Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)
Образовательные цели:
- Сформировать умение правильно определять род имён существительных.
- Формировать основы учебной деятельности.
- Тренировать мыслительные операции: анализ, обобщение, классификация.
Новое знание: способ определения рода имён существительных.
Задание для пробного действия: определить род имён существительных: страна, мальчик, перо, девочка, лебедь, солнце.
Фиксация затруднения:
1. Не могу определить род имён существительных.
2. Не могу предъявить эталон, по которому
определил род имён существительных.
Причина затруднения:
1. Я не знаю, какого рода бывают имена
существительные.
2. Я не знаю способа определения рода имён
существительных.
Цель деятельности:
- Узнать способ определения рода имён существительных.
- Научиться правильно определять род имён существительных.
Фиксация нового знания (эталон):
Демонстрационный и раздаточный материал:
1) пословица: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»
2) карточки-ребусы:
3) карточка для самопроверки ребусов: деревня, дерево, погода, картофель, восток, сорока, пальто, ученик.
4) карточка для обобщения о имени существительном
Имя существительное предмет кто? что? одуш. и неодуш. собственные и нарицательные изменяются по числам |
5) карточка со словами для пробного действия
Страна – … Мальчик – … Перо – … Девочка – … Лебедь – … Солнце – … |
6) эталон для определения рода имен существительных
7) образец для самопроверки работы в парах
Вечер (м.р) – день (ж.р) Кефир (м.р) – молоко (ср.р) Корова (ж.р) – телёнок (м.р) Осень (ж.р) – лето (ср.р) Лошадь (ж.р) – жеребёнок (м.р) Мужчина (м.р) – мальчик (м.р) |
8) карточки с заданием для самостоятельной работы
Напиши слова в три столбика: Дом, метро, весна, город, поле, победа. м.р
ж.р.
ср.р |
9) образец для самопроверки самостоятельной работы
м.р
ж.р.
ср.р дом
весна
метро |
10) картинки для рефлексии
ХОД УРОКА
1. Мотивация к учебной деятельности
Учитель открывает на доске пословицу (Д-1)
– Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете? (Не
нужно бояться того, что чего – то не знаешь,
всегда можно это узнать.)
– Кто догадался, как будет построена работа
на уроке? (Мы должны сами понять, что мы ещё
не знаем, постараться самим «открыть» новое)
– Я желаю вам удачи в работе на уроке.
2. Актуализация знаний
– С чего мы начнём свою работу? (С
повторения).
– С какой целью мы будем повторять? (Повторяя,
мы определим, какие знания нам помогут сделать
открытие).
– Я предлагаю начать работу с разгадывания
ребусов. Вы должны будете разгадать ребусы и
попробовать запомнить слова, которые у нас
получаться. (Д-2)
– Запишите слова, которые у нас получились по
памяти.
– Самопроверка. (Д-3)
– Кто запомнил все слова? Молодцы!
– Кто не смог запомнить все слова? Что мы им
пожелаем? (Быть более внимательными)
– Прочитайте ещё раз эти слова.
– Какое слово лишнее? Почему? (Дерево – с
проверяемой безударной гласной, остальные слова
из словаря)
– Выделите орфограммы.
– Что ещё объединяет эти слова? (Обозначают
предмет, имена существительные, стоят в ед.
числе, нарицательные)
– На какие группы можно разделить данные слова? (2-х
и 3-х сложные; кто? что?; одуш. и неодуш.)
– О какой части речи мы с вами сейчас вспомнили? (Имя
сущ.)
– Обобщите всё, что мы знаем об имени
существительном. (Д-4)
– А с какой целью мы это повторили? (Вспомнили,
что знаем об имени существительном).
– Вы выяснили, что вы знаете, что теперь вы должны
выяснить? (Мы должны выяснить, что мы не знаем
об имени существительном.)
– А для этого, какое задание вам будет
предложено? (Пробное задание, задание с
затруднением.)
– Работая с этим заданием, что вы узнаете? (Что
нового будет сегодня на уроке, чего мы еще не
знаем, что мы сегодня будем открывать).
3. Выявление места и причины затруднения
Учащимся раздаются карточки со словами. (Д-5)
– К какой части речи относятся слова? (Сущ.)
Докажите.
– Попробуйте за 1 мин определить род данных имён
существительных.
– Итак, время истекло. Кто не выполнил
задание? (Вероятнее всего, что большинство
детей не смогут выполнить это задание)
– Что не смогли сделать? (Определить род имён
сущ.)
Если учащиеся выполняют задания, то затруднение фиксируется так:
– Кто выполнил задание?
Учащиеся поднимают руки. Учитель записывает на доске все варианты ответов.
– Кто выполнил задание, обоснуйте свои
действия. (Вероятнее всего, большинство детей не
смогут обосновать свои действия в полном объёме)
– Что вы не можете сделать? (Мы не можем
обосновать свои действия)
– Какое задание выполняли? (Должны были за
короткий промежуток времени определить род имён
существительных)
– В чём затруднение? (В определении рода имён
существительных)
– Почему же возникло затруднение?
(Не можем определить род имён
существительных.
Не можем предъявить эталон, по которому
определяли род имён существительных.)
4. Построение проекта выхода из затруднения
– Сформулируйте тему урока. (Род имён
существительных)
– Сформулируйте цель вашей дальнейшей
деятельности? (Узнать способ определения рода
имён существительных. Научиться правильно
определять род имён существительных.)
– Давайте составим план работы:
1) Установить, что такое род имён существительных.
2) Определить какого рода бывают имена
существительные.
3) Вывести способ определения рода имён
существительных.
5. Реализация построенного проекта
Род – это грамматический признак имени
существительного.
– Давайте понаблюдаем за словами.
Работа сопровождается записями на доске.
– Назовите мне слова, обозначающие предметы,
которые вы видите вокруг себя.
– К каким из них можно подставить слова ОН, МОЙ?
– К каким из них можно подставить слова ОНА, МОЯ?
– К каким из них можно подставить слова ОНО, МОЁ?
– В русском языке три рода: мужской, женский,
средний. Каждое существительное относится к
одному из трёх имеющихся родов.
– Как вы думаете, какого рода имена сущ., к
которым можно подставить слова ОН, МОЙ? (м.р)
– Как вы думаете, какого рода имена сущ., к
которым можно подставить слова ОНА, МОЯ? (ж.р)
– Как вы думаете, какого рода имена сущ., к
которым можно подставить слова ОНО, МОЁ? (ср.р)
– Вернемся к пробному действию.
– Назовите имена существительные женского рода.
Докажите.
– Назовите имена существительные мужского
рода. Докажите.
– Назовите имена существительные среднего
рода. Докажите.
– Что надо сделать, чтобы можно было
воспользоваться этим способом в следующий раз? (Надо
составить эталон.)
Работа в группах.
– Составьте эталон в группах самостоятельно.
Все варианты эталонов анализируются.
На доску вывешивается эталон. (Д-6)
– Как проверить сделанные выводы? (Нужно
посмотреть в учебнике)
– Прочитайте правило на странице 19
– Сделайте вывод. (Мы сделали верное открытие)
– Что теперь вы можете делать? (Определять род
имён существительных)
– Какой следующий шаг на уроке? (Потренироваться
в использовании способа определения рода имён
сущ.)
6. Первичное закрепление во внешней среде
1) Фронтальная работа
Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание (определить род имён сущ.) с комментированием (упражнение 404 стр.19)
2) Работа в парах
– Вы поработали все вместе, как вы будете
работать сейчас? (В парах)
– Выполните задание …
– К каждому из данных слов назовите предмет или
явление, которое по времени предшествовало
предмету или явлению, обозначенному словом.
Определите род имён существительных.
Вечер – …
Кефир – …
Корова – …
Осень – …
Лошадь – …
Мужчина – …
Образец: вата (ж.р) – хлопок (м.р)
Справка: телёнок, жеребёнок, мальчик, день, молоко, лето.
Проверка проводится по образцу. (Д-7)
– Кто допустил ошибки? В чём она?
– Исправьте допущенные ошибки.
– Кто выполнил всё верно? Сделайте вывод. (Мы
поняли способ определения рода сущ.)
– Как в этом убедиться? (Нужно выполнить
самостоятельную работу)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
Учитель раздаёт учащимся карточки с заданием
для самостоятельной работы. (Д-8)
На выполнение задания отводится 2-3 минуты.
Учитель открывает образец для самопроверки.
(Д-9)
– Кто допустил ошибки? В чём она?
– Исправьте допущенные ошибки.
– Кто выполнил всё верно? Сделайте вывод. (Мы
усвоили способ определения рода сущ.)
8. Включение в систему знаний и повторение
В конце урока я предлагаю выполнить задание упражнения 405 стр. 20.
– Определите главную мысль текста.
– В каких значениях употребляется в этом тексте
слово «хлеб»?
– На какие правила встречаются слова?
– Выпишите слова с безударными гласными.
Подберите проверочные слова.
– Выпишите слова с парными согласными. Подберите
проверочные слова.
– Определите части речи выписанных слов.
– Определите род имён существительных.
9. Рефлексия учебной деятельности
– По окончании любой деятельности, что нужно
сделать? (Подвести итог и проанализировать
свою работу.)
– Какое открытие вы сделали на уроке? (Мы
открыли способ определения рода сущ.)
– Достигли ли вы цели? Докажите.
– Кому удалось открыть новое самому?
– Кому не удалось? Почему?
– Проанализируйте свою работу: выберите
карточки, соответствующие вашей работе на уроке.
(Д-10)
– Молодцы! Хорошо поработали.
– Нужно ли ещё тренироваться в определении рода
имён существительных?
– Продолжим работать по этой теме на следующем
уроке.
Учитель комментирует домашнее задание.
10. Домашнее задание: стр. 20 упр. 407.