Урок по теме "Род имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)

Образовательные цели:

  • Сформировать умение правильно определять род имён существительных.
  • Формировать основы учебной деятельности.
  • Тренировать мыслительные операции: анализ, обобщение, классификация.

Новое знание: способ определения рода имён существительных.

Задание для пробного действия: определить род имён существительных: страна, мальчик, перо, девочка, лебедь, солнце.

Фиксация затруднения:

1. Не могу определить род имён существительных.
2. Не могу предъявить эталон, по которому определил род имён существительных.

Причина затруднения:

1. Я не знаю, какого рода бывают имена существительные.
2. Я не знаю способа определения  рода имён существительных.

Цель деятельности:

  • Узнать способ определения рода имён существительных.
  • Научиться правильно определять род имён существительных.

Фиксация нового знания (эталон):

Демонстрационный и раздаточный материал:

1) пословица: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»

2) карточки-ребусы:

3) карточка для самопроверки ребусов: деревня, дерево, погода, картофель, восток, сорока, пальто, ученик.

4) карточка для обобщения о имени существительном

Имя существительное
предмет
кто? что?
одуш. и неодуш.
собственные и нарицательные
изменяются по числам

5) карточка со словами для пробного действия

Страна –  …
Мальчик   – …
Перо – …
Девочка   – …
Лебедь – …
Солнце   – …

6) эталон для определения рода имен существительных

7) образец для самопроверки работы в парах

Вечер (м.р) – день (ж.р)
Кефир (м.р) –  молоко (ср.р)
Корова (ж.р) – телёнок (м.р)
Осень (ж.р) –  лето (ср.р)
Лошадь (ж.р) – жеребёнок (м.р)
Мужчина (м.р) – мальчик (м.р)

8) карточки с заданием для самостоятельной работы

Напиши слова в три столбика:

Дом, метро, весна, город, поле, победа.

м.р                 ж.р.                 ср.р
(он, мой)      (она, моя)      (оно, моё)

9) образец для самопроверки самостоятельной работы

м.р                 ж.р.                   ср.р

дом                весна                 метро
город             победа               поле

10)  картинки для рефлексии

ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности

Учитель открывает на доске пословицу (Д-1)

– Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете? (Не нужно бояться того, что чего – то не знаешь, всегда можно это узнать.)
– Кто догадался, как будет построена работа на  уроке? (Мы должны сами понять, что мы ещё не знаем, постараться самим «открыть» новое)
– Я желаю вам удачи в работе на уроке.

2. Актуализация знаний

– С чего  мы начнём свою работу? (С повторения).
– С какой целью мы будем повторять? (Повторяя, мы определим, какие знания нам помогут сделать открытие).
– Я предлагаю начать работу с разгадывания ребусов. Вы должны будете разгадать ребусы и попробовать запомнить слова, которые у нас получаться. (Д-2)
– Запишите слова, которые у нас получились по памяти.
– Самопроверка. (Д-3)
– Кто запомнил все слова?  Молодцы!
–  Кто не смог запомнить все слова? Что мы им пожелаем?  (Быть более внимательными)
– Прочитайте ещё раз эти слова.
– Какое слово лишнее? Почему? (Дерево – с проверяемой безударной гласной, остальные слова из словаря)
– Выделите орфограммы.
– Что ещё объединяет эти слова? (Обозначают предмет,  имена существительные, стоят в ед. числе, нарицательные)
– На какие группы можно разделить данные слова? (2-х и 3-х сложные; кто? что?; одуш. и неодуш.)
– О какой части речи мы с вами сейчас вспомнили? (Имя сущ.)
– Обобщите всё, что мы знаем  об имени существительном. (Д-4)
– А  с какой целью мы это повторили? (Вспомнили, что знаем об имени существительном).
– Вы выяснили, что вы знаете, что теперь вы должны выяснить? (Мы должны выяснить, что мы не знаем об имени существительном.)
– А для этого, какое задание вам будет предложено? (Пробное задание, задание  с затруднением.)
– Работая с этим заданием, что вы узнаете? (Что нового будет сегодня на уроке, чего мы еще не знаем, что мы сегодня будем открывать).

3. Выявление места и причины затруднения

Учащимся  раздаются карточки со словами. (Д-5)

– К какой части речи относятся слова? (Сущ.) Докажите.
– Попробуйте за 1 мин определить род данных имён существительных.
– Итак,  время истекло. Кто не выполнил задание? (Вероятнее всего, что большинство детей не смогут выполнить это задание)
– Что не смогли сделать? (Определить род имён сущ.)

Если учащиеся выполняют задания, то затруднение фиксируется так:

– Кто выполнил задание?

Учащиеся поднимают руки. Учитель записывает на доске все варианты ответов.

– Кто выполнил задание, обоснуйте свои действия. (Вероятнее всего, большинство детей не смогут обосновать свои действия в полном объёме)
– Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свои действия)
– Какое задание выполняли? (Должны были за короткий промежуток времени определить род имён существительных)
– В чём затруднение? (В определении рода имён существительных)
– Почему же возникло затруднение?
(Не можем  определить род имён существительных.
Не можем  предъявить эталон, по которому определяли  род имён существительных.)

4. Построение проекта выхода из затруднения

– Сформулируйте тему урока. (Род имён существительных)
– Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать способ определения рода имён существительных. Научиться правильно определять род имён существительных.)
– Давайте составим план работы:
1) Установить, что такое род имён существительных.
2) Определить какого рода бывают имена существительные.
3) Вывести способ определения рода имён существительных.

5. Реализация построенного проекта

Род – это грамматический признак имени существительного.
– Давайте понаблюдаем за  словами.

Работа сопровождается записями на доске.

– Назовите мне слова, обозначающие предметы, которые вы видите вокруг себя.
– К каким из них можно подставить слова ОН, МОЙ?
– К каким из них можно подставить слова ОНА, МОЯ?
– К каким из них можно подставить слова ОНО, МОЁ?
– В русском языке три рода: мужской, женский, средний. Каждое существительное относится к одному из трёх имеющихся родов.
– Как вы думаете, какого рода имена сущ., к которым можно подставить слова ОН, МОЙ?  (м.р)
– Как вы думаете, какого рода имена сущ., к которым можно подставить слова ОНА, МОЯ?  (ж.р)
– Как вы думаете, какого рода имена сущ., к которым можно подставить слова ОНО, МОЁ?  (ср.р)
– Вернемся к пробному действию.
– Назовите имена существительные женского рода. Докажите.
– Назовите имена существительные мужского  рода. Докажите.
– Назовите имена существительные среднего  рода. Докажите.
– Что надо сделать, чтобы можно было воспользоваться этим способом в следующий раз? (Надо составить эталон.)

Работа в группах.

– Составьте эталон в группах самостоятельно.

Все варианты эталонов анализируются.
На доску вывешивается эталон. (Д-6)

– Как проверить сделанные выводы? (Нужно посмотреть в учебнике)
– Прочитайте правило на странице  19
– Сделайте вывод. (Мы сделали верное открытие)
– Что теперь вы можете делать? (Определять род имён существительных)
– Какой следующий шаг на уроке? (Потренироваться в использовании способа определения рода имён сущ.)

6. Первичное закрепление во внешней среде

1) Фронтальная работа

Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание (определить род имён сущ.) с комментированием (упражнение 404 стр.19)

2) Работа в парах

– Вы поработали все вместе, как вы будете работать сейчас? (В парах)
– Выполните задание …
– К каждому из данных слов назовите предмет или явление, которое по времени предшествовало предмету или явлению, обозначенному словом. Определите род имён существительных.

Вечер – …
Кефир – …
Корова – …
Осень – …
Лошадь – …
Мужчина – …

Образец: вата (ж.р) – хлопок (м.р)

Справка: телёнок, жеребёнок, мальчик,  день, молоко, лето.

Проверка проводится по образцу. (Д-7)

– Кто допустил ошибки? В чём она?
– Исправьте допущенные ошибки.
– Кто выполнил всё верно? Сделайте вывод. (Мы поняли способ определения рода сущ.)
– Как в этом убедиться? (Нужно выполнить самостоятельную работу)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

Учитель раздаёт учащимся карточки с заданием для самостоятельной работы. (Д-8)
На  выполнение задания отводится 2-3 минуты.
Учитель открывает образец  для самопроверки. (Д-9)

– Кто допустил ошибки? В чём она?
– Исправьте допущенные ошибки.
– Кто выполнил всё верно? Сделайте вывод. (Мы усвоили способ определения рода сущ.)

8. Включение в систему знаний и повторение

В конце урока я предлагаю выполнить задание упражнения 405 стр. 20.

– Определите главную мысль текста.
– В каких значениях употребляется в этом тексте слово «хлеб»?
– На какие правила встречаются слова?
– Выпишите слова с безударными гласными. Подберите проверочные слова.
– Выпишите слова с парными согласными. Подберите проверочные слова.
– Определите части речи выписанных слов.
– Определите род имён существительных.

9. Рефлексия учебной деятельности

– По окончании любой деятельности, что нужно сделать? (Подвести итог и проанализировать свою работу.)
– Какое открытие вы сделали на уроке? (Мы открыли способ определения рода сущ.)
– Достигли ли вы цели? Докажите.
– Кому удалось открыть новое самому?
– Кому не удалось? Почему?
– Проанализируйте свою работу: выберите карточки, соответствующие вашей работе на уроке. (Д-10)
– Молодцы! Хорошо поработали.
– Нужно ли ещё тренироваться в определении рода имён существительных?
– Продолжим работать по этой теме на следующем уроке.

Учитель комментирует домашнее задание.

10. Домашнее задание: стр. 20 упр. 407.