Урок проводится в форме командной игры.
Класс разбивается на 4-5 команд. Выбираются капитаны команд. Учитель может назначить из учащихся, успевающих по предмету на отлично, помощников для ведения отчетности на доске.
Оборудование: электронная презентация (приложение 1), видеофрагмент (приложение), листы для записи терминов (приложение 2) и слайд с правильными ответами (приложение 3); листы с тестовым заданием (приложение 4) и слайд с ответами (приложение 5), листы с текстом “Найди ошибку” (приложение 6).
Задачи урока.
- Развивающие: развивать умения применять знания, сравнивать и делать выводы, логически мыслить.
- Образовательные: закрепить базовые знания о науках, изучающих природу, методах изучения природы, великих естествоиспытателях.
Ход урока
1. Вводная часть
Учитель объясняет цели и задачи урока. Если команды придумали своё название - выписываются на доске в заготовленную таблицу учета баллов.
Объявляются правила: команда-победитель получает отличные отметки, второй призёр и третий призёр - отметки “хорошо”, команды, занявшие последние места – пишут дополнительную работу, чтобы повысить свой статус до отметки “хорошо”.
2. Первый этап игры проводится по аналогии “Своя игра”
Начало хода разыгрывают, бросая кубик – у кого больше баллов – тот начинает и т.д. Если команда даёт неверный ответ – право хода переходит к следующей по жребию команде.
Задания выбирают с помощью электронной презентации. (Приложение 1)
Ответы на задания даны в таблицах:
Методы изучения живой природы
Наблюдение | обсерватория | Жан Анри Фабр | Падение метеорита |
Эксперимент | окраска пламени | планетарий, перелёт птиц | Измерение веса, силы тяжести1 |
Оборудование | фотоаппарат | Спиртовка №4 | Колба №3 |
Измерение | Тонометр, артериальное давление | Численность обитателей | Коллайдер, скорость движения частиц |
1
– при ответе на данный вопрос предполагается анализ видеосюжета, который дан в Приложении 8 (находится у автора), в презентации нужно настроить ссылку на данный файл (лучше его разместить в одну папку со всеми материалами к уроку).Великие естествоиспытатели
Организмы | Познания и применения | Карл Линней | Классификацию |
Изменение организмов | Чарльз Дарвин | Эволюция | Приспособления |
Организмы и среда | Биосфера | Оболочки | В.И. Вернадский |
Науки о природе.
- Вещества.
- Веществ.
- Химия.
- Астрономия.
- Биология.
- Геология.
- Явлений.
- Физика.
- Экология.
Подводятся промежуточные итоги с подсчётом баллов.
3. Второй этап
Команды получают листок, на котором дано начало определения наук. Задача команд верно и без ошибок закончить данные определения. За скорость – 2 балла. За каждый верный ответ – 5 баллов.
Подводятся промежуточные итоги с проверкой работ (с помощью помощников учителя) и подсчётом баллов (Приложение 5).
4. Третий этап
Команды выполняют тест. Скорость выполнения не учитывается. После окончания работы, команды лист с ответами с целью последующей проверки передают в следующем порядке: 1-я команда – пятой команде, вторая – первой, третья – второй, четвертая – третьей, пятая – четвертой и проверяют по слайду ответов.
Подводятся промежуточные итоги с подсчётом баллов.
4. Четвёртый этап
Команды работают с листами заданий “Найди ошибку”. Нужно найти неверное приложение и написать его верно. Учащиеся должны исправить предложенные утверждения следующим образом:
Вариант 1
1. Чтобы лучше изучить многие явления, исследователи проводят наблюдения.
2. Слово “измерение” означает опыт.
3. При проведении эксперимента человек повторяет в лаборатории то или иное природное явление.
4. С помощью опыта можно узнать, что бывает с телами при нагревании.
Вариант 2
1. С помощью измерения можно узнать размеры и массу тел, их температуру, скорость.
2. Для этого используют измерительные приборы: линейку, рулетку, термометр.
3. Для изучения численности животных, наблюдают за норами, гнездами, оставленными следами.
4. Численность птиц определяют весной путем подсчета голосов.
Вариант 3
1. К наукам о природе относят естественные науки.
2. Телом называется любой предмет, любое живое существо.
3. Вещества, это то, из чего состоят тела.
4. Молекулы, атомы образуют вещества.
Проверка с использованием Приложения 7.
Заключительное подведение итогов с выставлением баллов
Литература:
А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008. – 174.