал: слайды, предметы музейной
экспозиции;
музыкально-художественный материал:
фонограммы «Шум моря», «Северная песня», «Широко
лежишь, ты, Море Белое», «Лирическая оркестровая
песня» (Е.Туровник); частушки, поговорки,
пословицы, загадки, хороводные игры.
Персонажи: Сказительница, отец – Василий Дорофеевич, Мишаня, дети – Андрейка, Гераська.
Предварительная работа: чтение художественных произведений о жизни поморской семьи, разучивание с детьми хороводов, песен, игр экскурсия к памятнику М.В.Ломоносову.
ХОД РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Дети входят в зал, подходят к музейной экспозиции.
Ведущий:
Что за чудо?
Что за действо?
Все свершилось, как во сне, –
Ломоносовых семейство стало знатным на Двине.
И во всем поморском крае,
Под полярною звездой
Ломоносова узнает по обличию любой (В. Ушаков).
(Приложение 2, слайд 1)
Ломоносов – рост саженный.
Ломоносов – твердый шаг.
Ломоносов – свет науки.
Ломоносов – на устах. (В.Ушаков)
(Приложение 2, слайд 2)
Ребенок:
Вот повернуть бы время вспять,
Чтоб получше все узнать.
Ведущий:
В руках подзорная труба,
Нас вмиг перенесет туда,
Где были-небыли живут,
Где земляки Ломоносова чтут.
Ведущий:
Мы времени отчет начнем
И в прошлое все попадем..
(Звук метронома)
Звучит музыка, дети исполняют хоровод:
«Как по морю, морюшку» (Приложение
1, фото 4)
Появляется Сказительница, приветствует детей. (Приложение 1, фото5)
Сказительница:
Кто у ворот,
Что за народ?
Дети:
Это мы к Вам в дом,
Не с худом, а с добром!
Чтоб услышать о поморе,
О его мечте и доле.
Сказительница.
Рада я гостям, как добрым вестям.
Присесть вас приглашаю, сказание начинаю.
Сказительница: В Архангельской губернии, в деревне Мишанинской в семье крестьян – поморов родился мальчик. Назвали его Мишаней. Матушка очень любила своего сына, баловала его, пока был маленький, сказки сказывала. По обычаю поморскому на пять лет Мишане подарили родители первую азбуку. Матушка, сколь могла, помогала грамоту осваивать. Вскоре Михаил научился читать. Очень он к чтению пристрастился.
(Приложение 2, слайды 3, 4, 5)
Сказительница: Вот подрос сын, отец стал обучать его поморскому промысловому труду. А только исполнилось Михайле 10 лет, Василий Дорофеевич впервые взял его в море на промысел.
(Выходят отец – взрослый, Мишанька – ребенок)
Отец: Пора, Мишаня, тебе со мной на рыбный промысел собираться. Будешь мне помощником. Знай, помор наукой отцовской, дружками, да своим трудом силен. В народе не зря говорят, что море закалку дает и телу, и сердцу. Пока ветра по Двине дуют, нать выходить удачу искать. Ведь жизнь наша вся от моря зависит, от улова. Соберем артель, да под парусами выйдем.
Звучит фонограмма песни «Широко лежишь, ты, море Белое» в исполнении Северного русского народного хора
Сказительница:
Корабль плывет на промысел белухи
Из Холмогор в студеные моря.
Маячат сбоку сосны – вековухи.
Высокие кресты монастыря.
(Василий Дорофеевич и Мишаня занимают место в рыбацком судне).
Звучит фонограмма: «Шума моря»
(Приложение 2, слайды 6, 7, 8)
Мишаня: Как красиво и как занятно, тятя, кругом. А интересно, на дне моря трава растет? Почему прилив сменятся отливом? Почто звезды только ночью видны? Откуда сполохи на небе берутся?
(Приложение 2, слайд 9)
Отец: Не о том помышляешь, Михайло. А ну, берись за дело, поворачивайся живей. Работа помора из века на море.
Звучит фонограмма песни «Как по морю синему» в исполнении Северного русского народного хора.
Отец: Хорош нынче улов, богатый. Вышло время, пора и домой возвращаться. (Приложение 1, фото 6)
Отец: В этот раз погода нас милует. Вот помню, в прошлом году случай. Не зря в народе говорят: «Закипела в море пена – будет ветру перемена». Так и вышло. Шли мы по осеннему океану домой. К ночи стал крепчать ветер, с гребней волн рвало белую пену. Того и гляди, на берег вынесет океан нашу «Чайку», на камни какие подводные набросит, а то и с другим судном столкнет. Кругом тьма, не видно ничего (Приложение 2, слайд 10).
Мишаня:Тятя, а разве нет такой трубы, чтобы и ночью в нее видно все было как днем.
Отец: Да если б нашелся умелец, который смастерил такую трубу, я бы первый ее купил. Ох, и облегчила бы она нам плавание, были бы мы тогда, как птицы ночные. И днем и ночью путь смогли бы себе проложить по морю. Да, и радость и горе – все от моря.
Звучит лирическая оркестровая песня в обр. Б.Туровника
Сказительница: Так из года в год ходил Михайло с отцом на рыбный промысел. Тяжела рыбацкая доля. Не все возвращались домой. Забирало море себе рыбаков. Как говаривали: «Кто на море не бывал, тот и горя не видал». А Михайло с отцом всегда возвращались. Видно судьба их оберегала. Вот и в этот раз возвратились они с богатым уловом.
Звучит фонограмма: «Шум моря, крик чаек».
Танец «Зуйков» (Северные наигрыши в обр. Е.Дербенко)
(Приложение 1, фото 7)
Герои вступают в диалог.
Мишаня: Здорово живешь, Гераська.
Гераська: Здорово, здорово. Ну как в
первый то раз не страшно было в море?
Михайло: Нет. Занятно очень.
Гераська: А что интересного видел?
Михайло: А я кита видел.
Гераська: да ну!
Михайло: Я его видел издали. Будто
качается на волнах темный остров, а из скалы
бьет кверху вода. А это не остров, а рыба-кит
огромный, страх! Вот не соврать, на спине целую
де6ревню можно выстроить. А пасть у него, что
ворота тесовые: целый корабль может заплыть с
парусами.
Андрейка: А ты не врешь?
Михайло: Может и приврал маленько, ведь
я его не мерил.
Андрейка: Эка невидаль! На кита издалека
посмотрел.
Михайло: Не только посмотрел. М этих
китов промышляли.
Андрейка. Уж и промышляли! Тебя там не
хватало.
Михайло: Раз с собой взяли – значит, не
хватало.
Гераська: Расскажи. Страсть как
послушать охота.
Михайло: Ну ладно. Выехали мы на
промысел. Как подплыли, гарпунщик стал кидать в
кита гарпуном. Андрейка, а ты гарпун видел.
Андрейка: Каждый день вижу. У нас
дедушка гарпунщиком был. Его гарпун у нас не
стене висит. Это такая палка крепкая, на одном
конце у нее крючок острый железный, а к другому
концу привязан длинный канат.
Михайло: Верно. Метнут гарпунщики
гарпун. Крючки в кита вопьются, и так начнет кит
метаться, а мы за ним мечемся на этом канате,
прямо буря.
Гераська: Что, силенок – то хватило
тебе кита тянуть.
Михайло: А давай померяемся…
(Приложение 1, фото 8)
Игра «Перетяни палку»
Выходят девочки.
– Хватит палку тянуть.
Выходите на круг парни с девками.
Да порадуйте вечер припевами.
Дети исполняют частушки, играют на народных музыкальных инструментах (ложки с бубенцами, рожок, бубен, трещотка)
1) На веселое гулянье
Дроли не явилися.
Они шли через болото,
Клюквой подавилися.2) Нам сказали, ягод много –
Мы по ягоды пошли.
Нашли по ягодиночке,
Что не вошли в корзиночки.3) Все ребята, как ребята,
А мой милый на печи.
Все ребята на гулянье,
А мой – с книжкой на печи.4) Извини, моя милая,
Что гостинца не принес, –
Положил в сенях на лавочку,
Не знаю, кто унес.5) А Мишанински ребята
Испугалися овец.
Гераська в гору, Колька в лес,
Андрейка на угол залез.6) Ах ты, милая моя,
Я тебя утешу:
Куплю связку кренделей,
На тебя навешу.
(Приложение 1, фото 9)
Мальчик:
Продолжаем пляски хороводные.
Начинаем игрища народные.
Девочка:
Заводи ходец,
Молодой удалец.
Дети встают в круг. Мальчик поворачивается к девочке лицом, кланяется и говорит: "Свет краса, люба девушка, не откажи хоровод с тобой водить".
Хоровод – игра «А у нас ноне белый день»
Гераська: Петь да плясать все
горазды, а вы загадку мою отгадайте, да ум свой
попытайте.
Села курица на вешалы – крылья до земли
повешены. (Рыболовные сети развешаны на
кольях)
Мишаня: Загануто нехитро, да догадаться не непросто. Теперь мои отгадайте.
1. Горит без дров, без керосина, без дыма. (Солнце).
2. Мать толста, дочь красна, отец горбоватый, сын
кудреватый. (Печь, огонь, кочерга, дым.)
3. Дом шумит, хозяева молчат. Пришли люди,
хозяев взяли, а дом в окна ушёл. (Рыбная
ловля.)
4.Уродился зверь от мая месяц, от бурых четвергов,
верховых пятниц. Не ест ни утки в поле, ни рыбки в
море, ест коня да олени, да полчеловени. (Комар)
Сказительница. Так и велось. Осенью, когда возвращались рыбаки, привозили рыбу, припасы на зиму, подарки, в домах появлялся достаток, начинались вечеринки, гулянья, посиделки, где юные поморы состязались в ловкости, удали да сообразительности. Среди всех выделялся Михайло и силой, и остротой ума.
Звучит фонограмма «Лирическая оркестровая песня» в обр. Б.Туровника.
Сказительница: За много лет, что
ходил Михайло с отцом в моря, закалился он духом,
окреп, обучился делу мореходному. Опытные моряки
учили его ставить паруса пользоваться компасом,
определять путь по звездам, рассказывали о
повадках морских рыб, о подводных течениях, об
изменениях в погоде. Однако, не нашел Михайло
ответы на свои вопросы.
«Большим наукам у нас здесь обучаться негде»,
– говорил Михайло сосед Иван Шубин. И вот
зимой с рыбным обозом отправился Михайло в
Москву постигать науки.
(Приложение 2, слайд 11)
«Ни бури, ни вьюги, метели
Его удержать не смогли.
И шел он к намеченной цели,
Куда его думы влекли.
И быстро промчалось время,
И северный серый мужик,
Узнавши тяжелое бремя,
Он стал знаменит и велик. (М.Леонов)
(Приложение 2, слайд 14)
Сказительница.
О том быль поморская ведется,
Из уст в уста передается.
Завершаю я сказанье.
А вам вышло назиданье:
«Сначала аз, да буки, а там и науки!»
(Дарит детям азбуку, уходит).
Ведущий:
Возвращаться нам пора.
В руках подзорная труба?
(Все подходят к музейной экспозиции)
Она перенесет всех нас в наш век, наш год, наш час.
Время движется вперед.
На дворе 2011 год.
(Слышится звук метронома)
Ведущий:
В необычном путешествии сегодня побывали.
И много интересного о Ломоносове узнали.
Где жил, как рос, что он умел, как к знаниям стремился.
К наукам многим путь открыл, и эти мы гордимся.
(Приложение 2, слайды18, 19)
На память о путешествии ведущий дарит детям медальоны с изображением ученого.