Программное содержание:
Образовательные задачи:
- учить детей делать акустико-артикуляционную характеристику звуков в сравнительном плане, с опорой на различные виды контроля;
- закреплять умение употреблять в речи имена существительные в родительном и творительном падежах.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать артикуляционную моторику;
- дифференцировать звуки [с], [ш] в слогах, словах, предложениях, тексте;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать мыслительную деятельность;
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей самоконтроль за речью;
- воспитывать у детей наблюдательность, доброжелательность.
Словарная работа: Активизировать словарь со звуками [с], [ш].
Предварительная работа: Знакомство детей с характеристикой и артикуляцией звуков [с], [ш], выделение звуков [с], [ш] из состава слова, знакомство с буквами с, ш.
Материал: Наборное полотно, предметные картинки со звуками [с], [ш], игрушки со звуками [с], [ш], наборы для составления схем, разрезные азбуки.
Ход занятия
I. Оргмомент
Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья.
Дети поднимают руки
Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.
Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.
Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны.
Дети покачиваются и машут руками.
Ветер затих – не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.
Дети расслабляются.
Снова подул ветер.
Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются
II. Сообщение темы занятия
Как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш). как подул холодный ветер? (С-с-с-с). Сегодня мы будем повторять звуки с, ш
III. Сравнение звуков с, ш по артикуляционным и акустическим признакам
[с]– губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка за нижними зубами, струя холодного воздуха идет по середине языка. Голос не включается.
[с] – согласный, глухой, свистящий, бывает твердый и мягкий.
[ш] – губы округлены, слегка выдвинуты вперед. Зубы сближены. Широкий кончик языка поднят вверх «чашечкой». Воздушная струя теплая, идет по середине языка. Голос не включается.
[ш] – согласный, глухой, шипящий, всегда твердый.
Чем похожи эти звуки? (согласные, глухие).
Чем они отличаются? ([с] – свистящий, язык внизу)
([ш] – шипящий, язык внизу)
IV. Произношение звуков [с], [ш] в слогах
Решили звуки [с], [ш] совершить путешествие. Мы отправляемся вместе с ними. Подошли звуки [с], [ш] к Красному замку. Какие звуки в нем живут? (Гласные звуки). Давайте подружим звуки [с], [ш] с гласными звуками. Звук [с] подружился со звуком [а]. Что получилось? (Слог са.)
Аналогичные задания проводятся с другими звуками.
Познакомились слоги. Потом решили поговорить друг с другом. Они говорят, что у куклы Стеши, которая живет рядом, сегодня день рождения. Им тоже хочется пойти к ним. Они спрашивают друг у друга, пригласит ли она их? Са-ша-са? (Вопросительно)
Со-шо-со. (С просьбой)
Кукла Стеша услышала их разговор и вышла из домика. «Ну конечно, я вас всех приглашаю!»
Слоги обрадовались и воскликнули радостно: ста-шта-ста! – и подарили ей шарик.( Дети повторяют слоги )
Стеша говорит: «Давайте поиграем с шариком!»
V. Физминутка
а) Пальчиковая гимнастика «Шарик»
Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел – Стал он тонкий и худой. |
Все пальцы обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуть на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальцы принимают исходное положение. |
б) Имитация движений.
Логопед читает стихотворение. Дети имитируют движения
Шарик, шарик мой воздушный, Непоседа непослушный! |
Подкидывают шарик то левой, то правой рукой. |
Шарик круглый, шарик гладкий, шарик тонкий, шарик мягкий. |
Описывают руками круг. Трогают шарик, гладят. |
Я на шарик нажимаю, | Нажимают. |
И из рук он вылетает Вверх. Но я его поймал, Нитку к пальцу привязал. |
Поднимают руки кверху, «ловят» шарик. «Наматывают» нитку. |
Вправо – шарик, влево – шарик, Мой светящийся фонарик! |
Руки параллельно вправо и влево. |
Дай, тебя я обниму | Обнимают шарик. |
И к щеке своей прижму. Ты меня не покидай, Будь со мной, не улетай! |
Прижимают к щеке. |
VI. Произношение звуков [с], [ш] в словах
1. Кого еще пригласила на день рождения Стеша? (Выставляются игрушки: петушок, слон, сова, кошка, собака, лошадка, лягушка, матрешка и др.)
Дети называют слова со звуком [с], затем со звуком [ш]. (в родительном падеже)
2. Стеша, а что тебе подарили на день рождения? (Стеша называет подарки, но неправильно произносит звуки – скаф, масину, сапку, шир, шанки, миску, коску, субу и т.д.)
Дети исправляют ее.
VII. Развитие фонематического восприятия. Звуко-буквенный анализ слов.
Ребята, а мы сейчас покажем Стеше, как мы обозначаем звуки, слоги. (Раздаю детям картинки. Дети выполняют звуковой анализ слова, выкладывают его буквами.)
VIII. Произношение звуков [с], [ш] в предложениях.
Мишутка предлагает поиграть в игру «Подскажи слово». Он назовет два слова, а вы добавьте нужное слово, чтобы получилось предложение.
- Соня – шапка (Соня купила шапку)
- Стеша – каша
- Кошка – мышка
- Лягушка – мошка
IX. Звуки [с], [ш] в связной речи.
Начали гости разные истории рассказывать. Послушайте, что рассказала матрешка о своей подружке Саше: «Подарить Саша мишка. Саша гулять с мишка. Она надевать на мишка штанишки и сапожки. Саша любить мишка».
Дети восстанавливают согласование слов в предложении и пересказывают текст
X. Развитие фонематических представлений.
Стеша: Ребята, я хочу угостить вас. Догадайтесь, какое угощение я для вас приготовила, оно начинается на звук [ш]. (После ответов детей, Стеша угощает их шоколадом).
Логопед: Ребята, как вы думаете, а чем можно угостить гостей, чтобы в названии был звук [с] или [ш]? (Дети называют разные угощения в творительном падеже).
Дети благодарят Стешу за все и прощаются.
XI. Итог занятия.
Ребята, о каких звуках мы сегодня говорили? Что вы знаете о них? Покажите, как вы научились произносить звуки [с], [ш].
Дети произносят за логопедом слова: сынишка, пастушок, пушистый, стеклышко, шелест, сушить, смешить, послушный, насмешишь.