Предлагаю разработку модульного урока биологии в 9 классе “Типы размножения”.
Данный урок начинает тему “Размножение и индивидуальное развитие организмов”.
Тип урока: модульный. Урок ориентирован на активную учебную деятельность учащихся, что способствует быстрому и качественному усвоению учебного материала, обобщению и систематизации знаний по данной теме из других курсов биологии. Учащиеся самостоятельно достигают поставленной цели в процессе работы над модулем.
Цель урока:
Образовательная:
- сформировать у учащихся знания о размножении как основном свойстве всех организмов;
- систематизировать знания о типах размножения организмов дать характеристику полового и бесполого размножения: признаки, виды, значение.
Развивающая:
- совершенствовать умения работать с текстом, выбирать необходимую информацию;
- сравнивать и делать выводы.
Воспитательная:
- способствовать развитию у учащихся самостоятельности, ответственности, активности.
На уроке предусмотрена самостоятельная работа и работа в паре, взаимопроверка и самооценка.
В урок включены различные виды учебной деятельности: работа с текстом, заполнение таблицы, работа с биологическими терминами, лабораторная работа, тестовое задание на соответствие.
Использование на уроке видеофрагментов, делает урок белее интересным и способствует лучшему восприятию и осмыслению изучаемого материала.
Материал урока разбит на четыре учебных элемента. Начинается урок с определения цели учебной деятельности учащихся.
Первый учебный элемент включает задание, направленное на определение исходного уровня знаний по данной теме и активизацию мыслительной деятельности.
Второй и третий Учебные элементы - информационные блоки, во время работы с которыми, учащиеся составляют характеристики полового и бесполого размножения, работая с текстом учебника, просматривая видеофрагменты.
Цель четвертый учебный элемент проверить усвоение знаний, самоанализ и самооценка. На данном этапе учащиеся выполняют лабораторную работу, рассматривая гербарии растений, микропрепараты простейших и рисунки , определяют формы и способы их размножения, делают выводы, определяют степень овладения модулем и оценивают свою деятельность на уроке.
№ учебного элемента | Учебный материал с указанием заданий | Руководство к усвоению материала |
УЭ -0 3 мин |
Интегрирующая цель: при изучении модуля
вы должны Знать: типы и способы размножения; основные признаки и биологическую роль размножения и его типов. Уметь: приводить примеры; определять тип и способ размножения отдельных видов; давать сравнительную характеристику типов размножения и половых клеток; самостоятельно работать с текстом; делать выводы; оценивать свою работу. |
Внимательно прочитайте интегрирующую цель, определить, что вам уже известно, и что нового вы должны узнать. |
УЭ-1 5 мин |
Цель: определить исходный уровень
знаний. Подготовить устные ответы на вопросы: 1. Что называют размножением? 2. Почему размножение считают основным свойством организмов? 3. Какие типы размножения вам известны? 4. Чем половое размножение отличается от бесполого? |
- Внимательно прочитайте вопросы и
обдумайте ответы на вопросы. - Принимайте активное участие в обсуждении. - Оцените свою работу по пятибалльной системе |
УЭ-2 15 мин |
Цель: дать полную характеристику
полового размножения; составить сравнительную
характеристику половых клеток. Задания. Используя текст параграфа 13, выполнить задания: I. Дать определение понятий: гаметы, оплодотворение, зигота. II. Составить сравнительную характеристику женских и мужских гамет, распределив предложенные признаки между ними: Признаки: Гаметы: 1. Яйцеклетка; 2. Спермий или Сперматозоид; 3. Подвижны или неподвижны; А) женские гаметы; 4.Неподвижны или малоподвижны; Б) мужские гаметы 5. Образуются в семенниках животных или тычинках растений; 6. Образуются в яичниках животных или семязачатке растений; 7. Содержат ядерное вещество и большой запас питательных веществ; 8. Крупные клетки; 9. Мелкие клетки; 10.Содержат только ядерное вещество. III. Главной особенностью полового размножения является оплодотворение, используя текст учебника, п.13, подготовьте устные ответы на вопросы: - Что называют оплодотворение? - В чем особенность оплодотворения примитивных организмов? - Чем отличается оплодотворение инфузории- туфельки? IV. Сделайте вывод о биологической роли полового размножения? |
- Работайте в парах, - Определения понятий и вывод запишите в тетрадь; - Ответ в задании 2 запишите в виде последовательности букв. - Активно участвуйте в обсуждении результатов работы. - Оцените свою работу с данным учебным элементом по следующим критериям:
|
УЭ-3 10 мин |
Цель: дать полную характеристику
бесполого размножения. Задания. I. Какое размножение называют бесполым? Используя учебник, п.13, заполните таблицу: Способы бесполого размножения Особенности Примеры организмов 1. 2. 3. II. Сделайте вывод о биологической роли бесполого размножения. III.У большинства организмов бесполое размножение может чередоваться с половым, прослушав информацию и просмотрев видеоролик, ответьте на вопрос, почему это происходит. |
- Работайте в паре; - Принимайте активное участие в обсуждении результата работы. - Оцените свою работу, используя критерии УЭ-2. |
УЭ-4 | Цель: подвести итоги; проверить
усвоение знаний. Задания. I. Выполнить задание 3 стр.47 учебника II. Рассмотрите гербарии растений, микропрепараты простейших и рисунки с изображением животных, определите формы и способы размножения у следующих видов: земляника лесная, гидра обыкновенная, инфузория туфелька, заяц- русак, лук репчатый. III.Сделайте вывод о биологической роли размножения. IV.Определите, достигли ли вы заданных целей. Оцените свою деятельность на уроке Домашнее задание: п.13 Творческое задание: подготовьте сообщения о способах размножения любого живого организма. |
Работайте самостоятельно. Запишите домашнее задание |
Литература.
1. Учебник Основы общей биологии 9 класс Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М., Москва, Издательский центр “Вентана-Граф”, 2009 г.
2. Методическое пособие Основы общей биологии 9 класс, И.Н. Пономарева, Л.В. Симонова, В.С. Кучменко, Москва, Издательский центр “Вентана-Граф”, 2005 г
3. Основы общей биологии рабочая тетрадь для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений, Москва, Издательский центр “Вента-Граф”, 2006 г
4. Г.И. Лернер, Уроки биологии. Общая биология. Тесты, вопросы, задачи, Москва, Эксмо, 2005 г
5. Электронное пособие “Общая биология 9 класс”