Урок-обобщение по природоведению по итогам главы 1 "Изучение природы"

Разделы: Биология


Урок проводится в форме командной игры.

Класс разбивается на 4-5 команд. Выбираются капитаны команд. Учитель может назначить из учащихся, успевающих по предмету на отлично, помощников для ведения отчетности на доске.

Оборудование: электронная презентация (приложение 1), видеофрагмент (приложение), листы для записи терминов (приложение 2) и слайд с правильными ответами (приложение 3); листы с тестовым заданием (приложение 4) и слайд с ответами (приложение 5), листы с текстом “Найди ошибку” (приложение 6).

Задачи урока.

  1. Развивающие: развивать умения применять знания, сравнивать и делать выводы, логически мыслить.
  2. Образовательные: закрепить базовые знания о науках, изучающих природу, методах изучения природы, великих естествоиспытателях.

Ход урока

1. Вводная часть

Учитель объясняет цели и задачи урока. Если команды придумали своё название - выписываются на доске в заготовленную таблицу учета баллов.

Объявляются правила: команда-победитель получает отличные отметки, второй призёр и третий призёр - отметки “хорошо”, команды, занявшие последние места – пишут дополнительную работу, чтобы повысить свой статус до отметки “хорошо”.

2. Первый этап игры проводится по аналогии “Своя игра”

Начало хода разыгрывают, бросая кубик – у кого больше баллов – тот начинает и т.д. Если команда даёт неверный ответ – право хода переходит к следующей по жребию команде.

Задания выбирают с помощью электронной презентации. (Приложение 1)

Ответы на задания даны в таблицах:

Методы изучения живой природы

Наблюдение обсерватория Жан Анри Фабр Падение метеорита
Эксперимент окраска пламени планетарий, перелёт птиц Измерение веса, силы тяжести1
Оборудование фотоаппарат Спиртовка №4 Колба №3
Измерение Тонометр, артериальное давление Численность обитателей Коллайдер, скорость движения частиц

1 – при ответе на данный вопрос предполагается анализ видеосюжета, который дан в Приложении 8 (находится у автора), в презентации нужно настроить ссылку на данный файл (лучше его разместить в одну папку со всеми материалами к уроку).

Великие естествоиспытатели

Организмы Познания и применения Карл Линней Классификацию
Изменение организмов Чарльз Дарвин Эволюция Приспособления
Организмы и среда Биосфера Оболочки В.И. Вернадский

Науки о природе.

  1. Вещества.
  2. Веществ.
  3. Химия.
  4. Астрономия.
  5. Биология.
  6. Геология.
  7. Явлений.
  8. Физика.
  9. Экология.

Подводятся промежуточные итоги с подсчётом баллов.

3. Второй этап

Команды получают листок, на котором дано начало определения наук. Задача команд верно и без ошибок закончить данные определения. За скорость – 2 балла. За каждый верный ответ – 5 баллов.

Подводятся промежуточные итоги с проверкой работ (с помощью помощников учителя) и подсчётом баллов (Приложение 5).

4. Третий этап

Команды выполняют тест. Скорость выполнения не учитывается. После окончания работы, команды лист с ответами с целью последующей проверки передают в следующем порядке: 1-я команда – пятой команде, вторая – первой, третья – второй, четвертая – третьей, пятая – четвертой и проверяют по слайду ответов.

Подводятся промежуточные итоги с подсчётом баллов.

4. Четвёртый этап

Команды работают с листами заданий “Найди ошибку”. Нужно найти неверное приложение и написать его верно. Учащиеся должны исправить предложенные утверждения следующим образом:

Вариант 1

1. Чтобы лучше изучить многие явления, исследователи проводят наблюдения.

2. Слово “измерение” означает опыт.

3. При проведении эксперимента человек повторяет в лаборатории то или иное природное явление.

4. С помощью опыта можно узнать, что бывает с телами при нагревании.

Вариант 2

1. С помощью измерения можно узнать размеры и массу тел, их температуру, скорость.

2. Для этого используют измерительные приборы: линейку, рулетку, термометр.

3. Для изучения численности животных, наблюдают за норами, гнездами, оставленными следами.

4. Численность птиц определяют весной путем подсчета голосов.

Вариант 3

1. К наукам о природе относят естественные науки.

2. Телом называется любой предмет, любое живое существо.

3. Вещества, это то, из чего состоят тела.

4. Молекулы, атомы образуют вещества.

Проверка с использованием Приложения 7.

Заключительное подведение итогов с выставлением баллов

Литература:

А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008. – 174.