Тема: Конструирование образа птицы. Оригами.
Изделие: Птица – Счастья.
Цель: Углубить познания учащихся о народном декоративно - прикладном искусстве, научить детей приемам выполнения фигурки птицы способом оригами.
Задачи:
- Развивать представления детей о народных промыслах.
- Научить, детей приемам оригами с деталями конструктивного вырезания.
- Воспитывать интерес к народным промыслам, развивать чувства прекрасного, работать аккуратно.
Наглядность: Щепная птица, готовый образец из бумаги. Презентация «Архангельская щепная Птица Счастья».
Раздаточный материал: желтая цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры, салфетка для рук.
План занятия.
- Организационный момент.
- Вводная беседа. (Показ слайдов).
- Сказка – легенда. (Показ слайдов).
- Анализ образца.
- Повтор правил безопасной работы с ножницами и клеем.
- Практическая работа (изготовление туловища, крыльев, хвоста птицы).
- Физминутка.
- Выставка работ.
- Рефлексия.
- Уборка рабочего места.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа.
ПТИЦА СЧАСТЬЯ
Время минет. И всё простится,
И покажется пустяком.
Птица счастья - щепная птица
Приютилась под потолком.
Может, сказки это, поверья,
Что нам благо она несёт?..
Распластала резные перья,
Приготовясь пуститься в лёт.
Долго будет на нитке виться...
Почему же чудес хочу?
"Оставайся, щепная птица",-
Ей по-детски шепчу, шепчу
Ноговицын В
Образ птицы всегда привлекал людей и находил отражение в разных видах народного творчества. Это вышитая птица Рава на полотенце из Ярославской области, лепная глиняная птица с птенцом на спине из Каргополя и щепная птица народного мастера А. Петухова из села Волошки Архангельской области.
В народе издавна считали, что своим громким щебетом птицы прогоняли с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье. Сохранились легенды, рассказывающие о чудесных птицах.
До наших дней дошла такая легенда
На далёком севере в Архангельской губернии жил – был охотник. Зима на севере долгая, холодная: то вьюга, то метель, то сильная стужа. А в этот год зима задержалась надолго; выстудила человеческое жильё, и заболел у охотника младший сынишка. Болел долго, исхудал, побледнел; ни врач не помог, ни знахарь. Горе охотнику. Жалко сынишку. Спросил охотник у сына: “Что же ты хочешь?” Тихо-тихо прошептал мальчик: “Хочу увидеть солнышко…”. А где его возьмёшь на севере? Задумался охотник, истопил очаг, чтоб теплее стало. Но огонь не солнышко.
Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкой его лицо; и понял он, как можно помочь сыну.
Всю ночь работал охотник. Вырезал из полена птицу, настрогал из лучины щепки, украсил их ажурной резьбой. Повесил птицу над кроватью сына, и птица вдруг ожила: закружилась, задвигалась в струях горячего воздуха, что шёл от печи.
Мальчик проснулся, заулыбался и воскликнул: “Ну, вот и солнышко!” С этого дня ребёнок стал быстро поправляться. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её “святым духом”, хранительницей детей, символом семейного счастья.
Её как фамильный тотем - оберег подвешивали под лампу в красном углу горницы, где стоял обеденный стол. Подвешенные на тонкой бечевке к потолку, забавные птицы мирно «дремали» весь день. А по вечерам, когда вся семья собиралась за столом у кипящего самовара, а изба наполнялась неторопливым говором, чудо-птица вдруг оживала. Медленно вращалась она над столом, словно заглядывала во все уголки избы, проверяя, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад.
Подвешивали птицу над столом, а точнее, над тем местом, где обычно стоял самовар. Нетрудно догадаться почему. Теплый воздух от горячего самовара, поднимаясь к потолку, едва касался легких перьев птицы, но этого было вполне достаточно, чтобы она могла медленно и плавно вращаться. Деревянную жар-птицу хозяин дома чаще всего делал сам, благо инструменты для этого требовались самые простые — нож да топор. Отец передавал свое мастерство сыновьям, а те, вырастая, учили делать диковинных птиц своих детей — так на протяжении многих десятилетий сохранялось у северян это удивительное ремесло. Секреты изготовления щепных птиц не потеряны и в наше время. Сегодня не только деревенские жители, но и горожане охотно украшают свои квартиры забавными щепными скульптурами.
Учитель.
Сегодня я привезла вам в дар красивую щепную птицу. Это ли ни чудо! Я хочу, чтобы она поселилась в вашей школе, в вашем классе. А сейчас попробуем сделать свою Птицу Счастья из доступного нам материала – бумаги способом оригами.
3. Практическая работа:
учащиеся работают параллельно с учителем. (Последовательность выполнения птицы показаны в слайдах презентации).
4. Итог урока
Учитель:
Мы с вами сделали птицу – символ добра, мира, любви!
Бережно возьмите птицу своими руками, чтоб она слышала биение вашего сердца, читала помыслы вашей души. Представьте, что вы держите в руках настоящую птицу счастья. Какое пожелание вы загадали бы ей?
Ученики. Хорошо учиться, быть здоровым, счастья родным и близким.
Учитель. Загадайте желание себе, семье, классу, а может быть школе. А птичка возьмёт на себя роль нести это желание. С этой минуты поверим, что оно сбудется.
А я скажу своё пожелание: “Пусть вам сопутствует удача, пусть у вас вырастут и расправятся крылья, как у нашей птички, и чтоб вы стали надёжной опорой для ваших родителей”. Я помещаю птичку в “поднебесье”. А мы под её крыльями будем ощущать добро, тепло и любовь.
Сегодня мы сотворили чудо! Мы делали одинаковые птички, но у всех они получились разные. Я считаю, что все сегодня на уроке справились с заданием и заслужили высоких оценок.
В заключении я хочу прочитать вам стихотворение:
Смысл превращений чудесных
Хотели вы познать
И мастерами стали
Умений не отнять.
В руках умелых ваших
Не возникает зло.
И ваша Птица Счастья
Всем принесет добро.
5. Конец урока.
Презентация. (в архиве совместно с аудиофайлами)