Урок-суд "Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

- выяснить особенности склонения имен прилагательных мужского и среднего рода;

- развитие умения определять род, число, падеж имени прилагательного;

- воспитание справедливости.

Ход урока

Орг. момент Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Чистописание Сс Сс

су спр

Суд вершить - справедливость творить.

- Как понимаете это предложение?

- Какие задания можно выполнить? (Орфограммы отметить, определить части речи)

- Какая часть речи, которая часто встречается в предложениях, здесь отсутствует? (Прилагательное)

- Что вы можете рассказать об имени прилагательном?

Сообщение темы - Прочитайте и скажите, по-вашему мнению, над какой из этих тем мы будем сегодня работать?

Карточка для групповой работы:

1. Склонение имен существительных.

2. Второе спряжение глаголов.

3. Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде.

(Обсуждение: что знают, что новое)

(Тема урока: склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде.)

На доске:
прилагательные
муж. род        ср. род

Работа по теме

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

- Жили-были братья имена прилагательные: мужской род и средний род. Жили дружно, другим частям речи помогали. Чем? (Ответы детей). У каждого брата был свой характер, отличающий их друг от друга.

- Как вы думаете, что это? (Ответы детей)

На доске:
Какой?    Какое?

- И вдруг происходит между братьями ссора. Средний род подаёт в суд на мужской род. Мужской род берут под стражу. (Прикрепить импровизированную цепочку) Как? За что? Почему?

- И вот прокурор предъявляет обвинение: (обвинительный лист в группы).

Падеж М.р. Ср.р.
И.
Р.
Д.
В.
Т.
П.
Какой?
-ой, - ый, - ий
Какое?
-ое, - ее

- В зал суда приглашаются свидетели:

Волк, дом, небо. (На доске)

- Вам предстоит их допросить и выяснить в чем же обвиняется м.р. имен прилагательных.

(Самостоятельная работа)

- И так, из-за чего произошла ссора? В чем обвиняется мужской род имен прилагательных? (В.п. – разные вопросы, у м.р. их два)

Физминутка - В зале суда объявляется перерыв.
Продолжение работы по теме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

- Посадят м.р. имен прилагательных в тюрьму, обойдемся мы без этих прилагательных?

- Создаем группу адвокатов. Кто это?

- Нам нужно выяснить: справедливо ли м.р. обвиняют, виновен он или кто-то другой. Выяснить это и предъявить в суд свои доказательства.

- Начинаем выяснение.

(Работа в группах по карточкам:

1. Как определить падеж прилагательного?

2. Вставить окончания, определить падеж прилагательных.

При хорош… уходе кукуруза вырастает выше человеческ… роста.)

(Взаимопроверка групп)

- Как определяем падеж прилагательного?

- Судебный процесс продолжается.

(Работа по карточкам:

Спишите, вставляя пропущенные окончания. Найдите словосочетания с прилагательными в винительном падеже, определите род, подпишите вопросы. Подумайте, почему они разные? От чего это зависит?

Вижу залитый лучами солнца зелен… луг. На лугу я заметил прекрасн… мотылька.)

- Зачитайте с/с винительного падежа с вопросами. Почему они разные?

- Какие вопросы вы задали бы к существительным и почему? (Сущ. одушевленные и неодушевленные)

- Что вы выяснили? Виновен ли м.р. имен прилагательных или ему это кто-то другой подстроил? Вынесите свой вердикт.

Закрепление - Мужской род имен прилагательных и не хотел ссориться со средним родом. Братья подружились. Посмотрите в таблицу на винительный падеж, как разрешился спор в сравнении с другими падежами?

(Сравнение)

- За то, что вы помогли братьям помириться, они вам предлагают свои задания (по выбору)

1. К записанным предложениям добавить свои, чтобы получился рассказ.

2. Подобрать подходящее по смыслу прилагательное. Определить падеж.

К …..ему брату, из …его молока, в …ом доме, …ым цветом, до …ого берега, над …ым зайцем, по …ому платью, от …ого дождя, при …ом морозе, к …ому флажку.

(Взаимопроверка)

Итог - К каким выводам пришли на уроке?

- Что вам понравилось?

- Какие виды работ хотели бы выполнять на следующем уроке?

- Поставьте себе оценку на полях за весь урок.

Д/p. Стр. 126, упр. 284 или сочинить сказку о винительном падеже имен прилагательных мужского и среднего рода.