Тема урока: "Бюджет семьи"

Разделы: Технология


Цели урока:

  • Дать понятие о бюджете семьи, ознакомить с видами доходов и расходов.
  • Научить производить расчет расходуемой электроэнергии и заполнять бланки по оплате.
  • Воспитывать бережливость, умение вести домашнее хозяйство.

Инструменты, приспособления, материалы: калькулятор, бланки квитанций по оплате электроэнергии, тетради, учебники.

Технологические сведения: Бюджет, доход, расход, дефицит, профицит.

Наглядные пособия: таблицы "Структура семейного бюджета", "Классификация расходов", инструкционные карты.

Межпредметные связи: экономика, математика (знание счета).

Практическая работа: Расчет статьи расходов. Заполнение квитанции на оплату электроэнергии

Методы обучения: Рассказ, беседа, объяснение; демонстрация, практическая работа.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуально-групповая.

Тип урока: комбинированный.

План занятия:

  1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока. Запись в тетради темы урока.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Инструктаж. Практическая работа.
  5. Заключительная часть. Оценки, итог, домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка присутствующих

Настрой на урок.

Сообщение темы урока.

Запись в тетради темы урока

2. Объяснение нового материала (1 часть)

Бюджет семьи - это структура всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год).

Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого либо вида деятельности. Все полученные средства составляют совокупные доходы.

Расход - это затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей (показать таблицу).

Большое влияние на доход оказывает инфляция, т. е. выпуск в стране чрезмерного количества денег. Она обесценивает заработки семьи.

Бюджет можно представить в виде весов (показать на доске). На одну их чашу помещаем доходы семьи, на другую - расходы (прикрепить на доску листы с названием). Чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудность в том, что набор расходов очень велик и важно выбрать наиболее важные.

Если весы находятся в равновесии: расходы равны доходам - бюджет сбалансированный. Если расходы превышают доходы - значит бюджет имеет дефицит. Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов то бюджет имеет профицит, т. е. называется избыточным. Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, т. к. это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство потребностей.

Структуру семейного бюджета, как и структуру любого другого бюджета, можно выразить в виде таблицы, которая состоит из двух разделов: доходы и расходы (показать таблицу). Условно все расходы можно подразделить на три группы: текущие (постоянные), периодические и единовременные (эпизодические).

3. Практическая работа

Инструктаж по выполнению практической работы № 1:

  1. Раздать каждому инструкционные карты и таблицы;
  2. Пользуясь таблицей распределить расходы по группам;
  3. Зачитать полученные результаты;
  4. Отметить работы учащихся;
  5. Сделать вывод практической работы.

Инструктаж по выполнению практической работы №2:

  1. Раздать бланки по оплате электроэнергии;
  2. Объяснить правила заполнения бланков;
  3. Заполнение бланков;
  4. Выполнить самопроверку, сверив полученные ответы с правильными ответами, которые указаны на обратной стороне бланков;
  5. Сделать вывод практической работы.

4. Объяснение нового материала (2 часть)

Планирование семейного бюджета - дело довольно сложное. Чтобы спланировать, сколько средств и на что будет израсходовано, надо располагать данными не только о своих доходах, но и знать цены товаров.

Для этого нужно, прежде всего, подсчитать общую сумму доходов. Из нее вычесть налоги, а затем те затраты, которые происходят ежемесячно (обязательные платежи). Далее следует определить сумму расходов на питание, транспорт, хозяйственно-бытовые нужды, предметы личной гигиены, медикаменты, посещение кинотеатров, концертов, приобретение книг и т. д. Нужно учесть сезонные расходы (подписка на газеты и журналы, праздники и т. д.). Необходимо также учесть карманные расходы членов семьи.

Семейная экономика нуждается, прежде всего, в планировании, тем более тщательном, чем скромнее бюджет семьи. (Выступление ученицы с рефератом).

5. Закрепление нового материала

Вопрос учащимся: "Что такое экономика?"

Обобщить ответ: Слово "экономика" произошло от слова "экономить" - значит блюсти, сберегать, быть бережливым хозяином.

Вопрос учащимся: " На чем можно экономить при ведении домашнего хозяйства?"

Обобщить ответы, перечислив возможные резервы экономии в быту: умение шить, вязать, ухаживать за вещами, делать заготовки на зиму, производить мелкий ремонт квартиры, правильно совершать покупки, экономно относится к продуктам, беречь электроэнергию, воду, тепло. Например: сократить расходы электроэнергии можно путем рационального размещения общего и местного освещения. Следует также помнить, что от загрязненных ламп и плафонов освещенность в квартире снижается на 10 - 15%. А вот утечка горячей воды из одного крана струйкой не толще спички за год приводит к потерям тепла, которого было бы достаточно для отопления одной квартиры в течение двух месяцев. А если не заделаны щели в окнах и дверях, то потребуется тепла в два раза больше.

Решим задачу: из неплотно закрытого крана вытекает тонкой струйкой вода, через минуту заполняется 250 гр. Стакан. Подсчитайте, сколько ее уйдет в канализацию за час, сутки (15л., 360л.).

Для того, чтобы экономно расходовать воду в квартирах устанавливают счетчики воды. Это приводит к значительной экономии при оплате коммунальных услуг.

6. Заключительная часть

Итог урока - мы сегодня познакомились с бюджетом семьи, доходной и расходной частью бюджета. Определили текущие, периодические единовременные расходы. Научились заполнять бланки по оплате электроэнергии. Определили пути экономии семейного бюджета.

Выставить оценки за работу на уроке.