Экскурсия как одна из форм работы над ученическим проектом

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Экскурсия всегда была одной из форм досуга, но в то же время любая экскурсия предполагает освоение нового культурного материала, обогащает и развивает человека. Поэтому мы обратились к экскурсии как одному из источников получения информации для наших школьных проектов.

Первые сведения о проведении экскурсий для детей относятся ко 2-й половине XVIII века. Этому способствовали переведенные на русский язык произведения известного чешского педагога Яна Амоса Каменского, который отводил важное место наглядности и предметности в системе обучения и воспитания. “Школьный устав” 1804 года рекомендовал не только устраивать прогулки на природу, но и посещать мануфактуры, мастерские ремесленников и другие предприятия. К. Д. Ушинский отверг схоластические приемы преподавания, разработав основы научной педагогики и предложив наиболее активный метод обучения – экскурсию. Появление “родиноведения” дало толчок развитию мысли о предметности и наглядности изучения родного края.

В современной экскурсии можно выделить три функциональные составляющие: информационно-познавательную, развлекательную и воспитательную.

В разные исторические периоды развития нашей страны экскурсии выполняли различные задачи, но неизменной всегда оставалась одна – приобщение подрастающего поколения к отечественной культуре.

Со дня основания нашей школы (1966 г.) педагогический коллектив всегда уделял особое внимание взаимосвязи между программным и внепрограммным материалом. Учитывая то, что экскурсия – один из способов предметного освоения мира, что она коллективная и является методом социального воспитания, методическое объединение учителей русского языка и литературы разработало экскурсионные программы, которые позволили ученикам нашей школы познакомиться с историей и культурой нашей огромной страны. Среди них экскурсии в различные города России: Санкт-Петербург, Смоленск, Новгород, Валдай, Тулу, Углич и т.д. Конечно же, мы посещаем и такие литературные усадьбы, как Мураново, Абрамцево, Мелихово и др. Долгие годы мы мечтали посетить Болдино осенью, и только в 2005 г. наша мечта осуществилась – был разработан трехдневный маршрут Москва – Дивеево – Болдино – Муром – Москва.

Но наш самый любимый экскурсионный маршрут – Москва – Наумово – Пушкинские Горы – Печеры – Изборск – Великий Новгород – Москва. Он разрабатывался в 1991 году при участии директора школы Теплицкого А. С. и экскурсовода БП г. Москвы Ершовой А. Г.

Во время этой экскурсии мы собираем материал для ученических проектов и творческих работ. Так, для работы над проектом “Приют задумчивых дриад” перед началом экскурсии школьникам были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить документальные источники о жизни А. С. Пушкина в Михайловском.
  2. Проследить, как пушкиногорские пейзажи отразились в произведениях поэта.
  3. Выяснить, что вдохновляло Пушкина на создание произведений этого периода, и помогла ли экскурсия учащимся в восприятии лирики поэта.
  4. Составить литературную карту Пушкиногорья, сделать фотоальбом, сопроводив фотографии отрывками из произведений А. С. Пушкина.

Цель нашей экскурсии – изучить и понять, как Пушкиногорье находит отражение в произведениях Пушкина.

Понимая, что эти задачи нагляднее решить, побывав на Псковщине, мы обратились к экскурсионной форме работы.

Маршрут нашей экскурсии начинается от школы. Проезжая по территории Северного округа г.Москвы, мы говорим о творчестве М. Ф. Казакова, истории создания Петровского подъездного дворца, вспоминаем отрывки из “Евгения Онегина”; минуя г. Истру, беседуем о жизни и творчестве А. П. Чехова и И. И. Левитана, а также о реформаторе русской Церкви патриархе Никоне, стрелецком бунте, любуясь при этом красотой величественного Воскресенского монастыря.

В ходе экскурсии мы вспоминает о жестоких сражениях, которые шли в годы войны под Волоколамском, Ржевом, Великими Луками.

Наша первая экскурсионная остановка в селе Наумово. В усадьбе деда М. П. Мусоргского создана экспозиция, посвященная творческой деятельности композитора. Во время экскурсии ребята знакомятся с историей создания оперы “Борис Годунов”, слушают отрывки из музыкальных произведений М. П. Мусоргского. На территории усадьбы расположена экспозиция, рассказывающая о крестьянском быте псковитян XIX века. (Собранный материал помогает в работе над другими проектами учащихся.)

Утро следующего дня начинается с посещения Святогорского монастыря. В нашей школе стало традицией почти каждый год, начиная с 1991 г., возлагать цветы на могилу величайшего поэта А. С. Пушкина. Надо отметить, что ребята очень трепетно относятся к этому ритуалу.

Затем мы посещаем Савкину Горку, где продолжается рассказ о работе над созданием драмы “Борис Годунов”, начатый в Святогорском монастыре, об истории нашей родины, о защите русских земель от войска Стефана Батория.

Затем мимо трех сосен, воспетых Пушкиным, мимо озера Маленец, неоднократно упоминающегося в произведениях поэта, проходим по заповеднику и посещаем усадебный дом поэта, домик Арины Родионовны и экспозицию в хозяйственных постройках. Именно здесь, при непосредственном контакте с окружающей природой, ребята начинают по-другому – более эмоционально – воспринимать поэзию Пушкина.

Не случайно после поездки многие пишут в творческих работах о том, что жить в Михайловском, видеть псковские просторы, Сороть, озера и не писать стихи – нельзя. При анкетировании на вопрос “Что, по вашему мнению, помогало Пушкину создавать произведения во время Михайловской ссылки?” 48 из 57 опрошенных ответили: “Красота окружающей природы”.

По окончании экскурсии через усадебный парк мы выходим к деревне Бугрово. Сейчас здесь отрыт музейный комплекс “Псковская деревня”. Во время последней экскурсии восьмиклассники заинтересовались экспозицией “Мельница”. Собранный во время экскурсии материал использован в проекте “Мельницы”.

Во второй половине дня мы посещаем Тригорское, где любил бывать “отшельник” в гостях у Осиповых-Вульф, и Петровское – родовое имение А. П. Ганнибала, прадеда поэта. Здесь ребята видят неповторимую обстановку усадеб, личные вещи поэта и окружавших его людей, их портреты, документы – то, что знакомо им по художественным произведениям.

На третий день мы отправляемся в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Этот единственный в своем роде архитектурный ансамбль расположен в котловане. Неповторимая красота и уникальное местоположение усиливают впечатление от рассказа экскурсовода об истории этого монастыря, посещении его Иваном Грозным, о злодеяниях, совершенных этим царем, невзирая на святость мест, о Ливонской войне.

Продолжая рассказ об истории России, мы переезжаем в древний Изборск, где ребята видят Труворов крест, живописнейшие Словенские ключи (или ключи Двенадцати апостолов), древнюю крепость. Так же, как и в Пушкинских Горах, мы даем ребятам возможность погулять по ландшафтному заповеднику (за это огромное спасибо экскурсоводу Гороховой Т. В., которая долгие годы работает с нашими группами и прекрасно понимает, что многие не смогут посетить эти места еще раз).

Во второй половине дня предусмотрены экскурсии по псковскому кремлю и обзорная – по городу, в программе которых – рассказ об истории Пскова и особенностях псковской архитектуры.

Вечером мы переезжаем в Великий Новгород. Утром четвертого экскурсионного дня – обзорная экскурсия по Новгороду, посещение новгородского кремля, Ярославова городища. Здесь продолжается рассказ о русской истории и архитектуре, мы знакомимся с памятником “Тысячелетия России” и, выезжая из Новгорода, посещаем церковь Архистратига Михаила, которую расписывал Феофан Грек. Ребята наглядно могут увидеть разницу между художественными приемами иконописи разных мастеров.

Возвращаемся в Москву по трассе Петербург – Москва. По повести А. Н. Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву” многим знакомы дорожные указатели. Проезжая Валдай, Торжок, Тверь, мы вспоминаем историю этих городов, народные промыслы, фамилии знаменитых людей, чьи судьбы связаны с этими местами.

Если есть возможность, заезжаем в село Раек Тверской области, где находится путевой дворец, построенный по проекту архитектора Львова.

Эта экскурсия построена таким образом, что включает в себя информацию не только по литературе, но и по истории, географии, музыке, мировой художественной культуре (в частности, по архитектуре, иконописи, живописи – в Изборске работал Н. К. Рерих) и даже по математике (во Пскове родился известный математик В. М. Брадис – создатель “Четырехзначных математических таблиц”). В ходе этой экскурсии ребята также приобретают знания по христианской культуре. Наша экскурсия политематическая, в ней можно выделить следующие направления:

  1. Искусствоведческое (творчество Мусоргского и др.);
  2. Историческое (Великая Отечественная война 1941–1945 гг. и др.);
  3. Литературное (творчество А. С. Пушкина и др.);
  4. Архитектурно-градостроительное (Псков и др.);
  5. Природоведческое/экологическое (Изборск и др.).

Это четырехдневное путешествие знакомит учащихся с уникальными уголками нашей Родины, расширяет кругозор.

Как правило, группы бывают смешанными, что позволяет решать одну из важнейших задач воспитания – сплочение школьного коллектива. Ученики разных классов собирают материал на заданную тему, но есть и общие задания.

После каждой экскурсии выполняются различные творческие работы: сочинения, эссе, стенгазеты, журналы и др. Учащихся 6 “Б” и 8 “А” классов подготовили фотовыставку “Псковская земля”, которую затем показали в специализированной школе-интернате г.Москвы. Позже самые удачные фотоработы, представленные на фотовыставке, ребята подарили учащимся средней общеобразовательной школы им. А.С. Пушкина села Большое Болдино Нижегородской области. А итогом экскурсии стала проектная работа “Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…”

Если в работе над этим проектом не было никаких изменений, то в проекте “Культурные и бытовые традиции славян” мы внесли существенные поправки. Материал, собранный после посещения города Мышкина и села Мартынова, мы решили дополнить после поездки в Смоленск, в Музей льна: оказалось, что льняные куклы-обереги, которые делали в Ярославской области, практически не отличаются от смоленских. Неожиданно мы вышли на новую микротему – “Этимология слов, связанных с историей русского национального костюма”. По-другому для ребят зазвучали привычные слова “рубаха”, “кокошник”, “пояс”, “полотно” и др. Учащиеся решили заняться историей происхождения слов и дополнить этим материалом свой проект.

Быть в Смоленске и не заехать в Талашкино, где все пропитано духом славянских символов и традиций, было невозможно.

По дороге в Смоленск находится Вязьма, где нам рассказали о славянском племени весьми и его традициях.

Таким образом, наш проект вышел за намеченные рамки, а собранный материал был разделен на два самостоятельных проекта.

Около Вязьмы находится Хмелита – усадьба дяди А. С. Грибоедова, в которой поэт и дипломат провел детские и юношеские годы. Узнав, что Грибоедов состоял в масонской ложе, увидев символы масонства, девятиклассники заинтересовались этой темой. Во время уроков литературы по комедии “Горе от ума” были созданы групповые проекты.

Результатом экскурсии в Константиново стали фильм о родине поэта и книга “Растения в творчестве С. А. Есенина”.

А рассказ о необычных музеях России (все музеи посетили учащиеся в составе наших экскурсионных групп) был оформлен в виде альбома “Необычные музеи России”, к которому была приложена электронная версия.

Все проектные работы используются во время уроков или во внеурочной работе школы.

Работа над школьными проектами, разработанными на материалах наших экскурсий, является для ребят одной из наглядных форм обучения, где сочетаются приемы наблюдения, беседы, интервьюирования.

Мы понимаем, что экскурсии возможны только в том случае, если семья поддерживает эту форму обучения и образования, и благодарны тем родителям, которые являются нашими единомышленниками, а нередко и путешествуют с нами и помогают своим детям в работе над проектами.

Не останавливаясь на достигнутом, мы каждый год стараемся готовить новый экскурсионный маршрут, понимая, что экскурсия – один из способов синтетического изучения окружающего мира и его предметного освоения.