Технология: применение модели на этапе открытия нового.
Цели: ввести новую счетную единицу – десяток; дать понятие и познакомить с записью и названием круглых чисел; учить графически представлять круглые числа, сравнивать их, складывать и вычитать; совершенствовать умения анализировать и решать задачи; развивать мыслительные операции, речь, мышление, память, внимание; воспитывать интерес к открытиям;
Оборудование: модель десятка, отрезки, карточки с названием круглых чисел.
Ход урока
I. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок –
Садитесь поудобнее,
Начнем скорей урок.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Практическая работа на доске и на партах из полосок бумаги.
1-й вариант. Возьмите 9 полосок и с их помощью составьте 5 треугольников (один ученик выполняет за доской).
2-й вариант. Возьмите 10 палочек и с их помощью составьте 7 треугольников. (один ученик выполняет за доской).
Остальные дети на партах.
Какие геометрические фигуры, кроме треугольников, еще видны? (Четырехугольники 2-х видов).
III. Постановка проблемы. Открытие нового.
Уберите из своей конструкции полоски, лежащие внутри треугольника.
Что осталось?
Что напоминает большой треугольник?
(Это модель десятка.)
Почему появилась треугольная модель десятка?
(Неудобно считать палочками, их надо связывать в пучок по 10 штук.)
Работа на доске и на партах: положите модель одного десятка, добавьте еще одну модель десятка.
Сколько получилось десятков?
Добавьте еще две модели десятка.
Сколько получилось десятков? (Получилось 4 десятка.)
Какое действие производили с десятками?
(Сложение.)
Уберите одну модель десятка. Какое действие производили?
(Вычитание.)
Какие единицы счета использовали при сложении и вычитании? (Десятки.)
О чем будем говорить сегодня на уроке? (О счетных единицах – десятках.)
Какие цели поставим перед собой? (будем складывать, вычитать и решать задачи с десятками, используя модель десятка).
Итак, сегодня на уроке, ее Величество – модель десятка.
Попробуем решить задачу, используя новую единицу счета.
На доске.
Купили два десятка простых карандашей и три десятка цветных карандашей. Сколько всего карандашей купили?
Запишите решение в тетради.
(Дети на доске и в тетрадях записывают решение задачи при помощи модели десятка, предварительно анализируя задачу.)
Ученик. Из условия задачи мне известно, что купили два десятка простых карандашей. Беру две модели десятка. Из условия задачи мне известно, что купили три десятка цветных карандашей. Беру три модели десятка. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо сложить модели.
На доске и в тетрадях:
Удобно ли использовать при записи решения графическую модель (неудобно, много тратим времени).
Лучше так (на доске и в тетрадях: 2д + 3д = 5д).
Но это тоже не самый удобный способ записей десятков при вычислении.
А как удобнее, давайте узнаем.
На доске.
Выведите закономерность получения исследующих моделей следующего числа.
Модели заменили числами: (на доске) 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90.
Что общего у этих числах?
(Оканчиваются нулями.)
Такие числа называются “круглые”.
Давайте запишем решения задачи при помощи круглых чисел (на доске и в тетрадях).
20 + 30 = 50(к)
Поставьте вопрос, чтобы задача решалась вычитанием.
(На сколько больше цветных карандашей, чем простых?)
На доске и в тетрадях: 30 – 20 = 10(к)
Обобщение: к какому выводу пришли? (Удобнее десятки обозначать не моделями, а круглыми числами, так удобно вычислять.)
Физкультминутка.
Зайка по лесу скакал, зайка корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки.
Шорох тихий раздается: кто-то по лесу крадется.
Заяц путает следы, убегает от беды.
Прыгнул вбок и обернулся,
И под кустиком свернулся.
Словно серенький клубок,
Чтоб никто найти не смог.
IV. Закрепление материала.
1. Определите, какое задание должны выполнить.
Надо записать числа или модели чисел.
2. Узнайте, можно ли сравнить:
3. Составьте выражение, запишите значение выражение.
На доске и в тетрадях: 20 + 40 = 60
б)
На доске и в тетрадях 70 – 30 = 40
в) Выполните сложение и вычитание.
V. Логическая таблица.
Найди закономерность и заполни пустые клеточки.
Итог урока: что узнали на уроке?
Достигли ли поставленных целей?