Логопедическое занятие по формированию фонетико-фонематических средств языка и обучению грамоте с детьми общего недоразвития речи

Разделы: Логопедия


Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • учить детей делать акустико-артикуляционную характеристику звуков в сравнительном плане, с опорой на различные виды контроля;
  • закреплять умение употреблять в речи имена существительные в родительном и творительном падежах.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать артикуляционную моторику;
  • дифференцировать звуки [с], [ш] в слогах, словах, предложениях, тексте;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать мыслительную деятельность;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей самоконтроль за речью;
  • воспитывать у детей наблюдательность, доброжелательность.

Словарная работа: Активизировать словарь со звуками [с], [ш].

Предварительная работа: Знакомство детей с характеристикой и артикуляцией звуков [с], [ш], выделение звуков [с], [ш] из состава слова, знакомство с буквами с, ш.

Материал: Наборное полотно, предметные картинки со звуками [с], [ш], игрушки со звуками [с], [ш], наборы для составления схем, разрезные азбуки.

Ход занятия

I. Оргмомент

Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья.

Дети поднимают руки

Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.

Дети быстро-быстро шевелят пальчиками.

Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны.

Дети покачиваются и машут руками.

Ветер затих – не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.

Дети расслабляются.

Снова подул ветер.

Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются

II. Сообщение темы занятия

Как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш). как подул холодный ветер? (С-с-с-с). Сегодня мы будем повторять звуки с, ш

III. Сравнение звуков с, ш по артикуляционным и акустическим признакам

[с]– губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка за нижними зубами, струя холодного воздуха идет по середине языка. Голос не включается.

[с] – согласный, глухой, свистящий, бывает твердый и мягкий.

[ш] – губы округлены, слегка выдвинуты вперед. Зубы сближены. Широкий кончик языка поднят вверх «чашечкой». Воздушная струя теплая, идет по середине языка. Голос не включается.

[ш] – согласный, глухой, шипящий, всегда твердый.

Чем похожи эти звуки? (согласные, глухие).

Чем они отличаются? ([с] – свистящий, язык внизу)

([ш] – шипящий, язык внизу)

IV. Произношение звуков [с], [ш] в слогах

Решили звуки [с], [ш] совершить путешествие. Мы отправляемся вместе с ними. Подошли звуки [с], [ш] к Красному замку. Какие звуки в нем живут? (Гласные звуки). Давайте подружим звуки [с], [ш] с гласными звуками. Звук [с] подружился со звуком [а]. Что получилось? (Слог са.)

Аналогичные задания проводятся с другими звуками.

Познакомились слоги. Потом решили поговорить друг с другом. Они говорят, что у куклы Стеши, которая живет рядом, сегодня день рождения. Им тоже хочется пойти к ним. Они спрашивают друг у друга, пригласит ли она их? Са-ша-са? (Вопросительно)

Со-шо-со. (С просьбой)

Кукла Стеша услышала их разговор и вышла из домика. «Ну конечно, я вас всех приглашаю!»

Слоги обрадовались и воскликнули радостно: ста-шта-ста! – и подарили ей шарик.( Дети повторяют слоги )

Стеша говорит: «Давайте поиграем с шариком!»

V. Физминутка

а) Пальчиковая гимнастика «Шарик»

Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
Все пальцы обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуть на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальцы принимают исходное положение.

б) Имитация движений.

Логопед читает стихотворение. Дети имитируют движения

Шарик, шарик мой воздушный,
Непоседа непослушный!
Подкидывают шарик то левой, то правой рукой.
Шарик круглый, шарик гладкий,
шарик тонкий, шарик мягкий.
Описывают руками круг. Трогают шарик, гладят.
Я на шарик нажимаю, Нажимают.
И из рук он вылетает
Вверх. Но я его поймал,
Нитку к пальцу привязал.
Поднимают руки кверху, «ловят» шарик. «Наматывают» нитку.
Вправо – шарик, влево – шарик,
Мой светящийся фонарик!
Руки параллельно вправо и влево.
Дай, тебя я обниму Обнимают шарик.
И к щеке своей прижму.
Ты меня не покидай,
Будь со мной, не улетай!
Прижимают к щеке.

VI. Произношение звуков [с], [ш] в словах

1. Кого еще пригласила на день рождения Стеша? (Выставляются игрушки: петушок, слон, сова, кошка, собака, лошадка, лягушка, матрешка и др.)

Дети называют слова со звуком [с], затем со звуком [ш]. (в родительном падеже)

2. Стеша, а что тебе подарили на день рождения? (Стеша называет подарки, но неправильно произносит звуки – скаф, масину, сапку, шир, шанки, миску, коску, субу и т.д.)

Дети исправляют ее.

VII. Развитие фонематического восприятия. Звуко-буквенный анализ слов.

Ребята, а мы сейчас покажем Стеше, как мы обозначаем звуки, слоги. (Раздаю детям картинки. Дети выполняют звуковой анализ слова, выкладывают его буквами.)

VIII. Произношение звуков [с], [ш] в предложениях.

Мишутка предлагает поиграть в игру «Подскажи слово». Он назовет два слова, а вы добавьте нужное слово, чтобы получилось предложение.

  • Соня – шапка (Соня купила шапку)
  • Стеша – каша
  • Кошка – мышка
  • Лягушка – мошка

IX. Звуки [с], [ш] в связной речи.

Начали гости разные истории рассказывать. Послушайте, что рассказала матрешка о своей подружке Саше: «Подарить Саша мишка. Саша гулять с мишка. Она надевать на мишка штанишки и сапожки. Саша любить мишка».

Дети восстанавливают согласование слов в предложении и пересказывают текст

X. Развитие фонематических представлений.

Стеша: Ребята, я хочу угостить вас. Догадайтесь, какое угощение я для вас приготовила, оно начинается на звук [ш]. (После ответов детей, Стеша угощает их шоколадом).

Логопед: Ребята, как вы думаете, а чем можно угостить гостей, чтобы в названии был звук [с] или [ш]? (Дети называют разные угощения в творительном падеже).

Дети благодарят Стешу за все и прощаются.

XI. Итог занятия.

Ребята, о каких звуках мы сегодня говорили? Что вы знаете о них? Покажите, как вы научились произносить звуки [с], [ш].

Дети произносят за логопедом слова: сынишка, пастушок, пушистый, стеклышко, шелест, сушить, смешить, послушный, насмешишь.